После успешного десятидневного полёта Джебедайи на корабле Z-8 в Центре возникла идея облета Люны и, если повезет, то даже посадки на неё.
Для облётной миссии хватало и готовых ракет, а вот с посадкой возникали сложности. Не сколько технические, сколько финансовые: вся пилотируемая программа была под контролем военных, которые совершенно не хотели выделять ресурсы на бесполезные (с их точки зрения) проекты. Особенно с учетом того, что программа "Воронье гнездо" хронически не укладывалась в сроки.
Облетная миссия состоялась в начале 506 года. Цель была исключительно политической - доказать, что достижение Люны возможно (руководство центра скромно умолчало о том, что выйти на орбиту Люны корабль не мог).
За облётом Люны последовало несколько попыток посадить на Люну беспилотные зонды. Это был максимум того, что мог позволить себе Центр при тогдашнем финансировании. На разработку и уже тем более на испытания дорогостоящего корабля просто не было ресурсов (хотя, конечно, некоторые предварительные, чисто бумажные, проработки проводились).
Проект люнной экспедиции ("Ближняя скала") так и остался бы на бумаге, если бы не два неожиданных события:
Первым стали изменения в верхушке командования Андакании, а точнее - возвышение главного полит-офицера армии и, как следствие, большее внимание к публичным программам, демонстрирующим превосходство страны.
Вторым было появление на Кербине второй космической державы, а именно Королевства Гериния. Причем в отличие от Андакании, программа Геринии изначально была политизированной и крайне закрытой - картина, которая рисовалась по редким и неточным утечкам информации сильно отличалась от реальности.
В 506 году в руки агентов Андакании попал пакет документации на ракету TLV. Характеристики ракеты привели специалистов Центра в изумление - она превосходила любую из существующих ракет. Правда, ни специалисты, ни разведка не поняли, что к ним в руки попал всего лишь проект ракеты - на тот момент её разработка не зашла дальше полноразмерных макетов (нечеткие фотографии которых и были приняты за реальное изделие). Более того, Гериния еще даже не закончила испытания своей первой легкой ракеты и не запустила ни одного спутника!
Тем не менее, военное руководство Андакании приняло "бумажную" ракету за настоящую, а проект универсального фоторазведчика - за корабль для люнных экспедиций. Которым тот, в конечном итоге и стал - но лишь несколько лет спустя. Программе "Ближняя скала" был дан зеленый свет.
Началось проектирование люнного корабля, получившего индекс Z typ.5. Новый корабль оказался втрое тяжелее своего орбитального предшественника и состоял из двух ступеней.
На посадочной стоял мощный двигатель LV-T909, над ним - небольшой расходный топливный бак, затем материаловедческая лаборатория и блок с электроникой для автоматической посадки (которая была отработана на зондах PS-15 - PS-21). Все это было окружено шестью цилиндрическими топливными баками, к которым крепились посадочные опоры, научное оборудование и аккумуляторы. Такая довольно странная конструкция получилась потому, что разработчики старались сделать корабль максимально устойчивым (то есть коротким) и при этом вписаться в обтекатель ракеты D-4.
На взлетной ступени стояли легкие двигатели LV-1F и шесть твердотопливных ускорителей для быстрого отделения от посадочной ступени. Также там размещались все системы связи и жизнеобеспечения.
Поскольку ракета D-4 могла вытащить заправленный лунный корабль максимум на низкую орбиту Кербина, система дополнялась танкером-разгонщиком.
Танкер стыковался с кораблем на низкой орбите Кербина (замечу, что сам люнный корабль был неспособен к активной стыковке), разгонял его к Люне и выводил на её орбиту. По предварительным расчетам схема была в принципе реализуемой, хоть и на пределе возможностей техники.
В начале 507 года прототип танкера OT-1 был испытан на орбите Люны и автоматически состыковался с мишенью X-17.
В середине того же года были запустили корабль Z-16. К сожалению, ракета D-4 запускалась в перегрузочном варианте, и люнный корабль потратил половину топлива просто на то, чтобы выйти на стабильную орбиту вокруг Кербина. Танкер OT-2 пристыковался, дозаправил и вывел корабль к люне, однако топлива в итоге не хватило даже для первой фазы торможения - миссию ограничили коротким пребыванием на орбите Люны. Возвращение прошло успешно.
Инженеры центра ответили на проблему глубокой доработкой танкера. Новый прототип перестал быть самостоятельным кораблем и был сделан на основе второй ступени ракеты D-4. Запас топлива ступени был увеличен втрое.
С этим танкером в конце 507 года и состыковался корабль Z-17. Эта связка работала уже лучше: выход на орбиту Люны прошел безупречно, торможение со снижением тоже, но... несмотря на все усилия баллистиков и пилота топливо в посадочной ступени закончилось на километровой высоте. Посадка была экстренно прервана, и экипаж на последних каплях топлива взлетной ступени вернулся на Кербин.
Стало ясно, что с имеющимися ракетами посадка на Люну невозможна даже по двухпусковой схеме.
Программа оказалась на грани закрытия. Впрочем, набранной инерции хватило, чтобы отложить запуски до ввода в строй новой ракеты E-1.
За прошедшие два года сам люнный корабль был доработан: запас топлива увеличили, а научное оборудование облегчили и перекомпоновали в модульных блоках нового поколения.
Танкер построили на основе второй ступени ракеты E-1, и - наконец-то! - топлива стало хватать даже по пессимистичным оценкам.
В конце 509 года состоялась новая экспедиция. На этот раз всё прошло идеально, и корабль Z-18 (экипаж: Джебедайя Керман и Боб Керман) впервые сел на Люну.
Возвращение прошло успешно.
В следующем году состоялась вторая, также удачная, экспедиция Z-19 с Валентиной и Биллом Керманом.
После двух успешных полетов программа была закрыта - слишком уж дорого обходились экспедиции по двухпусковой схеме. Пропагандистский эффект был достигнут, а о научном (который был весьма значим) руководство Андакании думало мало.
This entry was originally posted at
https://snownoise.dreamwidth.org/174903.htmlNow there are
comments in the original post.