О смерти российской космонавтики

Oct 02, 2018 22:46

После вчерашней речи Рогозина у меня люто, бешено бомбит. Бомбит с очевидного.



С того, что многие считают нынешнюю Россию космической державой первого эшелона. Казалось бы, по формальным признакам так оно и есть. Страна, которая возит всех на МКС. Страна, которая продаёт американцам свои великолепные двигатели. Страна, которая имеет огромный опыт по эксплуатации орбитальных станций.

Проблема одна: все это - достижения другой, ныне несуществующей страны. И мы почти подошли к тому моменту, когда эти достижения начинают превращаться в тыкву.
Вероятно, мне скажут, что нет ничего зазорного в том, чтобы использовать наработки прошлого. Все так делают. И это тоже правда, и это правильно.Да, всё так, если бы не одно небольшое «но». Мы были далеко впереди, но в какой-то (вполне определённый) момент перестали идти вперёд. Совсем. Остановились и сели на задницу. В первый момент - по совершенно объективным причинам. Но только те, кто были далеко позади - не останавливались. И они не просто шли вперёд, пока мы стояли - они постепенно ускоряли и ускоряли шаг.
А теперь уже очевидно, что даже если мы бросим всё и снова начнём идти, то в любом случае окажемся далеко позади. Мышцы атрофировались, дыхалка не так, а в голове вместо «что делать» только мысли о великом прошлом. А другие уже переходят на бег, вовсем как мы полвека назад.
Такая вот неприятная метафора.

Если же говорить более полно, то да: формально у нас есть пол-станции, пилотируемые корабли, коммерческий сектор и великолепные движки на продажу. И да, сейчас от нас зависят и США, и Европа. Пока что.А на деле наши замшелые космоуправленцы проспали чуть более чем всё. Я просто приведу список того, что сейчас подходит в практической реализации в других странах:

2019 год - пилотируемые полёты Dragon 2 и Starliner. Ничего прорывного. Обычные корабли для низкой орбиты. Но это - ликвидация нашей фактической монополии на пилотируемые полёты к МКС.


2020 год: первый полёт Vulcan/Centaur, новой ракеты от ULA, которая заменит Atlas V (да, вот та что с российскими РД-180) и Delta 4. Вместо наших движков там будут стоять метановые BE-4 от Безоса (контракт подписан в прошлый четверг), которые сейчас уже активно испытываются.


image Click to view



На тот же год намечен и первый полет супертяжа от Blue Origin - New Glenn. С BE-4 на первой и уже летавшими водородниками BE-3 на второй. С посадкой первой ступени на корабль. Корабль под это уже куплен, а на мысе Канаверал уже построены огромные сборочные цеха и новый ЦУП от Blue Origin.


Тогда же должен полететь новый Ariane 6 с унифицированной легкой Vega C. Ничего прорывного - новая ракета просто должна быть сильно дешевле нынешней Ariane 5 за счёт унификации и упрощения кучи узлов и процедур. Первые контакты на запуск подписаны месяц назад, строительство стартового стола в Куру идёт.


image Click to view



Orbital ATK пилит Restore-L - новый спутник для дозаправки старых спутников. Еще он может корректировать им орбиты. Причём тем, которые в принципе не рассчитывались на дозаправку и обслуживание. Сейчас собирается и испытывается в центре им.Годдарда.


image Click to view



Что ещё?
Взрывной рост легких космических стартапов. Да, 90% скорее всего стухнет, но даже оставшихся хватит на то, чтобы получить новые интересные технологии.
Пока что летает только RocketLab с их реально инновационным Электроном: композитные баки, электронасосы вместо турбонасосов, распечатанные на 3D-принтере двигатели.

Vector пока не полетел, но уже может что-то показать.
Ursa Major Technologies ракеты делать вообще не планирует, а хочет продавать свои двигатели.
Stratolaunch Systems тихо ковыряют свой мегасамолёт, а еще одна похожая компания - Virgin Galactic на днях впервые испытала новый двигатель для LauncherOne, ракеты воздушного старта.

Китай вышел на первое место по количеству запусков и продолжает разрабатывать новое семейство ракет ("Великий поход" от номера 5 и выше).
Да, и впервые готовится посадить зонд на обратную сторону Луны.
На микроспутниках и кубсатах испытывают кучу перспективных технологий: от лазерной связи до систем сведения мусора с орбиты.
Рынок легких и микроспутников вообще переживает бурный рост: не зря микроносители делают все кому не лень: не все хотят долго ждать попуток для запуска своего кубсата.
Nanoracks готовит для МКС отдельный коммерческий шлюз для запуска микроспутников.
Надувной модуль Bigelow летает на МКС уже больше двух лет и чувствует себя отлично.

А что же у нас?
Двадцать лет назад мы имели лидерство в системах жизнеобеспечения, эксплуатации долговременных орбитальных станций и стыковочных агрегатах.
Сейчас наши западные партнеры переняли весь наш опыт и пошли дальше.
Например, буквально на прошлой неделе на МКС доставили новый блок регенерации кислорода, который превосходит все наши наработки.
Стыковка? В прошлом году на МКС доставили два андрогинных узла iLIDS, для стыковки пилотируемых кораблей. Да, технически это доработанный и улучшенный американский вариант нашего АПАС89/95, который был разработан еще для Бурана и потом допилен под шаттлы и МКС.
Аналогов же их CBM с его огромным люком у нас и вовсе никогда не было. У нас по-прежнему в ходу стыковочные агрегаты с небольшим погоном, которые приходится стягивать струбцинами и протягивать кишку вентканала через люк. Поменять оборудование в научном модуле, как это делается в американском сегменте, через него нельзя. Тупо не пролезает. Хотя что это я... у российского сегмента за 20 лет так и не появилось полноценного научного модуля. Выведение несчастной "Науки" сдвинули уже на 2019 год.
Что еще? Опыт эксплуатации станций? За 20 лет на МКС его набрали все, кроме китайцев, которых там просто нет. Но они получает его на своей полноценной станции (которая будет весьма близка к Миру).
Спутники видовой разведки? Даже у Индии их больше, чем у нас.
Научные программы? Не смешите. У России ровно один научный спутник - радиастрон. И ни одной успешной научной программы за пределами земной орбиты.

Военные спутники? Это единственное, в чем мы не отстаем. Только вот гражданской космонавтике и науке это никак не помогает.
Новые ракеты?
Производство Ангары никак не могут освоить в Омске, а когда освоят - летать много она не будет: коммерческих заказов на неё нет, УРМы слишком дороги, а от пилотируемого варианта уже отказались. Дорога ей только одна - возить редкие спутники для минобороны.
У Союза-5/Сункара/НеЗенита перспективы чуть лучше (по крайней мере под него уже есть столы на Байконуре), но в нём тоже нет ничего нового: это всего лишь русифицированный Зенит с переводом на метан. Даже в идеальном варианте он проигрывает Falcon9 block 5 по характеристикам, не говоря уже про цену. Нужен он только национальной космонавтике, которую не ждёт ничего хорошего - см ниже.
Новый пилотируемый корабль? Пока не видно ничего, кроме сделанных в Германии макетов, которые возят по выставкам. Не исключено, что рано или поздно Федерацию доделают - под самое затопление МКС. Когда возить уже будет некуда. В национальную российскую станцию я не особо верю - достаточно посмотреть на ситуацию с "Наукой", чтобы понять, что даже блоки орбитальных станций мы делать разучились. Китаю мы можем потребоваться только как младшие партнеры, ровно до тех пор, пока он не выжмет наш опыт, как это уже сделали в NASA.

Подытожу.
Гигантского задела советского космоса хватило ровно на 30 лет.
За это время было просрано почти всё, даже то, что мы отлично умели делать: старые добрые ракеты Союз и Протон. Количество аварий всё растет, и недавняя дырка в Союзе - отличный индикатор.
Ничему новому мы научиться не смогли. Потому что не захотели.
Мир меняется на глазах, и смотреть в прошлое бесполезно. Почти все страны (кроме Индии) сейчас отказываются от старых линеек ракет и разрабатывают новые (Vulcan, Falcon9, OmegA, Arian-6/Vega C, H3, новые серии Великого похода), с расчетом на дешевые/массовые, или же рекордные по нагрузке пуски. Рынок спутников растет на глазах, на глазах появляется масса новых игроков, новые технологии и новые идеи.
Один лишь Роскосмос грезит старым советским величием, не понимая, что те времена уже давно прошли и уже не вернутся.
Нужно начать смотреть в будущее и признать ошибки здесь и сейчас. Жаль, что сделать это отрасль уже не может. Инициативных людей в ней почти не осталось.
Впрочем, уже поздно. Даже при идеальном раскладе и воле что-то изменить мы сможем войти в лучшем случае в список космических держав второго эшелона. Если же всё останется как есть, то скоро мы обнаружим себя где-то на уровне Индии. В лучшем случае.

Формально пациент еще не мертв, пульс вроде бы есть. Только вот мозг уже превратился в тыкву, и всё, что ждет пациента впереди - растительное существование и - если повезёт - растаскивание на органы для соседей с деньгами.
И это для меня, как для фаната космонавтики, очень и очень грустно. This entry was originally posted at https://snownoise.dreamwidth.org/175750.html Now there are
comments in the original post.

space

Previous post Next post
Up