Обитаемые орбитальные станции считались ядром военной доктрины Андакании с самого начала пилотируемой программы. Они должны были управлять орбитальными радарами для поиска авианосных флотов Нихасимы, именно на них должны были стоять орбитальные телескопы для анализа целей и именно они должны были донаводить ракетные блоки дальней противокорабельной обороны.
По ранним планам радарной разведкой должны была заниматься спутники типа RR, однако постоянные проблемы с надежностью электроники вынудили Центр пересмотреть первоначальный проект: радары должны были стыковаться со станциями и проводить в таком виде большую часть времени.
К сожалению, инженеры слишком долго пытались довести автономные радары до рабочего состояния. К тому моменту, когда все поняли, что автономные радары не работают, корпус первой станции уже собирался в экспериментальном цеху Центра.
О станции KOL-1.
Первая обитаемая станции Кербина состояла из пяти основных отсеков. В носовой части был малый агрегатный отсек с системой ориентации на сжатом азоте (стандартный блок, использовавшийся на всех ранних кораблях и спутниках Андакании), электроника системы управления (станция могла управляться и с Кербина, и из пристыкованного корабля) и единственный стыковочный узел, к которому пристыковывались корабли Z четвертой серии. Никакого тоннеля для перехода не было - экипаж переходил из корабля в станцию через открытый космос. Впрочем, стыковочный агрегат позволял объединять системы жизнеобеспечения, электрические и электронные системы корабля и станции в единую сеть.
После агрегатного находился жилой отсек, с одним спальным местом, подобием кухни и системы удаления отходов.
Далее, за гермопереборкой, находился отсек управления с большим иллюминатором для наблюдения и мощным телескопом. Этот же отсек служил входным шлюзом. Большим минусом было то, что в развернутом состоянии телескоп блокировал входной люк, поэтому перед шлюзованием его убирали в жилой отсек. Из-за жуткой тесноты эта процедура занимала несколько часов, к тому же при убранном телескопе жилой отсек полностью блокировался.
После отсека управления, за второй гермопереборкой, находился рабочий отсек. Здесь должно было находится радарное оборудование и место оператора, однако на первой станции всего этого не было, и объем заняли разными экспериментальными системами и прототипом консоли управления радара, переделанной из наземного тренажера.
После рабочего отсека располагался блок грузовых контейнеров с едой, водой и запасами кислорода, а еще ниже - основной топливный бак и двигатель LV-909.
Станцию запустили в конце 506 года самой (на тот момент) тяжелой ракетой D-4, а первый экипаж (Джебедайя и Билл) пристыковался в ней в канун нового 507 года.
Первая и единственная экспедиция пробыла на станции 30 дней и в основном занималась описанием неполадок, недоработок и спешной починкой критичного оборудования (например, протекающей внутрь гермообъёма системы удаления отходов). Несмотря на трудности, экипажу удалось проверить в работе основной телескоп станции и даже что-то в него увидеть, даже с учётом практически неработающей системы стабилизации и наведения. После возвращения первой экспедиции и крайне эмоционального разговора Билла Кермана с главным конструктором (об этом "разговоре" до сих пор ходит множество легенд) достройка станции KOL-2 была отложена для доработки проекта и устранения недостатков. А станция KOL-1 сведена с орбиты и затоплена.
Доработка второй станции (KOL-2) шла медленно, и запустили её только через полтора года. Отличий от KOL-1 было не так много: рабочий отcек оператора радара переместили в нос станции (сэкономив одну гермопереборку) и добавили два стыковочных узла на корпусе отсека управления, для радарных блоков типа RR. Доступа к ним изнутри станции не было, но объединение электроцепей и систем вентиляции в общую сеть добавило радарам надежности. Заодно инженеры изменили конфигурацию солнечных батарей и добавили поручни для перехода из корабля на станцию (сложно поверить, но на первой станции их не было!)
Первой экспедиции удалось проверить работу станции без стыковки радарных модулей (их запуск запаздывал). Телескоп стал работать в целом приемлимо, критические системы перестали отказывать, и даже система прямого управления противокорабельными ракетами отработала в целом приемлимо. Здесь, однако, нужно отметить, что дальние противокорабельные ракеты типа YML-15 еще не были готовы, и работу системы проверяли на имитаторах, переделаных из ракет YML-5.
Вторая экспедиция полетела к станции уже в следующем, 509 году, после пристыковки двух радарных блоков.
Итоги полёта были не столь хороши: да, поисковые радары в целом работали и за счет объединенной системы охлаждения даже не перегорали (как они любили это делать в автономном полёте), но вот температура внутри станции при этом поднималась до 40-45 градусов. Имитация же наведения ракет по радарной подсветке цели не заработала вообще: все восемь тестовых ракет ушли мимо цели. И это при полном отсутствии РЭБ!
По итогам полёта станция была признана частично-пригодной для работы и оставлена на орбите. Инженеры надеялись довести хотя бы систему подсветки цели, заменив радарные блоки на новые.
Третья экспедиция слетала к станции только через год, и это была первое использование станции по назначению: экипаж отслеживал флоты Нихасимы во время крупных учений. Удалось не только сделать множество качественных снимков новых ударных авианосцев, но и понаблюдать за работой ПВО флота Нихасимы. К сожалению, бытовые условия на станции оставались совершенно невыносимыми, особенно при работе радаров.
Эта экспедиция стала последней для KOL-2, хотя сама станция и осталась на орбите в резерве до 511 года.