[KSP] Глава 17 - Инженерные особенности ракетной программы Геринии

Feb 23, 2019 14:02

Ракетная школа Геринии, развиваясь совершенно независимо от школы Андакании, приобрела совершенно иные черты.


Первое отличие - отказ от модульности. Инженеры Центра предпочитали универсальные или хотя бы унифицированные модули, которые затем комбинировали в разных вариантах и получали семейства ракет, внутри которых можно было весьма гибко варьировать характеристики ракет и их стоимость.
Инженеры Геринии напротив, предпочитали делать одну ракету для класса задач, стараясь использовать, впрочем, одни и те же двигатели. Единственным одинаковым узлом на всех ракетах первого поколения были специфические боковые ускорители конусовидной формы.

Вторым отличием было топливо. Ракеты Андакании делались либо твердотопливными, либо на высококипящих компонентах. Причинами были во-первых диктат военных и их требования по хранению готовых ракет, во-вторых общая развитость химической промышленности и относительная доступность подобного горючего и в третьих - инерция инженерной школы. Инженеры Андакании просто считали криогенное топливо и двигатели на нем ненадёжными, требующими сложных систем зажигания и главное - сильно преувеличивали проблему испарения топлива в баках.
В противоположность этому инженерная школа Геринии считала использование токсичного топлива варварством*, которое стоило не терпеть лишь даже в таких ограниченных секторах как двигатели ориентации и малой тяги (все ранние двигатели ориентации в Геринии работали на сжатом азоте). Плюс, разумеется, инженерам нравилась большая эффективность криогенных двигателей.

Третьим важным отличием были так называемые «разгонные блоки».
Гериния долго не могла освоить производство достаточно мощных перезапускаемых двигателей, потому верхние ступени первого поколения ракет могли запускаться ровно один раз. Конечно, это приводило к массе проблем - например, ракеты Геринии просто не могли выдать отдельный импульс в апоцентре. Стандартная циклограмма ракет Геринии предполагала, что центральный блок ракеты поднимает апогей до рабочего, и затем третья ступень закругляет орбиту и отделяется.
Напротив, вторые ступени ракет (cерий D и E) могли и довести апогей до нужного, и закруглить орбиту, и даже (при наличии топлива) вывести нагрузку на отлётную траекторию.
Эта проблема довольно долго ограничивала Геринию пусками на орбиту Кербина - подходящих отлётных (четрвёртых) ступеней не было.
В конечном итоге инженеры Геринии решили проблему, однако вместо доработки третьей ступени стали делать отдельные отлётные блоки, которые вместе с полезной нагрузкой размещались под обтекателем ракеты.

Четвертым отличие стали системы управления.
Блок авионики у ракет Андакании с самого начала устанавливался на верхней ступени. Полезная нагрузка никак не зависела от ракеты, а ракета не зависела от неё. Эта особенность потом позволила с легкостью запускать коммерческие спутники.
Ракеты Геринии, напротив, не имели электроники управления. Все системы управления, связи и телеметрии стояли на полезной нагрузке. Решение оказалось не самым лучшим и сейчас сложно понять, почему была выбрана именно такая схема.
Впрочем, все спутники Геринии первого поколения (и пилотируемые, и беспилотные) собирались на одной платформе типа Alba - разнообразия полезных нагрузок в принципе не существовало, и блок управления не нужно было интегрировать в каждый тип спутников отдельно.

*Известна история, когда в 506 году один полковник Королевских ВВС предложил сделать баллистическую ракету на долгохранимом жидком топливе. Его разжаловали в капралы и сослали в далёкий пограничный гарнизон на границе с Герином. Формулировка военного трибунала была такой: "За пропаганду идей, приравненных к варварству и опасных для всех жителей Кербина"

This entry was originally posted at https://snownoise.dreamwidth.org/177994.html
Now there are
comments in the original post.

kerbalspaceprogram

Previous post Next post
Up