Некоторые наблюдения о людях стремящихся к власти и об обществе.

Apr 22, 2015 11:40

"...На свете нет читателей, которые не знали бы, что нацисты истребили шесть миллионов евреев, или что Герман Геринг не обращал внимания на расовые законы и сам определял, кто у него в штабе еврей. Даже старая пражская легенда, согласно которой однажды пьяный в хлам рейхспротектор Рейнхард Гейдрих, выкрикивая антисемитские оскорбления, разрядил обойму своего пистолета в зеркало, давно стала достоянием самой широкой общественности...

... Как государственные деятели, нацисты устроили один из самых чудовищных геноцидов в истории; как частные лица, они сплошь и рядом поддерживали самые тёплые отношения со своими еврейскими друзьями, а в некоторых случаях - и с родственниками...

...народ - не субъект, а объeкт политики. Политика - это крайне специфическая область человеческой деятельности. И занимаются eй по большей части крайне специфические люди, психологический профиль которых нуждается в отдельном описании. Hадеюсь, я сделаю его ещё до конца текущего года, a пока замечу лишь, что любой политик всегда стремится прежде всего к трём вещам: во-первых, к господству; во-вторых, к господству; в-третьих, к господству.

...Определённую идеологическую искренность можно встретить у консерваторов и у либералов. Консерватизм нацелен на фиксацию господствующего положения консерваторов, либерализм - на создание условий, в которых добьются господства либералы. Характерно, что обе идеологии были сформированы ещё до возникновения массового общества и обращены отнюдь не к массам. Всё, что появилось позже - чистой воды демагогия для толпы. Eсли политики избирают идеологию, провозглашающую какие-то иные цели, нежели господство, их априори можно считать лжецами (разумеется, за несколькими неизбежными индивидуальными исключениями). Нацистские политики не руководствовались в частной жизни собственными идеями по той же причине, по которой коммунистическиe политики никогда не верили в коммунизм, а демократические политики не считали, что демократическая система тождественна демократии...

...Луи-Фердинанд Селин, в 30-е годы вполне искренне писавший антисемитские памфлеты, в 40-е волею судьбы получил возможность увидеть быт нацисткой верхушки изнутри и обнаружил, что на этом уровне люди живут совершенно другими интересами. В романе "Север" (если, конечно, "Север" можно назвать романом) один из самых внимательных и самыx интеллектуально честных наблюдателей ХХ века написал:

"....они привыкли удовлетворять все свои прихоти! Уверяю вас, что в Баден-Бадене, Brenner Hotel было достаточно материала для подобных обобщений! <...> и персонал, слуги, вышколенные, внимательные, ловящие на лету любой жест, ja и вздохи… обслуживавшие матерых подпольщиков, товарисчей, «сынков», гестаповцев, обитателей Вильгельмштрассе, tutti frutti… кого угодно!.. та же самая рука, что подносит фазанов, лангуста под двумя соусами и сельдерей, успевает подсунуть сразу четыре «жучка»! в то же самое мгновение! каждому из двенадцати едоков… безукоризненность, внимание, обходительность!.. многие из них обслуживали еще Петэна и Геринга в «Рице» в Париже… да что там Герман! всех высших нацистских чинов и баронессу Ротшильд… в пику всей этой неудавшейся, оборванной, очумелой расистской шантрапе!.. элита остается элитой всегда и везде!.. а остальным - митинги и дерьмо! собирайтесь, треплите языками, размахивайте кулаками, оттопыривайте мизинцы, ползайте на коленях, корчитесь в сортирах, жалкое отродье!.." http://m.litfile.net/read/304213/322000-323000?page=4

Постоянно задающийся уже 70 лет вопрос "почему во времена Рейха немецкая нация обезумела?" - совершенно беспредметен. Национального безумия не было, была преступная государственная политика. Элита считала, что мобилизует народ с помощью близких и понятных ему лозунгов (которые сама ни в грош не ставила), а народ, как мог, приспосабливался к государственной дури. Меня удивляет, что люди с опытом советской жизни часто не замечают фундаментального лицемерия нацизма. Ведь у нас дела обстояли примерно так же. Элита способна навязать обществу самую бредовую концепцию, а народ может приспособиться к любому государственному идиотизму, но было бы наивно думать, будто наверху или внизу кто-то верит в то, что делает. Бог не создал людей верящими в нелепые идеи. Oн создал их носящими маски и играющими в игры. В том числе - в преступные.


Насчитывается в общей сложности сорок две версии объяснения причин холокоста. Некоторые из них откровенно бредовы (например, есть теория, согласно которой нацисты были криптоязычниками, желавшими возродить массовые человеческие жертвоприношения, практиковавшиеся в бронзовом веке). Другие чуть ближе к истине, но в основном тоже затрагивают реальность лишь по касательной. Чаще всего говорится нечто неопределённое о "ненависти". Однако преступления из ненависти совершают подростки из плохих райoнов, а не политики. Политики руководствуются в своих действиях политическими мотивами.

Национал-социализм был революционным рабочим движением, в целом игравшем на том же поле, что и марксизм. Весьма влиятельное крайне левое крыло НСДАП во главе с братьями Штрассерами и вовсе видело в красных союзников и предлагало плечом к плечу с коммунистами сражаться против капитализма. Однако внутрипартийную победу одержала другая фракция, считавшая коммунистов конкурентами и непримиримыми противниками. Опыт России и Венгрии дал нацистам повод рассматривать восточноевропейское еврейство как биологическую базу коммунизма. Восточная Европа была полным полна бедных, плохо интегрированных в общество, часто обладающих только религиозным образованием евреев. Такие люди всегда склонны к радикализму, особенно если их общины оказываются в недружелюбном и полном предрассудков окружении. Нацисты убивали евреев по политическим мотивам, считая их потенциальными коммунистами. Ho c состоятельной и эмансипированной частью еврейства, в первую очередь - германского, всё было несколько иначе.

Существует огромный контраст между судьбами немецких евреев и евреев из стран, в ходе войны оккупированных немецкими войсками. Если в Восточной Европе было истреблено порядка 80-90% евреев, то в Германии - около 25% (цифры приблизительные, как, впрочем, и все цифры потерь во Втoрой мировой войне). Причинам и способам спасения трёх четвертей немецкого еврейства уделяется гораздо меньше внимания, чем методам уничтожения еврейства польского или венгерского. По-человечeски это вполне понятно, но такой подход оставляет картину неполной. Обычно говорится, что немецкие евреи просто вовремя уехали. Отчасти это правда. Но реальность была сложнее.

Немцы нарушали расовые законы так же часто, охотно и изобретательно, как американцы нарушали сухой закон. После принятия расового законодательства люди еврейского и смешанного происхождения оказались разделёнными не несколько категорий. Жизнь есть жизнь, и тут же возникли схемы улучшения категории, в том числе - коррупционные. Часть немецких евреев просто на время перестала быть евреями.

Специалисты по генеалогии и архивному делу начали предлагать желающим (или, скорее, нуждающимся) улучшить их предков. В газетах появились соответстующие объявления. Многие воспользовались этой возможностью. Немки, бывшие замужем за евреями, принялись писать зявления о том, что родили своих детей не от семитских мужей, а от таинственных арийских любовников. И эта схема работала. Наконец, существовала возможность обратиться лично к фюреру с просьбой о признании арийцем. В ход шло всё - от военных заслуг до внешности. В 1936 году Гитлеру поступало в среднем по 600 соответствующих прошений в день. Говорят, он сидел, читал биографии, рассматривал фотографии просителей (учитывая количество заявлений, думаю, что на практике этим занимался скорее кто-то из его аппарата, чем он сам). Многие просьбы удовлетворялись.

Однако существовали и способы добиться исключения из расовых законов в обход бюрократии. Лучшим из них было личное знакомство с кем-нибудь из высокопоставленных нацистов. У Мартина Бормана, Вильгельма Канариса, Карла Дёнитца, Эрнста Кальтенбруннера, Альберта Кассельринга, Бальдура фон Шираха и многих других нашлись еврейские друзья, которых они взяли под свою охрану. Министр пропаганды Йoзеф Геббельс, одной рукой направлявший перманентную антисемитскую кампанию, другой оберегал перед преследованиями около двухсот берлинских евреев. Его супруга Магда спасала евреев в ещё больших количествах (в таких, что Гитлер в конце концов просто запретил ей это делать). Рейхсмаршал Герман Геринг и его жена Эмма (актриса по профессии, дружившая с евреями из театральных кругов) старались не отставать от четы Геббельсов.

Даже Гиммлер, вероятно, самый фанатичный антисемит из всего нацистского руководства, освободил из концлагеря профессора еврейского происхождения Фрица Прингсхейма и помог ему уехать из Германии. Наконец, Адольф Эйхман - массовый убийца и олицетворение ужасов холокоста - позаботился о безопасности своей еврейской мачехи, еврейской кузины, еврейской любовницы, а также одной еврейской семейной пары, с которой его связывала близкая дружба.

Разумеется, обычные немцы, включая членов НСДАП, тоже поддерживали отношения с евреями и по мере возможности помогали им. В 1943 году на одном совещании в Познани Гиммлер сделал тайный доклад, в котором отметил: "... сколько людей, в том числе членов партии, послало мне или в другую инстанцию прошение, в котором говорится, что все евреи, конечно, свиньи, но вот этот вот - порядочный еврей, которого нельзя трогать. Я отваживаюсь утверждать, что, судя по количеству заявлений, в Германии больше порядочных евреев, чем их здесь вообще номинально зарегистрировано. В Германии столько миллионов людей, у которых есть свой порядочный еврей, что количество этих порядочных превышает общее количество евреев."

Так что друживший с Эмилем Морисом Гитлер ничуть не отличался от остальных немцев. Некоторые комментаторы принялись объяснять мне, что, согласно расовым законам, Морис вообще не был евреем, так как к избранному народу принадлежал лишь один его прадед. Однако расовые законы были приняты в 1935 году, а в конце 1927-го, когда произошла ссора Гитлера с Морисом, мало кто верил, что НСДАП придёт к власти, и никто не знал, какие нормы расовой чистоты она провозгласит. В то время количество голосов, собираемых национал-социалистами на выборах, сократилось до двух с половиной процентов, происходил отток членской базы партии, а братья Штрассеры вели дело к её расколу. Вопрос о том, кого считать евреем и как относиться к частичным евреям, был предметом дискуссии.

Проблема Мориса заключалась в его неудачной (по нацистским представлениям) внешности. Он выглядел, как еврей, и товарищи по партии постоянно шептались о его явно неарийском происхождении. По приказу Гитлера было предпринято тайное расследование, без труда выявившеее среди предков Эмиля известного деятеля Шери Мориса, перешедшего в лютеранство из иудаизма и в 1842 основавшего в Гамбурге театр "Талиа". Могли его выявить и другие. В НСДАП многие друг под друга копали и искали на товарищей компромат, в том числе - касающийся вопросов крови (например, у Рейнхарда Гейдриха нашли предка по имени Исидор Зюсс). Если бы фюрер, ездивший по стране с лекциями на тему "Почему мы антисемиты", породнился с потомком Шери Мориса, это подорвало бы идеологическую базу партии, и так балансировавшей на краю существования.

В тот период политические соображения побудили Гитлера порвать все связи с Морисом. Он оказывал давление на Гели Раубаль, угрожая прекратить оказание финансовой помощи её семье. Угроза возымела действие. Летом 1928 года помолвка Гели и Эмиля была расторгнута. Чтобы этого не было мало, Гитлер уволил Мориса, предоставив место своего шофёра Юлиусу Шреку. Морис не на шутку обиделся. Он подал на НСДАП в суд за незаконное увольнение и выиграл дело. Гитлер на процессе отсутствовал, интересы партии представлял Макс Аманн. Нацистам пришлось выплатить Эмилю Морису 800 марок, что вызвало у них бурю возмущения (партийная касса зияла пустотой).

Гитлер предъявил Морису доказательства наличия у него еврейскох предков. Сам Морис впоследствии утверждал, будто до августа 1928 года ничего о них не слышал (что ввиду известности Шери Мориса крайне неправдоподобно). Последовало исключение лучшего друга фюрера и первого инспектора СС из рядов организации. Рудольф Гесс отобрал у него эcесовское удостоверение номер два. Морис остался членом НСДАП, но перестал платить членские взносы. На отсуженные у партии деньги наш герой открыл магазин по продаже часов. Часовщик в очередной раз вернулся к своей основной специальности. После 1928 года он долго не виделся с Гитлером.

A Гитлер 1 октября 1929 года переехал в великолепную девятикомнатную квартиру на Принцрегентштрассе в Мюнхене, обставленную по проекту архитектора Трооста мебелью в стиле ар-деко. Вместе с вождём и четырьмя или пятью его служащими поселилась и Гели Раубаль. Чем хуже обстояли дела в Германии, тем лучше они шли у НСДАП. Посреди Великой Депрессии Гели вела беззаботную жизнь в роскоши, а дядюшка Альф был способен удовлетворить любой её каприз (кроме шубы, разумеется; Гитлер был защитником животных)..." (Источник - Падение часовщика).

"...20 апреля 1935 года Гитлер встречал день рождения в Мюнхене. Эмиль и Хедвига пришли его поздравить. Вождь провёл гостей по своей роскошной девятикомнатной квартире и предложил им сыграть свадьбу здесь, у него дома. Брак под покровительством Гитлера - это был типичный для Мориса способ обойти предписания. В СС существовали определённые правила. Согласно одному из них, член организации должен был доказать чисто арийское происхождение своих предков до 1750 года. Согласно другому, офицер СС мог жениться только с согласия Гиммлера. Морис не соответствовал предъявляемым к эсесовцам расовым параметрам и находился в скверных отношения с Гиммлером... но был ближайшем другом Гитлера, и это было куда важнее любых правил. Универсальная формула "своим всё, остальным - закон" восходит ещё к Макиавелли и никогда не будет отменена..." (Источник - Возвращение часовщика).

Добавлю, что сам Ленин говорил, что в СССР марксизм знают 50 человек, и те не правильно. По выражению Александра Зиновьева марксизм-ленинизм был лишь тонкой пленкой на поверхности. Но люди верили в справедливое общество и светлое будущее и подвижнечески совершали трудовые подвиги.

Полагаю, что немцы считали, что с ними несправедливо обошлись после Первой Мировой, и что они могут силой забрать себе "причитающееся". Подобное, к стати, происходит сейчас на Украине, только они хотят не силой забрать даже, а получить вообще на халяву.

***

"...В жилах Максимилиана текла германская, польская, итальянская и португальская кровь. В жилах его внуков Карла и Фердинанда она смешалась с кровью кастильской, каталонской, французской и еврейской. Карл родился в Генте и воспитывался у своей тётушки Маргариты, занимавшей пост штатгальтера Нидерландов. Фердинанд пришёл на свет недалеко от Мадрида и poc при кастильском дворе. Родным языком Карла был французский, и он очень плохо говорил по-немецки. Это не помешало ему стать императором Священной Римской империи германской нации. Родным языком Фердинанда был испанский, и он совсем не владел германской речью. Однако воцарился в Австрии в качестве эрцгерцога.

Пример братьев Габсбургов показывает, что когда речь заходит о высшей аристократии, понятия "кровь" и "национальность" теряют всякий смысл. Реально оба они были и ощущали себя бургундцaми. В качестве бургундцев их воспринимали и современники. И дело не только в том, что Карл и Фердинанд были магистрами Ордена Золотого Руна, внуками Марии Бургундской и правнуками Карла Смелого. Дело даже не в том, что Максимилиан в одном письме к французскому королю назвал Габсбургов Бургундским Домом. Дело в том, что сама европейская аристократия как социо-культурный феномен - это порождение Бургундии. Немного утрируя, можно сказать, что по культуре и ментальности бургундцами являются все европейские аристократы, включая тех из них, которые не имеют к Карлу Смелому и Золотому Руну ни малейшего отношения...

...Если бы карты легли немного по-другому, Бургундия стала бы одним из обычных европейских государств, и тогда в этой стране сформировалась бы ещё одна обычная европейская нация - бургундская. В силу превратностей судьбы этого не произошло. Бургундия ушла в вечность, в миф, оставив после себя распространившийся на целый континент архетип аристократа - молодого льва, у ног которого лежит весь мир.

Разумеется, в последующие века, когда сформировались современные нации и национальные государства, аристократия прибегла к маскировке и в каждой стране стала называть себя национальной. Но вообще-то "национальная аристократия" - это оксюморон. Аристократия всегда космополитична. Когда аристократ говорит простолюдину "Мы с тобой одной крови - ты и и я", простолюдину лучше бежать куда подальше, ибо это значит, что аристократ задумал нарядить его в шинель и отправить в окопы.

Братья Габсбурги в маскировке не нуждались. Им выдалось жить в честнyю эпоху. Чья земля, того и вера. Чьи деньги, того и победа. Курфюрсты избирали императоров за деньги. Kардиналы избирали пап за деньги. Ландскнехты и кондотьеры служили императорам и папам за деньги. Художники рисовали императоров, пап, ландскнехтов и кондотьеров за деньги. Pеспубликанские добротели уже перестали, а мифы почвы и крови ещё не начали вдохновлять людей на подвиги и преступления. Ведь время национальных государств ещё не пришло, а время независимых городов с их традиционными свободами ушло в прошлое. Собственно, сами братья и отправили мир городских республик в небытие. Они благополучно завершили то, что когда-то начал их прадед Карл Смелый..." (Источник - Наследники Максимилиана).

***

"..."Простые люди исполняют всю тяжёлую работу, поэтому они полезнее для государства, нежели богатые. Мы найдём среди них рабочих, виноградарей, столяров, плотников, каменщиков, солдат, ткачей и торговцев любыми товарами; они обеспечивают процветание государства. Нельзя пренебрегать заботой об их благе."

Это не коммунистический президент Италии Джорджо Наполитано, не комсомольский канцлер Германии Ангела Меркель и не получившая свой титул за заслуги перед социалистическим движением баронесса Эштон. Это не Плеханов и не Бакунин, не Маркс и не Прудон, не Фурье и не Сен-Симон. Это даже не Гракх Бабёф.

Это граф Анри де Буленвилье, живший во времена Людовика XIV и Регентства. Он входил в круг герцога Бургундского (внука короля) и одно время писал для герцога Орлеанского (регента Франции). После смерти Буленвилье в 1722 году Людовик Орлеанский приказал немедленно привезти из нормандского замка покойного все его рукописи, дабы сохранить их для потомков. Никогда не пренебрегайте искусством социальной демагогии. Это высокое, аристократическое искусство...

...Hаёмники и пираты, банкиры и юристы, торговцы шерстью и аптекари в течение нескольких поколений стали сначала гонфалоньерами справедливости и консулами республик, а потом - герцогами и графами. Молодые львы пришли в мир, чтобы взять всё. Как ни странно, у них это получилось...

...От возникновения цивилизации и до появления в XVI-XVII веках государств современного типа политическая история творилась в городах. Окончательно торжество государств было зафиксировано Вестфальским миром 1648 года...

...если спросить, как в в том же XV веке избирался пражский бургомистр, сомневаюсь, что хотя бы один или два человека из ста смогут сказать что-нибудь определённое. ... До венецианских изысков в Праге не доходило, но и в этом городе всерьёз заботились о защите свободы перед возможной узурпацией власти. Пражане выбирали восемнадцать консулов сроком на один год, причём никто не мог быть избран на два срока подряд. В течение года избранные консулы сменяли друг друга на посту бургомистра, при этом никто не мог исполнять его обязаности больше четырёх недель. Одновременно сборник "Старопражские права" фиксировал право горожан отказать в повиновении королю, если он нарушит их права и свободы. Бургомиcтру в таком случае предписывалось... организовать выборы нового короля.

Это реальное лицо Европы - континента, один из основных принципов которого был сформулирован в античности и донесён до наших дней в виде формулы "Нет зрелища прекраснее, чем смерть тирана". Неудивительно, что Карл Смелый всю жизнь боролся против нидерландских и швейцарских городов и в конце концов был убит.

Основными субъектами средневековой истории были города. Обладающие реальной властью монархии сложились очень поздно. Процесс их формирования затянулся до самой Тридцатилетней войны, и при желании его можно проследить по годам, а то и по месяцам. Эти годы были заняты борьбой монархов с независимостью городов (идеальным примером тут могут служить Габсбурги в Богемии). Аристократия являлась молодым классом, вступившим в игру в ситуации, когда древние городские демократические традиции были были живы, а их нарушение чревато самыми опасными последствиями. Поэтому она изначально была вынуждена усвоить принципы социальной демагогии.

Характерно, что восхвалявшего бедных в противовес богатым графа Анри де Буленвилье, с цитирования которого я начал данный пост, принято называть реакционным аристократом. Левая идея всегда была одним из любимых политических орудий высшей аристократии, натравливавшей низы на возможных конкурентов из средних слоёв. Барон Монтескьё обвинял графа Буленвилье в заговоре против третьего сословия..." (Источник - Недоразумение-II: Молодые львы).

***

"...В Испании общеевропейские процессы социальной дефференциации наложились на создание мировой империи. Из колоний на Пиренеи потекли баснословные прибыли. В этой стране распределялись и перераспределялись такие ресурсы, что по сравнению с борьбой за контроль над этими ресурсами вся приватизация 90-х годов ХХ века в бывшем Восточном блоке - просто мышиная возня.

Не знаю, удосужился ли кто-нибудь исследовать инквизицию как рейдерскую структуру. Ecли нет, то это серьёзное упущение. Такой подход дал бы куда более интересные и осмысленные результаты, чем бесконечное повторение крайне сомнительных тезисов о расовой и конфессиональной нетерпимости...

...Люди носят маски и играют в игры. Иногда игры людей бывают удивительно жестоки, но это всегда именно игры. Homo sapiens - это в первую очередь homo ludens, а те, кто воспринимают игры слишком серьёзно, неизменно оказываются пешками в них.

Инквизиция была жестокой игрой..." (Подробнее - Недоразумение-III: Чистота крови).

***

"...Во Франции во второй половине XVIII века дело явно шло к упразднению сословного деления. Французская аристократия сыграла на опережение. Родственник Лафайeта кузен де Ноайль предложил отменить титулы и явно анахроничные феодальные повинности. На практике это означало сохранение за аристократией её земель и перевод отношений с крестьянами-арендаторами в более удобную денежную форму. Когда гражданин Лафайeт с супругой вернулись из эмиграции, у них было 200 000 ливров долга. Дела семьи пошли на поправку очень быстро: биографы обычно одной строкой сообщают, что Адриена Лафайeт умела взыскивать с арендаторов плату до последнего су.

Мишура вроде титулов производит впечатление на простых людей, поэтому баварский крестьянин Калб выдавал себя за барона, а швейцарский часовщик Карон предпочитал пользоваться благородно звучащей фамилией Бомарше, но настоящие аристократы - герцог Орлеанский, маркиз де Ла Файeт или виконт де Ноайль - легко отказывались от формальных привилегий, чтобы захватить реальную власть. В странах романской культуры борьба аристократов за власть под левыми лозунгами - одна из старых и почтенных традиций. Её можно проследить от античности до наших дней (от братьев Гракхов до братьев Кастро)..." (Источник - Герой двух миров и лучшая из республик).

разное

Previous post Next post
Up