О разнице между обязанностью "назначать" и правом "принимать решение" по кандидатуре для назначения.
May 01, 2015 07:58
Для наглядности приведу пример. Директор предприятия издает приказ: "Приказываю уволить такого-то". Сотрудник, ответственный за делопроизводство (помощник, секретарь и т.п.), берет приказ и исполняет его - увольняет такого-то, оформив соответствующие бумаги. И он обязан это сделать, это его работа. То же самое и с приказом назначить на должность.
Статья 63. (1) Федеральный канцлер избирается Бундестагом без прений по предложению Федерального президента. (2) Избранным считается получивший большинство голосов членов Бундестага. Федеральный президент обязан произвести назначение избранного лица.
Статья 67. (1) Бундестаг может выразить недоверие Федеральному канцлеру, лишь избрав большинством голосов его преемника и обратившись к Федеральному президенту с просьбой об отстранении от должности Федерального канцлера. Федеральный президент должен удовлетворить эту просьбу и произвести назначение избранного лица.
Статья 60. (1) Федеральный президент назначает и увольняет федеральных судей... (2) Назначение судей этих судов производится по решению компетентного отраслевого федерального министра совместно с комитетом по выборам судей...
Как видим президент Германии не принимает решения, а только производит бюрократическую процедуру "предложения", "назначения" или "увольнения" (подписать бумаги и соблюсти формальности), причем обязан это сделать. Никто ведь и не думал, что Меркель на должность канцлера определил президент, правда?
Похожая история и у нас.
Статья 83 Конституции РФ. Президент Российской Федерации: в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;
Здесь четко и однозначно написано "принимает решение". А вот примеры пунктов, где написано "назначает".
Статья 83. Президент Российской Федерации: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации; д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;
Причем, заметьте, в отличие от немецкого Основного закона у нас формулировки менее четкие и способствуют возникновению кривотолков о больших полномочиях.
Самый интересный момент.
Вернемся к Германии.
1. Федеральный президент осуществляет процедуру "предложения" кандидатуры Федерального канцлера. 2. Бундестаг избирает кандидата путем голосования, т.е. проводит процедуру "утверждения". 3. Федеральный президент осуществляет процедуру "назначения".
Кто принимает решение по кандидатуре? На практике перед "предложением" ведутся консультации между партиями Бундестага и принимается решение.
Посмотрим как у нас.
1. Президент осуществляет процедуру "предложения" кандидатуры Председателя Правительства. 2. Государственная Дума избирает кандидата путем голосования, т.е. проводит процедуру "утверждения". 3. Президент осуществляет процедуру "назначения".
Кто в данном случае принимает решение?..
С Председателем Центрального банка еще интереснее.
Статья 83. Президент Российской Федерации: г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;... Статья 14. Закон "О Центральном банке". Председатель Банка России назначается на должность Государственной Думой сроком на пять лет большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Т.е.
1. Президент осуществляет процедуру "предложения" кандидатуры Председателя Центрального банка. 2. Государственная Дума избирает кандидата путем голосования, т.е. проводит процедуру "утверждения". 3. ?
А кто проводит процедуру назначения? Получается - Дума. Но здесь, на самом деле, проявляется путаница между понятиями процедур "назначения" и "утверждения", а также понятиями "избрание" и "принятие решения".
Наша Конституция - самая настоящая туземная Конституция. Вашингтон прописал нам нужные положения типа п.4 ст.15, остальное аборигены накопировали себе не глядя на свое усмотрение.
Как сказал Владимир Владимирович на знаменитой Мюнхенской конференции, однополярный мир означает только "один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения". Поэтому центры принятия решений в странах-вассалах не нужны, соответственно в конституциях не прописываются.
(00:04:27) Владимир Путин о войне на Кавказе 1999 г. (тогда он был в должности Премьера): "В тот момент я же не мог принимать решения. Но мне пришлось реально этим заниматься, но не было всего набора полномочий".
(01:08:30) Владимир Соловьев: "... он очень любит закон, он всегда действует в рамках закона. Заставить Путина преступить закон невозможно". Владимир Путин: "Это правда ...".
Тут надо сказать, что некоторые положения, которые туземцы скопировали себе в 1993 г., пригождаются сегодня. Едва ли американцы думали тогда, что в России поднимется освободительное движение, лидеры которого начнут интенсивные маневры во всем переплетении обязанностей, прав и полномочий, Конституции, законов, указов и т.п., а также на грани оных и даже вопреки им.
Стоит заметить, что конституционные нормы часто дополняются другими законами, указами и пр.
Статья 83. Президент Российской Федерации: к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;
Согласно указу Президента РФ полномочный представитель назначается по представлению Руководителя Администрации Президента РФ.
Еще пример.
Статья 83. Президент Российской Федерации: г) ... ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
Закон "О Центральном банке". Статья 14. ... Государственная Дума вправе освободить от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации. Председатель Банка России может быть освобожден от должности только в случаях: - истечения срока полномочий; - невозможности исполнения служебных обязанностей, подтвержденной заключением государственной медицинской комиссии; - подачи личного заявления об отставке; - совершения уголовно наказуемого деяния, установленного вступившим в законную силу приговором суда; - нарушения федеральных законов, которые регулируют вопросы, связанные с деятельностью Банка России; - непринятия мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, непредставления или представления неполных или недостоверных сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера либо непредставления или представления заведомо неполных или недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в случаях, ...
Есть случаи, когда законы прописывают права и обязанности, не упоминаемые в Конституции.
В Конституции РФ ничего не написано об увольнении Президентом Председателя Правительства (ни о правах, ни об обязанностях), но согласно закону "О Правительстве" Президент обязан осуществить процедуру "освобождения" в определенных случаях.
Статья 7. Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации: - по заявлению Председателя Правительства Российской Федерации об отставке; - в случае невозможности исполнения Председателем Правительства Российской Федерации своих полномочий.