Вьетнам. В Sapa из Hanoi на поезде.

Nov 22, 2015 11:25

Sapa (Сапа, Шапа) - это маленькая деревушка с населением едва ли в две тысячи человек. Живет сейчас исключительно туризмом. Зачем ехать в Sapa ? Во-первых, в этом горном районе на северо-западе Вьетнама вблизи границы с Китаем проживают в деревнях «малые» народности Вьетнама: хмонги (hmong),зао (zao), зай (zay), тай (tay) и другие.



Они до сих пор придерживаются своих обычаев, ходят в традиционных костюмах, причем не только, чтобы покрасоваться перед туристами.


Во-вторых, в Сапа, как и по всему Вьетнаму выращивают рис. Это не удивительно, но, вследствие горной местности, местные жители приспособились выращивать рис, формируя ступенчатые террасы, в результате чего получается такая вот картина.


В отличии от равнины, в Сапа в год снимают всего один урожай риса. Высевают его где-то в апреле, а снимают в начале-середине октября. Собственно в этом самое время и надо ехать , так как все рисовые террасы приобретают насыщенный золотой цвет и это наиболее красиво для стороннего наблюдателя. Но, раз мы уж собрались во Вьетнам в конце октября-начале ноября, то глупо было бы не съездить в Сапа на пару дней. Тем паче, что мы надеялись, что наступил уже сухой сезон и дождей не будет. Надеялись, как оказалось, зря.


Надо сказать, что в Сапа всегда холоднее, чем на равнине, так как это примерно 2000 метров над уровнем моря. И если в Ханое было днем +35, а ночью +25, то в Сапа днем были очень комфортные +25-26, а ночью +15-17 (не мерзли, но включали в отеле кондиционер на обогрев).
Как добраться до Сапа их Ханоя ? Мы предпочли вариант поездом до города Lao Cai (Лао Кай), а затем местным автобусом 30 км по горному серпантину до Sapa. Почему так ? Можно ехать на автобусе, но как-то это не моё, да и едут автобусы всего пять часов. Днем ехать - полдня потеряно, ночью или вечером - не выспишься и следующие полдня потеряно. Тот случай, когда лучше ехать медленно, но с удобствами. Очень удобны и привлекательны ночные поезда с купейными вагонами. И отоспаться можно и привезут куда надо. Ехать от Ханоя до Lao Cai что-то в районе 400 км, поезд идет восемь с лишним часов, но так как происходит это ночью, то и фиг-то с ним. Проблема в том, что не всегда можно день-в-день и даже чуть раньше физически купить билеты в кассах вокзала. Они имеют свойство заканчиваться. Не будешь же прилетать во Вьетнам заранее, чтобы просто купить билет на поезд. Но мы живешь в век Интренет.
Как забронировать билет на dsvn.vn ?
Единственный сайт, на котором вы можете купить билеты на поезд по «госцене» - это собственно сайт вьетнамских железных дорог. Все остальные варианты -это посредники, накручивающие в зависимости от жадности две-три цены.
Для понимания цены вопроса. Обычный купейный билет от Ha Noi до Lao Cai стоит 385.000 донг, что при курсе в 22.255 донг/доллар составляло примерно $17 на человека в одну сторону. Посредники же продают билеты по $35 минимум (а то и по $50 !). Умножаем на четыре (два человека туда-обратно), получается минимум разница в $72. Есть смысл задуматься.
Казалось бы в чем проблема ? Иди за месяц-другой до поездки на dsvn и купи. То, что сайт на
вьетнамском - не проблема, есть же Гугло-переводчик в конце концов. Проблема в том, что многие российские банковские карты при оплате на этом сайте не проходят. Пробовал сбербанковскую карту и альфабанковскую - нет, как доходит дело до оплаты, после ввода данных карты - тишина. А билеты задешево хочется. Как же быть ? Оказывается есть возможность на dsvn.vn на дальние направления забронировать билет за сутки !
Итак, пошаговая инструкция с картинками. Открываем, выбираем в списке город отправления и город назначения, даты (можно поставить только туда или туда-обратно) и жмем кнопку Tim kiem.


Видим список поездов. В случае туда-обратно будет два списка поездов, конечно. Нам интересны два поезда: SP1 (отправление в 21:40, прибытие в 5:35), SP3 (отправление в 22:00, прибытие 6:20). Есть еще SP7, отправлением в 20:30, но он слишком рано приходит в конечный пункт (в 4:45). Конечно, SP3 представляет больший интерес - приходит позднее, больше времени для сна, удобно добираешься до отеля, завтракаешь и можно сразу идти смотреть природу. На нем мы и ехали. Обратно из Lao Cai поезда уходят также в районе 21:00, так что получается ,что дневного времени не теряете вообще.
Ниже изображен весь поезд с вагонами. Нас интересуют только вагоны, где написано Nam mem đieu hoa (т.е. мягкий лежачий с кондиционером). Не пытайтесь экономить - других лежачих вагонов в поездах нет, а ехать сидя восемь часов ночью - это вариант для мазохистов. Красные вагоны - все места уже куплены, зеленый - это выбранный на текущий момент, синие - те, в которых еще есть места. После выбора вагона ниже будет представлен его план с местами. Только белые места обозначают, что их можно купить или забронировать. В нашем случае, мы видим, что остались только верхние полки.


Выбираем места. Они становятся зелеными и появляются в корзине справа вверху. Вот тут больше тормозить нельзя. Включился счетчик времени и заказ надо успеть оформить за 600 секунд. Жмем кнопку Mua ve.


В открывшейся форме заполняем фамилию и имя (как в загранпаспорте), номер загранпаспорта, выбираем (или оставляем по умолчанию) пункт Nguoi lon (Взрослый), обязательно указываем настоящий е-мейл в домене com (на почту в домене ru ничего не придет - проверено) и любой набор из 11 цифр в графе «телефон», так как вьетнамского номера у вас нет, а звонить на российский точно никто не будет. Выбираем пункт Tra sau (постоплата), ставим флажок ниже (согласие с условиями покупки) и жмем кнопку Tiep theo


Открывается следующий экран, тут надо просто нажать на кнопку, чтобы подтвердить корректность введенных данных. Всё.


Вам на почту должен быть отправлен бланк заказа. Он, впрочем, покажется на экране тоже, так что можно «снять изображение» и обязательно надо распечатать либо этот принт-скрин, либо лучше бланк с почты, так как там будет номер брони, без которого вы ничего не выкупите.
Можно убедиться, что бронирование прошло удачно - места, которые вы выбрали должны теперь быть желтого цвета. Бронь «держится» 24 часа (не забудьте про разницу времени с вашим реальным местом пребывания !), я проверял, снимается бронь даже чуть раньше на самом деле. Как делал я ? Перед тем как вылетать в Ханой из Санкт-Петербурга (буквально за пару часов до самолета), забронировал места на сайте, взял с собой распечатку. Уехать в Сапа мы хотели не в день прилета в Ханой, а через три дня (сначала поехали в Нинь-Бинь), но билеты я бронировал практически уже последние доступные, обратно пришлось брать обе верхние полки. Можно ли было не бронировать и понадеяться на то, что по прилеты билеты «по госцене» будут в продаже на нужные мне даты ? Да, но был риск, я постарался свести риск к минимуму, чего и вам советую. Тем более, что мои действия не стоили мне ни копейки затрат, а результат был достигнут.
Как выкупить билеты ? По прилету в Ханой, добрались до города, поселились в отель и сразу пошли на железнодорожный вокзал. Теперь важно: не слушайте ничьих советов о том где купить билет (ни в отеле, ни на вокзале), не идите на вокзале по указателю «tourist tickets» (или что-то подобное). Это посредники. Как зашли в центральный вход вокзала - вам сразу налево, в зал где расположены обычные кассы. Их там штук пять-шесть. В каждую возможна небольшая очередь (в нашем случае там было по 2-3 человека), подходит ваша очередь и просто отдаете кассирше распечатку. Паспорт у меня не спрашивали, просто распечатали билеты, написали сумму на калькуляторе, тут же я сразу купил билеты в Нинь Бинь, заплатил и всё.
На туристических форумах ходят легенды, что у посредников можно купить билеты в какой-то особый туристический вагон, а типа если купил билет в обычной кассе, то поедешь в более плохом вагоне, грязном, убогом и с местным населением. Нет, это не так, все вагоны одинаковые. С нами на обратном пути в купе ехали канадки, у которых билеты были от посредников. Более того, местные жители в этих вагонах практически не ездят - для них это дорого, так что 95% будут иностранные туристы.
Теперь о поезде.
Приходить на вокзал на посадку лучше где-то за час. Раньше вас все равно не выпустят на перрон. При посадке к вам будут приставать (впрочем весьма вежливо и неактивно) разные личности, которые возжелают проводить вас к вагону, поднести ваши вещи. Вежливо посылайте лесом, это помогайки, которые захотят с вас чаевые. Найти свой вагон вам точно не составит труда. На нем есть номер, а на электронном табло на вокзале указан путь, на который подаётся состав.
Сами вагоны практически ничем не отличаются от обычных советских купейных вагонов, только что отдельно от туалетов в начале вагона есть пару раковин, где можно умыться. В ту сторону у нас был вообще образцовый чистенький почти новый вагончик с чистым туалетом. На обратном пути было похуже, вагон более пошарпан, туалет грязноват и вонюч, но это точно лучше, чем адские «южные» поезда советской эпохи. С постельным бельем никаких проблем - наволочка, простынь, одеяло в пододеяльнике, все белое и хорошего качества, а вот полотенец нет. Кондиционер дует достаточно сильно, но ночью не холодно, я на верхней полке спал даже без одеяла. Вполне комфортная температура.
Утром по прибытию в Лао Кай проводники носили чай, предварительно разбудив нас минут за 40. Чай чрезвычайно дорог: 25 тысяч донг за убогий пластиковый стаканчик с кипятком и пакетиком. На пути обратно в Ханой никто нас даже не будил, мы проснулись от того, что вокруг шум и вагон стоит, заспанные выглянули из купе: перрон, люди, я спросил: «Ханой ?», «Ханой» - говорят. Вот те раз, оделись и вышли.
В целом, поездами остались довольны: выспались отлично, как и планировали.
Как добраться из Lao Cai в Sapa и обратно ? От Лао Кай до Сапа всего 30 км, но они проходят по горным дорогам, поэтому автобус едет в районе часа. Учитывайте это на обратном пути к поезду. Ходит общественный автобус, стоит 28 тысяч донг с человека, багаж бесплатно. На нем так и написано спереди «Sapa - Lao cai» и раскраска у них у всех одинаковая.


Останавливается в Lao Cai на площади перед вокзалом, как выходите - слева, у центральной площади в Sapa рядом с фонтаном (на схеме отметил, на фото это тоже он в Сапа), рейсы с регулярностью каждые 20 минут. На пути «туда» просил отель (http://www.otzyv.ru/read.php?id=191821) встретить с поезда, т.к. не был уверен в том, что так рано (в 6 утра) уже ходит общественный (и зря, он ходит), цена вопроса $5 на двоих (т.е. в два раза дороже общественного), везут в таком же автобусе, куда забивают туристов. Так что смысла нет переплачивать, обратно уже поехали на общественном.
Схема центра Sapa


В отеле есть возможность в любое время принять душ, даже если вам еще не дали номер, чем мы и воспользовались. Позавтракали в отеле(50 тысяч донг с человека, которые потом отель почему-то забыл с нас взять, а мы забыли, что они мы должны им отдать). Что дальше ? В Сапа мы приехали на два полных дня, соответственно можно пройти было не напрягаясь по двум маршрутам.
Для того , чтобы определится что и как смотреть в Sapa, нужно выбрать один или несколько маршрутов по окрестностям (в самой деревне делать нечего). Для этого в интернет существует огромное количество сайтов. Можно ходить по окрестностям самостоятельно, можно нанять гида.
Я нашел фирму Sapa O’Chau. Почитал внимательно о всех маршрутах и решил, что в первый день мы сходим по достаточно протяженному маршруту на юго-восток от Сапа: Terrace View Trek, 12-15 км, Sapa -> Lao Chai (Ло Чай, не путать с Lao cai Лао Кай) -> Ta Van -> Sapa. Этот маршрут наиболее хвалят на всех форумах за виды.
Долго не мог определиться пойдем сами или нанимать гида. В конце концов в последний момент, уже по приезду в Сапа написал е-мейл в Sapa O’Chau, что вот мы такие-то приехали, находимся на ресепшене такого-то отеля и хотим пойти вот прямо сейчас по такому-то маршруту. Это было 8 утра. Прошло 15 минут. Мы помылись и уже собирались завтракать, как в отель пришла небольшая ростиком вьетнамка, нашла нас в толпе прибывших туристов, показывая листок с написанным от руки моим именем и фамилией и сказала на хорошем английском: я ваш гид, меня зовут Ли Мэй Линь (Ли - это фамилия, а Мэй Линь - имя). Ну что уж было делать , вписались, дак вписались. Мэй Линь отвела нас в офис фирмы (в Сапа всё недалеко), где мы договорились с главным менеджером (девушкой катастрофически маленького роста, практически карликом) о $25 «с носа». В цену нашего похода был включен обед и доставка на машине нас с конечного пункта обратно в Sapa.
Знакомьтесь, я и наш гид, очаровательная May Linh Li, местная жительница народности «зао».


Нужно ли было брать гида ? Честно говоря, ни малейшего смысла в этом нет . Заблудиться по маршруту маловероятно, так как, хоть он и протяженный, по нему идёт куча туристов, как в сопровождении гидов, так и без них. Найти машину (или мотобобайк)в конечной точке маршрута не составит труда. Услуги байкера по доставке вашего организма обратно в Сапа будут стоить 50-70 тысяч донг ($2.5-3.5) как договоритесь. Да, при выходе из Sapa придется купит билет за 50 тысяч донг ($2.5), которые тоже включены в цену маршрута. Да-да, прямо на дороге стоит пункт сбора денег. Ушлые вьетнамцы скоро научаться тут брать бабло за воздух. Ну и если пойдете сами, то останетесь без обеда, это печально, так как наше путешествие длилось шесть часов (пять часов ходьбы и час обед), но всегда можно взять с собой бутербродов. Если уж совсем боитесь потеряться, то подойдите к любой из сотен (!) болтающихся по Сапа девушек/женщин/старух в национальной одежде и попросите их проводить вас по определенному маршруту. Можно пообещать им чуть-чуть денег (уверен, что за $5 любая согласится быть гидом, конкуренция там просто зашкаливающая)) и купить что-то из их поделок в конце маршрута. Они все равно увяжутся за вами будете вы с гидом или без и пройдут почти весь маршрут.
Так что, думаю, что $40 в данном случае я выбросил на ветер, хоть Мэй Линь и очень милая женщина, с которой мы весело поболтали о жизни.
В этот день нам крайне не повезло с погодой. Минимум половину времени нашего «похода» шел дождь, да еще к нему частенько добавлялся туман, так что виды были не очень и зачастую было даже вот так.


Или вот так


Хотя в целом было где-то вот так.




Ну или вот так.




Поближе


Еще ближе. Видно что рис убран, остались только корешки.


Всего в группе нас было четверо: мы и еще супружеская пара из UK. При выходе на маршрут за нами сразу увязались четыре женщины в национальных костюмах, по одной на туриста. Честно говоря, думал, что они будут канючить деньги, но нет, они просто шли рядом, пытались завязать разговор на корявеньком английском. Так как их уровень английского был очень похож на мой (понимаю плохо, говорю еще хуже), то общий язык мы быстро нашли.
Одна из наших сопровождающих


Дождевик я купил за 20 тысяч донг по пути как раз около того места, где продавали «билеты». Но все равно был мокр как курица. Но это не основная засада. Главная печаль оказалась в том, что в Сапа глиняные почвы, которые при дожде становятся мылкие и скользящие, а идти приходилось по иногда весьма пересеченной местности, по узким тропинкам. Как только дождь прекращался и проходило 15 минут, то вода чудесным образом куда-то девалась (скатывалась с горы ?) и становилось более-менее сухо. И тут я с удивлением обнаружил, что подошва моих кроссовок как раз во время дождя больше напоминает коньки на льду, чем человеческую обувь. А так как в целом моё туловище имеет грациозность слона в посудной лавке, то зачастую несчастные местные женщины, увязавшиеся за нами, то тащили меня вверх по склону, то держали на спуске. Несмотря на их помощь, я раз три таки растянулся в грязи и имел весьма живописный вид к концу прогулки. При этом они (да и я тоже, чего уж там) просто загибались от хохота, так что поход получился веселый. Супруга, имевшая не такую скользкую подошву на своей обуви, проблем с устойчивостью избежала. Среди туристов вокруг, однако, были мои собраться по несчастью, имевшие весьма загрязненный вид.
Наша группа на марше, авангард


Так мы дошли до обеда, до деревни Lao Chai, уже весьма проголодавшись на свежем воздухе.
На подходах




Местом приема пищи оказался обычный дом, во дворе которого стоял стол со стульями. Хозяйка вынесла нам нехитрую снедь: жареную курицу, зелень, рис, сыр тофу. Не сказать, чтобы до отвала, но мы наелись. Заодно посмотрели на деревенскую жизнь. Обстановка в доме, прямо скажем, небогатая, пол, например, отсутствует как класс.


Но зато есть современный двухкамерный холодильник и стиральная машина.
Тут нас покинули наши сопровождающие, предварительно устроив мини-базарчик из своих поделок. Ну как не купить ! Учитывая, что они тащили меня на себе по маршруту. Купили несколько нашейных кошельков и чехлов для мобильников по 50 тысяч донг за штуку.
Снова начался дождь. Мы дошли до деревни Ta Van.


Идти сюда не было никакого смысла, по пути абсолютно ничего интересного. Уехали обратно в Сапа.
На следующий день. После вчерашних подвигов идти далеко никуда не хотелось, да и нет больше относительно недалекого пешего маршрута. Кроссовки после вчерашнего еще не высохли, пришлось топать в сандалиях. Мы опять ожидали дождя.


Но, забегая вперед, скажу, что его в этот день не было. Решили в первую половину дня прогуляться до ближайшей деревни Cat Сat. Это примерно 3 км от центра Сапа.


Деревня самая «раскрученная» среди всех местных достопримечательностей, так как находится недалеко.


Супруга по пути увлеклась съемкой насекомообразных




Виды по дороге неплохи.




Навстречу неожиданно вышел бык. Мы встали как вкопанные. Что делать ? Какие у него намерения. Бык молча шел на нас


«Пронесло, подумал Штрилиц»


В саму же деревню особого смысла идти нет. Вход платный, стоит 40 тысяч донг с человека, дают карту маршрута по деревне. В самой деревне ничего интересного нет, это сплошной ларек по продаже сувениров.


Есть небольшой водопад и плотина.




После Исландии нас трудно удивить водопадом


Рядом с ним «дом культуры», где периодически местный народности выступают с плясками. Вход бесплатный. Весь маршрут у нас занял не торопясь с 10 утра и до 14.
На обратном пути встретили расфуфыренных бабок, которые явно шли с субботнего рынка в Сапа


После чего пошли пообедали, как и вчера вечером, супом «фо бо» в забегаловке в названии которой присутствует слова «pho thai», которую посоветовал портье (см. схему выше). Весьма неплохой «фо бо» по гуманной цене в 40 тыс. донг.
После обеда засели в центральном небольшом парке около фонтана и устроили фотоохоту на местных дам в национальных костюмах. Заодно исчез вчерашний вопрос: с кем они оставляют детей. Ни с кем, с собой берут.








В парк тем временем явились мужчины-птицеводы. Каждый с клетками певчих птиц. Такой субботний сход клуба любителей пернатых. Питомцы, конечно, почуяв волю, устроили концерт. Получилось весьма занятно.
Вообще вся Сапа представляет из себя сплошной рынок местных поделок.




Кому они в таких количествах продают всё это - ума не приложу. Тут явно на каждого туриста тонна изделий.


Хоть обратный поезд из Lao Cai в Ханой и в девять вечера, но решили уже в 16:30 ехать. Темнело, в Сапа делать абсолютно нечего, из отеля выселились с утра. Сели на общественный автобус и в районе шести вечера уже были в Lao Cai. Потупили на вокзале, проголодались, решили поесть в кафешке слева от входа (если стоять лицом к вокзалу). Вот что мне нравится во Вьетнаме, дак то, что на вокзалах (да и в аэропорту тоже) цены в кафешках не выше, чем в городе. И вкусно не меньше. Замечательно поели: я съел «фо бо», к которому уже пристрастился, жена рис с овощами и спрингроллы с мясом. До сих пор уверяет, что это самые вкусные спрингроллы, которые ела во Вьетнаме. На вокзале ! Кому скажи - не поверят. Отдали какие-то вшивые 135 тысяч донг ($6). Попробуйте у нас вкусно и сытно поесть на вокзале на 400 рублей вдвоем. Или хотя бы не отравиться.
Как вывод из посещения Sapa: ехать надо в начале-середине октября, когда рис еще не собран. Проезжая между Сапа и Лао Кай, видели по дороге несколько несжатых золотых полосок созревшего риса. Сказочный вид ! Но, невзирая на дождь, нам понравилось и так.

путешествия, вьетнам

Previous post Next post
Up