Н. Зернов «Русское религиозное возрождение XX века».
YMCA-Press, 1974
Н.И. Астров вспоминает о приезде св. Иоанна Кронштадского к его отцу.
«Мне не нравились приготовления к его приезду, я разделял общее недоброжелательное отношение интеллигенции к этому, сделавшемуся популярным, батюшке. Дорогой портвейн определенной марки, который только и пьет батюшка, цветы, особые груши, которые батюшка любит, ритуал приема - все это было сообщено антрепренерами отца Иоанна. Все это меня настраивало враждебно.
Вот с улицы дали знать: «едет». Из залы раздался громкий и как бы повелевающий голос: «А где больной?» С этими словами, произнесенными резким тоном, так не соответствующими тишине, окружавшей умирающего, отец Иоанн быстро вошел в кабинет отца. Начался краткий молебен. Он служил скороговоркой. Но вот он опускается на колени, распростирается и начинает громко молиться.
Что это была за молитва! Что произошло с отцом Иоанном и со всеми нами, сказать я не сумею и сейчас, когда с того времени прошло более 35 лет, а я помню все, как будто это было вчера. Молитва его была, воистину, вдохновенна. Это был призыв к Богу, слияние с Ним, просьба о милосердии, помощи, и пламенная вера, что душе, готовящейся и уже идущей, там уготовано место упокоения, там, куда устремляются все души, свершившие свой жизненный путь.
Я взглянул на отца. Он был весь просветлен, он как-то выпрямился весь. Глаза его широко открылись. Молитва чудная, неслыханная по тону и по проникновению, кончилась. Отец Иоанн встал с колен. Благословил отца широким крестным знамением и поспешно уехал». (70-71)
1905 год. «На последнем заседании председатель, граф Витте, поздравил членов комиссии с успешным и быстрым окончанием работы, но указал, что новые правила оставляют Православную Церковь единственным религиозным обществом, лишенным самоуправления» (79).
В докладе «Современное положение Православной Церкви» Витте утверждал, что «только возвращение к каноническим формам управления может оживить Церковь и восстановить ее авторитет среди народа» (80).
П.Б. Струве: «Прививка политического радикализма интеллигентский идей к социальному радикализму народных инстинктов совершалась с ошеломляющей быстротой. В том, как легко и стремительно стала интеллигенция на эту стезю политической и социальной революционизации исстрадавшихся народных масс, заключалась не просто политическая ошибка, не просто грех тактики, тут была ошибка моральная. В основе тут лежало представлении, что прогресс общества может быть не плодом совершенствования человека, а ставкой, которую следует сорвать в исторической игре, апеллируя к народному возбуждению» (129).
~ Марксизм придает значение только материальным изменениям в обществе, поэтому прогресс - действие совершенно механическое, не замечающее человека, безличное. Борьба за лучшее будущее сродни выкапыванию канала. Выкопать - и все пойдет само собой.
С.Л. Франк: «Сивол веры русского интеллигента есть благо народа, удовлетворение нужд «большинства». Служение этой цели есть для него высшая и, вообще, единственная обязанность человека, а что сверх того, то - от лукавого. Именно потому он не только просто отрицает или не приемлет духовных ценностей - он даже прямо боится и ненавидит их» (130).
~ Любопытно, что теперешние официальные «политические» цели звучат очень похоже - «благосостояние» народа и пр. Пожалуй, в этом есть даже преемственность с советским временем, разве что романтика вся выпарилась.
Четыре бывших марксиста: П.Б. Струве, о. Сергий Булгаков, Н.А. Бердяев, С.Л. Франк.
«Рост распутинского влияния, значение Вырубовой, роковая роль императрицы в разложении государственного строя - все это симптомы духовного недуга нации. Консервативные сторонники монархии, ее враги - интеллигенция и массы простого народа - все были охвачены одним и тем же стремлением. Всеобщим стало желание испробовать нечто новое в сферах религии и нравственности; прежние нравы и обычаи больше не привлекали, традиционные убеждения перестали пользоваться авторитетом. Но эти поиски новых ощущений сопровождались изумительным творческим подъемом у русских поэтов, художников, музыкантов» (189-190).