Друзья, позавчера был замечательный день - 24 мая, последний звонок. Выпускники российских школ готовятся к вступительным экзаменам. Университеты, в свою очередь, готовятся к очень тщательному отбору абитуриентов. Отталкиваясь от этой весенней даты, я бы хотел коснуться темы Церкви и университета.
Как известно, первые университеты в Западной Европе основала римско-католическая Церковь. Первое время университеты существовали неотрывно от Церкви, что выражалось, в том числе, и в учебных программах, и в точке зрения на науку и философию. Время шло, общество секуляризировалось, университеты получали всё большую и большую автономию от Церкви. Между тем, именно в эпоху, когда Церковь была наивысшим авторитетом в обществе, был сформулирован научный метод - основа современной науки, на что серьезно повлияло христианское отношение к тварному миру - данный факт отмечен многими исследователями.
Наступило Новое Время, во время Французской Революции появились первые университеты, несущие в себе атеистическое мировоззрение, однако это явление имело лишь локальный характер. Дальше процесс секуляризации нарастал, однако стоит отметить, что и сейчас в самых крупных университетах Запада присутствует теология как дисциплина, а Церковь играет большую роль в жизни студентов-христиан.
Что же мы имеем в нашей стране? Несмотря на то, что одним из основателей Московского Университета был Иван Иванович Шувалов, которого подозревали в масонстве, а с самого начала преподавательский состав Университета состоял из практически одних «Вольных Каменщиков» (что, разумеется, со временем изменилось, но начиналось все именно так), связь между Церковью и Университетом в России была так же сильна, как и в остальных странах Европы. Однако в советское время произошло нечто даже более трагическое, чем во время Французской Революции. Вспомним декрет об отделении Церкви от школы, который по сути создал фундамент для атеизма как основы идеологии образования. Так просуществовала наша страна до 90х годов, и старшее поколение еще помнит уроки «научного атеизма». Стоит признать, в современную эпоху какие-то строго определенные отношения между университетом и Церковью еще не выработались, однако наметилась явная тенденция ухода от советского прошлого и переноса тех отношений между Церковью и Европой, что существуют на Западе. На наш взгляд, так как мы все-таки принадлежим к восточно-христианской цивилизации, такое калькирование неоправдано, но это не так важно.
Не будем углубляться в сложные отношения, что существует между двумя обозначенными выше субъектами, и рассмотрим конкретный вопрос наличия в университете церкви. Так как если не большинство, то уж точно значительная часть университетов была построена в советское время, то речи том, чтобы гармонично вписать храм в пространство ВУЗа, быть не могло. Соответственно сейчас вполне логичен вопрос: «Стоит ли строить церкви в университетах, насколько сильна потребность в них у студентов и преподавателей, и не нарушит ли это светский характер нашего государства?»
Как ни странно, весьма популярна точка зрения радикального атеизма советской эпохи, которая видит угрозу не только образованию, но и вообще судьбе нашей страны как успешной. Говорят о Средневековье и о том, что страна катится в пропасть, и об ужасах клерикализма, и о тотальной смерти всего хорошего. Помнится, не так давно в нашей стране собирались подписи против строительства церквей при университетах, мол, «Церковь и университет» - анахронизм. Как оказывается, почти во всех ведущих Университетах мира (здесь имеются исключения, к примеру, университеты Израиля) существуют церкви, которые не только не пустуют, но и играют немалую роль в жизни студентов. То есть даже умеренный западный сценарий развития нашей страны предполагает строительство церквей в университетах, иначе мы будем очень странно смотреться относительно Запада и ведущих университетов мира. Получится, что мы ещё живем уроками «научного атеизма» и советским прошлым, игнорируя ту гармонию, что существует между светской частью общества и религиозной на Западе. А они там живут, как мы увидим, не в условиях радикального атеизма, как нам это предлагают, а в условиях религиозной свободы, то есть права любого человека исповедовать свою веру, в том числе и в университете, что включает в себя наличие наикрасивейших (часовня MIT не в счет) церквей, в том числе и новой постройки.
Мы предлагаем вам воочию в этом убедиться и оценить эти шедевры зодчества людей западных исповеданий. Мы очень надеемся, что начав мыслить Запад не как общество воинствующего секуляризма, а как общество религиозной свободы, мы преодолеем стереотип, согласно которому стремление к Западу мешает нам жить в собственной традиции. Безусловно, наша традиция имеет другое отношение к науке и Церкви и к их взаимодействию, и на наш взгляд нам следует избрать именно восточно-христианский путь, повторим это во второй раз. Но цель данной статьи не призвать скопировать Запад, а убедить читателей в том, что даже на Западе имеет место относительная свобода в строительстве Церквей, и таким образом, нашим радикальным противникам Церкви нет смысла ссылаться на Запад, надеясь найти там поддержку.
Итак, по порядку.
Церкви двенадцати ведущих университетов мира
Церковь св. Марии в Оксфорде
Оксфордский университет
Церковь св. Марии в Кембридже
Кембриджский университет
Мемориальная Церковь
Стэнфордский университет
Капелла Святой Урсулы Сорбонской
Сорбонна
Мемориальная Церковь
Гарвардский университет
Часовня MIT
Массачусетский технологический институт
Капелла
Принстонский университет
Внутри Церкви Йельского университета
Йельский университет
Церковь свт. Василия Великого
Торонтский университет (Канада)
Часовня св. Павла
Колумбийский университет
Университетская Церковь
Чикагский университет
Епископальная Церковь Корнельского университета
Корнелльский университет
МГ