Антиклерикальное "богословие"

Feb 09, 2013 12:20


Обнаруженный в четверг в топе ЖЖ очередной поучающий антиклерикальный пост был похож на легионы подобных ему: он содержал взгляды неверующего автора на место и роль Церкви и религии в обществе, на Библию в целом, библейскую мораль в частности, и на практические вопросы возможности и желательности следования ей
Ни на секунду не отказывая автору в праве иметь по всем этим вопросам свою собственную точку зрения и выражать ее, стоит все же заметить, что эта точка зрения целиком основана на специфическом понимании религии, Церкви и Библии автором поста. Это понимание не является уникальным. Оно довольно широко распространено в определенных кругах, но от этого не становится бесспорным, поскольку обнаруживает, скажем так, слабое знание предмета. Иными словами, человек выдает свое мнение о библейской морали за норму, смело провозглашает произвольные установки нормами христианской жизни, а затем обвиняет верующих в их нарушении
Также подобный подход просматривается и в выражении мнения автора о правильной организации общественно жизни. Итак:
Я всегда считал, что религия - это добровольный осознанный выбор взрослого человека. Как филателия или курение
Отсюда выходит, что ребенок не должен заниматься филателией (а также шахматами, футболом и др.), поскольку он не взрослый человек. Правильно я понимаю?
Что касается сравнение религии с курением, то оно никуда не годится, поскольку последнее наносит вполне явный вред здоровью. Чего нельзя, в общем случае, сказать о религии (если, конечно, не рассматривать "самодеятельность"  или какие-нибудь изуверские культы).

И что никто не может запрещать человеку верить в то, что он считает правильным.
Тогда почему же mi3ch пытается лишить этого права детей?

Мое же возмущение вызывают всего две вещи: попытки проникнуть в школу, в которой церкви делать нечего.
Что ж, коли автор считает, что религия - это вещь одного порядка с филателией (и, очевидно, прочими хобби), то почему он не возмущается тогда проникновением в школу, например, представителей спортивных секций, кружков макраме и т.д.?

И стремление верующих переложить заботу об институте церкви на все общество.
Хммм... А в чем заключается эта перекладываемая забота? В том, что Церкви возвращается часть отнятого у неё имущества? Ну, вроде как, в приличных обществах принято возвращать награбленное потерпевшим. В том, что под строительство новых храмов выделяются государственные земли? Однако, то же самое делается  и  для удовлетворения потребностей, например, меломанов или театралов. Или автор считает социальную группу "верующие" чем-то хуже социальной группы "футбольные болельщики"? Непонятно.

Ну, а дальше следуют классическая манипуляция вырванными из контекста Священного Писаниями цитатами, которая на неискушенного слушателя может произвести какое-то впечатление. Но при ближайшем рассмотрении все эти словопостроения расползаются по швам.

Итак, давайте посмотрим поближе:

Я не буду напоминать вам, что согласно Второзаконию 23:13, вне стана вы должны кроме оружия носить с собой лопатку для зарывания испражнений. Или, что вам разрешено есть саранчу, но запрещено есть креветки и мидии. Напомню только, что Богу угоден дым от сжигания жертвы (Левит 1:9) и что вся ваша одежда не должна состоять из разнородных нитей (Левит 19:19)

Увы, mi3ch, похоже, не знает, что подавляющее большинство ветхозаветных установлений не были перенесены на христиан из неиудеев волей Божией и Апостольским собором:

23 ..."Апостолы и пресвитеры и братия - находящимся в Антиохии, Сирии и Киликии братиям из язычников: радоваться.
24 Поелику мы услышали, что некоторые, вышедшие от нас, смутили вас своими речами и поколебали ваши души, говоря, что должно обрезываться и соблюдать закон, чего мы им не поручали,
25 то мы, собравшись, единодушно рассудили, избрав мужей, послать их к вам с возлюбленными нашими Варнавою и Павлом,
26 человеками, предавшими души свои за имя Господа нашего Иисуса Христа.
27 Итак мы послали Иуду и Силу, которые изъяснят вам то же и словесно.
28 Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого:
29 воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины, и блуда, и не делать другим того, чего себе не хотите. Соблюдая сие, хорошо сделаете. Будьте здравы".
(Деяния святых апостолов, гл. 15)

Давайте про нравственность. За победу над аммонитянами Иеффай отдает Господу свою дочь на всесожжение. (Суд.11:30,31) И Господь не останавливает его, как Авраама.

Опять натянутая аналогия. Во-первых, Иеффай, в отличие от Авраама, сам дал такой обет. Во-вторых, как на самом деле произошло это жертвоприношение - вопрос до сих пор не решенный и существуют различные богословские мнения по этому поводу. Следовательно, заострять мнение на этом эпизоде как на чём-то однозначном резона нет.

Иаков женится на двух сестрах - Лии и Рахили. И у него еще есть дети от их служанок Зелфы и Валлы. У Авраама дети от жены Сарры и служанки Агари.

Все эти события произошли даже ещё до появления Десяти заповедей. Поэтому воспринимаются, что называется, для справки, а вовсе не как образец для подражания.

Если вам кажется, что это все Ветхий Завет, а для христиан важнее Новый, то хочу напомнить вам, что Иисус пришел исполнить закон, а не нарушить (Мф. 5:17). Если слова и поступки Иисуса для вас важны, то почему вы не изгоняете торговцев из храма?

Автор, похоже, не особо представляет, что являла собой та торговля. А являла она собой, по большому счету, восточный базар (напомню, продавались там жертвенные животные, плюс exchange) со всеми полагающимися атрибутами - шумом, криками, скандалами и т.д. Сравнивать это с продажей церковной утвари на свечном ящике как-то даже странно.

Почему вы осуждаете геев, против которых Иисус не сказал ни одного слова,
А ещё Христос не сказал ни единого слова ни против фашистов, ни против каких-нибудь садомазохистов. К тому же, осуждаем мы не гомосексуалистов, а противоестественный порок.

...но не требуете закрыть банки, акционерами которых является ваша церковь? Не собирайте себе сокровищ на земле (Мф 6:19,20).
Опять мимо. Это не есть запрет на владение имуществом, тем более для Церкви. И у общины Христа и Апостолов денежные средства имелись, и у первохристианской Церкви в Иерусалиме было имущество.

Зачем ФСО действительно верующему человеку, который считает, что без воли Господа ни один волос не упадет с головы?

Напомню, что один библейский персонаж искушал Христа  весьма похожими словами:

если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею. Иисус сказал ему: написано также: не искушай Господа Бога твоего.

А ещё в Новом Завете описывается эпизод, когда апостол Павел обратился за защитой к римским властям и те организовали ему весьма внушительную охрану:

17 Павел же, призвав одного из сотников, сказал: отведи этого юношу к тысяченачальнику, ибо он имеет нечто сказать ему.
18 Тот, взяв его, привел к тысяченачальнику и сказал: узник Павел, призвав меня, просил отвести к тебе этого юношу, который имеет нечто сказать тебе.
19 Тысяченачальник, взяв его за руку и отойдя с ним в сторону, спрашивал: что такое имеешь ты сказать мне?
20 Он отвечал, что Иудеи согласились просить тебя, чтобы ты завтра вывел Павла пред синедрион, как будто они хотят точнее исследовать дело о нем.
21 Но ты не слушай их; ибо его подстерегают более сорока человек из них, которые заклялись не есть и не пить, доколе не убьют его; и они теперь готовы, ожидая твоего распоряжения.
22 Тогда тысяченачальник отпустил юношу, сказав: никому не говори, что ты объявил мне это.
23 И, призвав двух сотников, сказал: приготовьте мне воинов пеших двести, конных семьдесят и стрелков двести, чтобы с третьего часа ночи шли в Кесарию.
24 Приготовьте также ослов, чтобы, посадив Павла, препроводить его к правителю Феликсу.

(Деяния святых апостолов, гл. 23)

Видимо, по мнению mi3cha, апостол Павел не был "действительно верующим человеком", а римская власть срослась с Церковью. Да и, к слову сказать, инициатива охраны Патриарха ФСО исходила от самого государства, а не от Церкви.

Кроме того, если Иисус определяет, что такое хорошо, хочу напомнить, что он с большим уважением относился к скопцам: "Есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного" (Мф. 19, 12)

Не пойму, автор обвиняет верующих в скопцефобии, что ли? К тому же, если прочитать эпизод целиком (Мф. 19, 2-12), то понятно становится, что говорит Господь о безбрачии, а не о кастрации.

Пусть вас не вводит в заблуждение лживая статистика, утверждающая, что 85% населения в стране - это православные. Даже на самые главные церковные праздники приходят не более 5-7% населения. Остальные же отвечают на вопрос о своей вере по принципу "ну не мусульманин же". И, возможно, они еще красят яйца на Пасху. Считать этих людей верующими в Бога - это почти тоже самое, что считать людей верующими в Деда Мороза на том основании, что они ставят елку под Новый Год.

Обратимся тогда к неполживой статистике, в которой вопрос ставится прямо: "Верите ли Вы в Царствие Небесное?". 22% ответили "Верю, что существует" и 31% - "Скорее всего существует". Т. е. более половины опрошенных говорят о том, что верят или к вере стремятся. Но mi3ch, если ему так удобнее, может их и "не считать". Кроме того, всё те же данные свидетельствуют о заметном "переходе количества в качество": число людей, посещающих богослужения не реже раза в месяц в последние годы увеличилось вдвое: c 7,2% в 2008 до 15% в 2012. Таким образом, люди из "просто красящих яйца на Пасху" потихоньку становятся более-менее сознательными прихожанами.

В заключение, хочется пожелать автору не только "уйти от вульгарного примитивного понимания светскости ©", что у него вынесено в заголовок, но и того же самого в отношении к Церкви, Библии и религии вообще.

общество, апологетика, Православие

Previous post Next post
Up