Этажи, 19 10 2011,
Конспект лекции "Проспект надежды: Петербург глазами таксистов"
Мероприятие в рамках серии лекций "Сити-культ."
REINIGUNGSGESELLSCHAFT («общество очистки» - пер. с нем.) - проект Мартина Кайля (Martin Keil) и Генрика Майера (Henrik Mayer), работающих на стыке между искусством и социальной реальностью.
Проект "Проспект надежды". Мы все сюда сегодня будем вовлечены, независимо от нашего желания.
-------------------
Добрый вечер, для нас сегодня сокровенна игра. Премьера помимо нас - первый снег. По примете мы загадали желание, чтобы мы все встретились и поработали. Предлагаем вам небольшую презентацию, которая во многом зависит от вас. На стульях, как вы видите, разложены карты Санкт-Петербурга, на них не нанесены называния улиц. Проведём эксперимент и представим, с вашей помощью, Питер будущего.
Мы- общество очищения. Учились на факультете ИЗО, но у нас нет ателье, мы вписываем свои творения в социальный контекст. Сегодняшний проект - промежуточный результат. Процессуальность такого рода - одна из черт нашей манеры работать. Многие наши проекты- интердисциплинарные. *перечисление с кем только не сотрудничают: социологи, градостроители, дизайнеры...
В чём продукт? На первый взгляд - неуловимое. Наш продукт - когнитивность, или её продукты. То есть речь идёт о том, что в ходе когнитивной переработки возникает единое целое из компонентов из разных областей жизни.
Общество очищения = общество обновления, социум - сам по себе материал, на котором происходит обновление.
Сегодня - два примера. Два проекта из прошлого, вписывающихся в Сити-культ, реализующиеся в общественном пространстве, в котором и происходят. На материале увидите, что там и как.
*Микрофон берёт Хенрик
Какие цели общества очищения - с помощью художественного творчества запустить процессы в обществе, которые могут привести к его обновлению. Важно общественное пространство как поле, ибо ведёт к новому восприятию наших художественных практик.
Художественное воздействие может быть разным. Для нас - вторжение в повседневность. Привлечение разных слоёв общества к необъятным, иногда странным вопросам, которые мы ставим. Хотим запустить процесс познания и общественного самопознания, чтобы от него "закрутились новые вихри".
Самопознание, взгляд на себя - не новое для общества, мы тоже хотим вставить свой кирпичик. По новому взглянуть на систему общественных ценностей. Она лучше всего отражается в названиях, в топонимах. Это очень выпукло, когда смотришь как называются сейчас, как назывались прежде и как переименовываются, как изменяются в контексте ценностных ориентиров.
Проект в Лейпциге: Индустрия в топонимах.
*видео*
Заменяют таблички с названиями улиц. Рядом вещают альтернативные. Белые указатели под синими на перекрёстках. Какое социальное значение улицы имеют сегодня, и как бы и можно было поименовать.
Всего переименовали 24 улицы. Вопрос, можно ли так просто переименовать улицу просто перевесив табличку. Улицы при этом пересекаются, так что образуются такие места, как "Перекрёсток неизвестного безработного и сознательного инвестора".
В конце второго дня (!) нас ущучила полиция. Полиция не наезжала, но им поступило 200 звонков от жителей *у нас убили бы, наверное*. Акция вызвала общественный резонанс => успех.
Часть табличек украли, а те что не украли мы сняли через 2 недели. Проект направленный на изучение того, какие ценности закреплены в топонимах, что происходит при их перемене. Так и не ответили на вопрос, как сами жители и люди реагируют на вопрос, нравится ли им название, и какое бы название они сами хотели для своей улицы.
Мартин: есть ещё вопрос согласования и разрешений. Всё связано с краткостью промежутка, тот проект был в рамках международного фестиваля, для 10 дней фестиваля - «всего» пол года разговоров с бургомистром. Что считать временем начала проекта? Прикручивание первой таблички или согласование?
Соединение региональных вопросов и глобальных тем. Как и что?
Второй проект - Хорватия 2006 Загриб. Тоже переименование улиц. Столкновение с нынешней политической ситуацией представляет особый интерес. Работа с малыми общественными объединениями. У них нет таких сил, как у крупных. Мы работали с феминистками, экологами, лево-радикалами, секс-меньшинствами, цыганами.
Центральная площать "Площадь жертв патриархата" с подачи феминисток. С 95-го она Площадь героев.
Переименование - тут же всплывает вопрос о исторических корнях и прошлом.
"Улица новых тенденций глобализации" - недалеко от центра, квартал с банками и страховыми обществами.
Цыгане "За лучшее будущее", Рависа Мабеди, социолог цыганка, образовательная сфера. Методист, учебники для цыган. "Площадь обещаний" - и лучшего будущего, и много чего для цыган. Сотрудничество с объединениями и структурами гражданскими. Поддержка диалога важна для цыган.
Ещё один представитель, мужик, глава организации: самое важное - проблематика того, как представить общественности проблематику этнических меньшинств, избежать замалчивания. На последних выборах его, кстати, избрали в парламент.
"продвинутое поселение" - на фоне разваливающихся домов, окраины. Заросший район, даже электричество и водопровод не везде. Название подчеркивает диссонанс и привлекает внимание к району города.
---------------------
Питер.
Проект "проспект Надежды" - Лиговский проспект. - Титульное название проекта.
В июне - полевые исследования. Интервью у таксистов (С Лилией и Олегом). Таксисты - сейсмографы городского развития. Они общаются со многими, бывают во всех частях города. Мы многое узнали о Питере. Что же собой являет городское пространство, какие социальные, политические и экономические изменения происходят в городе.
*краткая версия видеосюжета а 8 минут*
*Таксисты говорят о том, что горд запустили, общество становится хуже, люди злые, город запущен, уплотнительная застройка, мало ремонтируют. "Если бы мог сам менять, то взялся бы за чистоту города. работа с людьми, чтобы не бросали мусор и так далее. Учить чистоте, выносить мусор каждого человека. На уровне, начиная с собственного подъезда"
Как что изменилось - Приморский парк побед застроили - плохо. Всю захватили территорию. Пляжи - платные, нам уж не выйти на берег. Всё - за последние 10-20 лет. Деревянный театр - всё отстроили в камне и стекле. Домик - будто бы Путин приобрёл, сплошное ФСБ.
Водитель такси - иначе воспринимает город. Не двухмерно, как обычный человек. Водитель - в 3-d, с высоты птичьего полёта. Водитель такси- и экскурсовод, и навигатор и психолог и иногда психиатр. Синдром попутчика. Поэтому водитель знает многое.
Материал - колоссальное значение для проекта и нашего разговора этим вечером.
Необходимо выбрать критерии, по которым будем судить о развитии города.
Важный момент - наличие у городов открытых пространств. Какие перспективы самореализации есть у людей в этом пространстве? Важны равные возможность выразить себя, независимо от того, к какой соц. группе относятся люди. Меньшинства - любые. Например - меньшинство жителей Петербурга, передвигающееся НЕ на авто *наивные немцы!*
+ есть глобальные темы, такие как экология, как с ними может взаимодействовать горожанин.
Сотрудничество с социологами: цель проекта - выход за рамки художественного творчества, тут-то мы и сотрудничаем. одни из целей - выработка таких конструктов, ценностей которые встанут в основу общественной ткани.
Олег: художники интересуются тем же, чем и мы, социологи. => трансдисиплинарные проекты, сотрудничество социологов и художников. Разные точки зрения, взаимообогащение, преставление разных точек рения на один и тот же сюжет.
Олег и Лилия включились с энтузиазмом, дополнили картину. Обсуждение того, о чём говорить с таксистами. Для художников важно - будущее, для нас это - не нормально, так как социологи- специалисты в настоящем, а суждения о будущем - не верифицируемы. Так что вопросы о будущем мы как-то старались растворить в других разделах.
Таксисты как социальная группа. Сюрпризы, что таксисты совершенно спокойны при съёмке, лишь один мигрант попросит анонимности, всем остальным всё ок.
Гендерно: одна женщина таксист, но в этом интервью про женский вопрос в такси женщина вообще не говорила, про проблемы не было сказано ничего. Никаких проблем у женщины-таксиста, просто некоторые технологии: только по заказу и не брать людей с улицы.
Бытовая ксенофобия. в 8 из 11 интервью вопрос всплывал сам. «Понаехали чёрные». Так же этот пункт всплывал при ответе на вопрос о том, что изменить. Вычистить от мигрантов. Но эта проблема - в купе с профессиональной конкуренцией. Белые и чёрные таксисты - в обоих смыслах (и как этническая принадлежность, и как сектор экономики).
Всё что узнали скорее не столько города, сколько о социальной группе таксистов. Например, развеяли свои миф о таксистах как "неудачниках", маргиналах. У нас все - совершенно сознательные таксисты. Даже возникло предположение о специальном социологическом типе людей, склонных к мобильности и коммуникации с разными людьми, от уборщиц до депутатов.
Забавные жизненные траектории. 90-е и их след. Таксисты- либо в прошлом охранники, либо в бандитских структурах. Так что таксист для них - вообще не опасная работа.
Социологи разочарованы, так как вроде как о городе-то было не так много, но немцы были в восторге. Мы хотели узнать об уникальном, то что знают только таксисты, а остальное мы и так многое знаем, для них же новое - всё. То есть то знание которое для нас - очевидное, для немцев - круто. Социологам хотелось специфически таксистского понимания города.
Какие перспективы нам дали таксисты?
1) то же, что и любой горожанин: застройка, уплотнение, грязь, коммунальные проблемы и т.д.
2) водительское: дороги, пробки, ЗСД, кольцевая - но это тоже не специфично, это мог рассказать любой водитель Санкт-Петербурга.
3) уникальное. Таксист - город: роль таксиста как посредника. Они - сервисная служба, обслуживают клиента. Мы просили показать нам Их город, они же привыкли, что пассажир всегда говорит, куда ехать. Хотя, если пассажир не знает куда ехать, включаются когнитивные карты города, накопленные водителем за время общения с другими пассажирами. Он запоминает, какой тип людей куда едет, так что он может понять, куда везти пассажира. По тегам он знает, куда можно отвезти. Пример: берёт пассажира командировочного из аэропорта. "ребята с севера" или ещё что. переговоры - через 2 дня, таксист хочет возить их, ему надо зацепить их и понять, куда их везти. Он по типу людей понимает, в какие именно рестораны везти парней из Ханты-Мансийска, в какие бары и бордели. Он - проводник по определённым заведениям.
Пожилой паре из Москвы он покажет совершенно другой Питер. Это- не его Питер, это Петербург "похожих" им людей, тот город, понятие о котором он имеет на основании чужого опыта.
Таксист - сам себе навигатор. Отсутствие навигатора - как предмет профессиональной гордости. таксистам навигатор и в этом его специфика.
Это - сливки, серьёзный анализ пока не делали, но ещё вопросы, что включать в финальный проект. обсуждаем переименование улиц, вопросы о том, как переименовать, как сделать названия аутентичными. Вытянуть названия из интервью с таксистами, привязать к конкретному месту на основании рассказов людей. Но тут зависит от того, как это осмыслят немцы, и мы не знаем, во что это выльется, как они это воплотят.
Где ставить объекты? Какой режим доступа, какая охрана. + проблема ксенофобии и расизма? Включать или нет? Нужно? да, но что это будет значить, если мы покажем, что таксисты желают выгнать всех чёрных и города, какие могут быть последствия, не провокация ли?
+ банальность VS актуальность. Дороги, пробки, машины - это банально и очевидно, но если им это важно и актуально - включать ли это? Это актуально, но банально. И как быть?
*отдаёт микрофон немцам*
Что должно быть изменено? Будем использовать компетентность публики.
На карте записать, что стоит менять, а потом просто забудьте листик, мы его подберём.
Какие есть варианты названий уже для Питера:
«Площадь приватизации»
«Площадь равных возможностей»
«Проспект банальных потребителей»
«Улица свободной информации»
Садовая - «Улица самодостаточности»Обсуждение:
Идея сленговых названий для улиц + названия улиц от таксистов.
*вопросы о том, как происходил отбор, насколько выборка репрезентативна...
Для художников самый интересный вопрос - качественный, а не количественный. Выявляем прототипы и действуем. Поколения - важны, да. Каждой интервью - 2-3 часа. Много материала, интересно. Естественно это отчасти отражение того, в какой ситуации конкретный таксист. Спрашивали их мнения о переименованиях, изучение конкретной жизненной ситуации.
Ловили и на улице, не только заказывали через фирмы. Но эти люди почти все отказывались.
___
Для нас важна подвижка и реакция людей. Главное вызвать их на изменения, на переосмысление. Важнее всего их реакция на то, что мы делаем.
*центряк - в таксистком сленге перекрёсток Ломоносова и Думской. Не потому что Думская - культурный "центряк", а потому что ЦС, к которой выстраивается колонна таксистов ночами за клиентами)
Дискуссия, отошедшая от темы. вплоть до экскурсии по местам Масяни. Разные слои как бы могли представить свою топоимику, примеры Берлина, и так далее.
Всем спасибо.
2 ноября, лекция "Стрит-арт", фильм венгерских и немецких художников + лекция от антрополога и историка + один из авторов фильма будет здесь.