Сейчас и по 14 декабря в Этажах проходит выставка стрит-арта "Голос Улиц" (
http://cs307408.userapi.com/v307408207/29db/4sCyTX7gHiA.jpg вот тут программа, там же много всякой информации по участникам и вообще). Повторять всё то, что вы можете легко прочесть в анонсах и программе не буду, расскажу вот о чём.
Сегодня пришёл туда послушать лекции художников. Честно говоря, пока что они меня разочаровывают, и главныый вывод в том, что лекторы из художников хреновые. Исключением, наверное, была лекция от создателей "исправляй-угарай", но на неё я не смог прийти, увы. Но хоть лекцию я ихнюю посетить не смог, работы их на выставке узнаваемы моментально. Вот они:
А теперь внимание. Слушаю, значит, я как Рамиль Баширов рассуждает о революционном смысле искусства и о том, что Другая Россия наш единственный путь, и что революция неизбежна и необходима и что художник здесь должен быть гласом гремящим, как вдруг появляется куратор и прерывает дискуссию объявлением о том, что только что пришло указание, которое невозможно оспорить, и одна из работ выставки запрещена цензурой. Как вы думаете, какая? Правильно, та что слева на фотографии.
В общем, народ созвали к стене и расстреляли на глазах толпы работу торжественно демонтировали.
Более того. После этого сначала была идея торжественного сожжения работы во дворе, но потом она всё-таки упокоилась около урной при входе. Просто на земле, доступная любому для обозрения.
Какие выводы из этого мы можем сделать?
Конечно, большинство людей в обсуждениях, которые я сейчас посмотрел, пишут о том, что это цензура, что клерикализм. Пусси, Иконы с Пуссями, картины Лены Хэйдз, теперь вот это. Мол, искусство свободы нет, если даже в таком центре как Этажи демонтируют работу, которая вообще-то прошла утверждение и пять дней провисела на экспозиции.
Но с другой стороны, не это кажется мне тут самым интересным. Да, работу сняли по политическим причинам, здравствуй, 37-й, все дела. Но, ведь если подумать, эта работа изначально создавалась не для того, чтобы её экспонировали в арт-центре. Это часть того искусства, которое существует на улице небольшие промежутки времени, и которое потом срывают, закрашивают, уничтожают. Оно, по сути, для этого и создаётся, чтобы своим кратким существованием и последующим уничтожением показать остроту проблем, обратиться к лоюдям, вызвать резонанс.
И посмотрите, что происходит с этой конкретной работой? Её вешают на выставке, она висит некоторое время, вызывает резонанс, и её срывают! Уничтожают! Это ли не успех!? Ведь по сути, из всей этой выставки истинно как уличное искусство сработала именно она. Более того, после того как работа была демонтирована, она была вынесена на улицу и очень удоюно расположена около урной, так, что поток людей, которые её могли некоторое время (а может и до сих пор могут) лицезреть не уменьшился, а только возрос. Уличное искусство воспротивилось помещению в музей и вернулось обратно на улицу. Работа обросла массой новых смыслов, стала ещё более провокативной и успешной.
Наверное, истинным успехом выставки было бы, если бы цензура приказала закрыть и демонтировать её всю целиком. Но, что есть то есть, и вы не подумайте, я рад, что остальная экспозиция продолжает существование)