начало
Лемурийские великанские постройки. Часть 1.Новая Зеландия Положение острова Рапа-Ити на карте мира (рисунок создан с помощью программы Google Earth)
Остров Рапа Ити - древнейшая загадка
Остров Рапа-Ити (Rapa Iti) находится на архипелаге Тубуаи во Французской Полинезии, имеет вулканическое происхождение и представляет собой древний потухший вулкан. Высшая точка острова достигает высоты 650 м. Площадь суши составляет около 40 кв. км. Остров Рапа-Ити был открыт в 1791 году англичанином Джорджем Ванкувером. В 2002 году численность населения острова составляла 497 человек. Основное занятие жителей - выращивание кокосовой пальмы. Остров так бы и остался неизвестным, если бы в середине прошлого века на него не попал Тур Хейердал со своей экспедицией.
Положение острова Рапа-Ити на материке Лемурия
Совершенно неожиданно Тур Хейердал наткнулся в горах этого острова на необычные колоссальные постройки. В книге Аку Аку, в главе, которая называется «Моронга Ута, город подоблачных развалин», эти сооружения описаны следующим образом:
"Селение было основательно укреплено. С юга путь к нему преграждал широкий ров со стеной. Чтобы бурные ливни не смыли хижины в пропасть, строители терпеливо перенесли из долины наверх сотни тысяч обломков твердого базальта, которыми подперли террасы. Камни чрезвычайно искусно пригнали друг к другу без всякого связующего раствора. Тут и там кладку пронизывали дренажные каналы: торчали продолговатые камни, образуя своими выступами лестницы, которые соединяли между собой карнизы. Всего на Моронго Ута насчитывалось больше восьмидесяти террас. Общая высота сооружения - пятьдесят метров при поперечнике в четыреста метров; другими словами, это самое большое известное нам сооружение в Полинезии".
Вид на остров Рапа-Ити возле деревни Моронга Ута. Стрелкой показано положение руин, раскопанных экспедицией Тура Хейердала
Вид на прибрежную зону острова Рапа-Ити с высоты руин возле деревни Моронга Ута (фото из книги Тур Хейердала "Аку Аку")
Местные жители острова Рапа-Ити направляются на раскопки руин возле деревни Моронга Ута под руководством членов экспедиции Тура Хейердала (фото из книги Тур Хейердала "Аку Аку")
Раскопки одного из гигантских сооружений, находящихся на острове Рапа-Ити возле деревни Моронга Ута (фото из книги Тур Хейердала "Аку Аку")
Сотни тысяч огромных обломков твердого базальта, поднятые из долины на вершины гор - по силам ли такая работа папуасам? А кладка огромных стен и подгонка блоков друг к другу без всякого связующего раствора - не напоминает ли стены Саксахуамана или Куско? Да и зачем туземцам взбираться на вершины гор и строить там громадные сооружения, если внизу рядом лежат плодородные долины? - Ответ на все эти вопросы можно дать лишь в том случае, если предположить, что после потопа Лемурии остались некоторые острова, на которых выжили оставшиеся лемурийцы - они то и построили эти гигантские сооружения.
К сожалению, руины на остров Рапа-Ити до сегодняшнего дня основательно не раскопаны и не исследованы. Осталось лишь одно устное свидетельство Тур Хейердала, приводимое им в его книге, выдержки из которой мы приводим в приложении ниже. К сожалению, описание Тура Хейердала тенденциозно, который, как известно, приписывал все гигантские сооружения делу рук местных папуасов.
Снимков острова Рапа (не путать с Рапа Нуи - островом Пасхи!) крайне мало. Но благодаря счастливому стечению обстоятельств измененные вершины гор этого острова попали в фильм Кусто "Таити: огненная земля", хотя до Таити отсюда аж 1200 километров.
Кадры из фильма Кусто:
Приложение
Тур Хейердал Книга "Аку Аку".
Глава десятая Моронга Ута, город подоблачных развалин
Сказка говорит: в тридевятом царстве, в тридесятом государстве, за высокими горами стоит на вершине золотой замок. Но кто верит сегодня в сказки? Мы поверили, когда перевалили через высокую гору и увидели перед собой Моронго Ута.
Кругом во все стороны света простирался океан. Безбрежный океан, который мы пересекли со своим суденышком с другого конца земного шара. Под нами были глубокие зеленые долины, зеркальная гладь залива и тот самый кораблик, что доставил нас сюда с острова Пасхи. А на соседней вершине, рукой подать, - волшебный замок. Заколдованный замок, спящее царство, стены и башни затканы зеленым лесным ковром с той самой поры, как король со всей свитой оставил его. И случилось это тогда, когда мир еще верил в сказки…
У меня захватило дух от волнения, когда мы ступили на последний гребень и начали приближаться к подножию сказочного замка. Могучий и величественный высился он перед нами на фантастическом фоне плывущих облаков, голубых пиков и шпилей… И хотя замок был вознесен высоко в воздух, к самому небосводу, было что то от подземелья в этом древнем сооружении с густым зеленым руном девственных зарослей поверх облепленных дерном стен.
Красивая синяя птица с криком ринулась в пропасть. А когда мы подошли к замку, три белые дикие козы неожиданно вынырнули из кустарника на стене, соскочили в ров и пропали из виду. Учитывая, что остров Пасхи - самый уединенный на свете, не так уж странно называть Рапаити одним из его ближайших соседей, хотя их разделяет такое же расстояние, как Испанию от Канады. В этих зеленых горах мы были как то особенно далеки от мирской суеты. Уж верно, это самый забытый уголок Тихого океана,
Кто слышал про Рапаити? Маленький островок, почти разорванный на две части могучими клыками окружающего океана… Справа и слева от нас крутые, обрывистые склоны и два залива, которые попеременно в зависимости от ветра служили зеркалом волшебному замку. А обернешься, можно на других обросших зеленью вершинах насчитать двенадцать столь же диковинных замков. И столь же безжизненных. Только на берегу залива, где стоял наш кораблик, виден был дымок над деревушкой: горстка белых мазанок и бамбуковые хижины с камышовой кровлей. Здесь обитало все население Рапаити - двести семьдесят восемь полинезийцев.
Но кто же воздвиг волшебный замок перед нами - и остальные, на других вершинах? И для чего на самом деле предназначались эти сооружения? Этого никто не знал. Когда капитан Ванкувер в 1791 году случайно обнаружил этот уединенный островок, ему показалось, что на одной из вершин копошатся люди. На склоне он как будто разглядел блокгауз и частоколы в несколько рядов и заключил, что это искусственное укрепление. Правда, лезть на гору и проверять он не стал. А прибывший туда через несколько лет знаменитый миссионер Эллис заявил, что Ванкувер ошибся, принял за форт чисто природные образования. После Эллиса на Рапаити побывал известный путешественник Муренхут. Он восхищался своеобразной природой острова, чьи горы напоминают башни, замки и укрепленные индейские селения. Но и он не поднимался на вершины, чтобы рассмотреть поближе удивительное явление природы.
В начале тридцатых годов вышла книжка Кайо, который лазил на горы и убедился, что между кустами проглядывает кладка стен. За ним лазили и другие; большинство решило, что тут были древние укрепления, но кое-кто толковал развалины как остатки земледельческих террас. Из этнологов на острове побывал только Стоке. Он изучал местных жителей, однако его рукопись пока оставалась неизданной и хранилась в музее Бишоп.
…
Мы облегченно вздохнули, бросив якорь в зеркальном заливе у живописной деревушки, от которой к нам немедленно вышли крохотные пироги.
…И вот мы на самом хребте; позади трудный подъем по крутым ущельям и гребням.
- Моронго Ута, - сказал наш проводник.
- Кто это построил?
Он пожал плечами:
- Может быть, король какой-нибудь, кто знает.
Раздвигая густые заросли, мы увидели тут и там куски тщательно выложенных стен. Я услышал возглас Эда. В одном месте выступ над крутым склоном осыпался, и обнажилась земля, перемешанная с ракушками и рыбьими костями. А еще из мусора торчала базальтовая ступка колоколом, такая изящная, так искусно вытесанная и отполированная, что я во всей Полинезии не видел лучшей работы.
В это время и Билл выбрался на гребень.
- Вот это да, - сказал он, глядя как завороженный на могучее сооружение. - Здесь надо копать!
…
Мы поставили мужчин и женщин в разные концы огромного сооружения, и развернулся турнир - кто лучше и быстрее выполнит свою работу. Каждая бригада стремилась отстоять честь своего пола, и вряд ли когда-либо на раскопках трудились с таким рвением. С палубы нашего корабля казалось, что на гору напала саранча. Зеленый покров Моронго Ута на глазах отступал вниз; с каждым днем коричневого становилось больше. Появлялись террасы, стены, и вот уже вся макушка будто шоколадный храм на голубом небесном фоне.
А кругом по-прежнему высились зеленые косматые пирамиды - этакие замки горных троллей. На самом деле Моронго Ута не был замком. С соседних гребней сразу было видно, что это не одиночная постройка. Мы вскрыли заброшенные развалины целого селения. Называть это фортом неверно. И земледельческие террасы не то определение. Потому что все население острова некогда обитало здесь, на макушках гор.
Те, кто первым приплыл на остров, вполне могли бы разместиться в долинах, на ровном месте. Тем не менее они вскарабкались по крутым обрывам на вершины гор. Зацепились на них и, так сказать, свили свои орлиные гнезда. А точнее, начали долбить гору каменными рубилами и превратили ее макушку в неприступную башню. Ниже башни шли большие террасы, на которых жались друг к другу жилые постройки. До нашего времени сохранились полные золы и древесного угля очаги - каменные печи своеобразной кладки, которую до сих пор во всей Полинезии знали только по острову Пасхи.
Билл тщательно укладывал в пакеты драгоценные головешки: радиоактивный анализ поможет определить возраст удивительного горного селения.
Кругом лежало множество каменных рубил различного вида, целые и разбитые. Но еще чаще встречалось непременное орудие домашней хозяйки - каменные песты, которыми женщины превращали таро в попои. Некоторые песты были сделаны так искусно, изящные линии и гладкая полировка говорили о таком совершенстве, что наши механики не могли поверить - как это можно сделать такую вещь без современного токарного станка. А в одном месте Билл осторожно извлек из земли почерневшие остатки старой рыболовной сети.
Селение было основательно укреплено. С юга путь к нему преграждал широкий ров со стеной. Чтобы бурные ливни не смыли хижины в пропасть, строители терпеливо перенесли из долины наверх сотни тысяч обломков твердого базальта, которыми подперли террасы. Камни чрезвычайно искусно пригнали друг к другу без всякого связующего раствора. Тут и там кладку пронизывали дренажные каналы: торчали продолговатые камни, образуя своими выступами лестницы, которые соединяли между собой карнизы. Всего на Моронго Ута насчитывалось больше восьмидесяти террас. Общая высота сооружения - пятьдесят метров при поперечнике в четыреста метров; другими словами, это самое большое известное нам сооружение в Полинезии. Билл прикинул, что только в Моронго Ута жило больше людей, чем сегодня живет на всем острове.
Тур Хейердал, его жена Ивонн, Билл, руководивший раскопками (фото из книги Тур Хейердала "Аку Аку")
Очаги, колодцы и погреба для хранения таро - вот все, что осталось от жилищ, если не считать орудий и мусора. А прежде тут стояли (еще одна черта, напоминающая остров Пасхи) овальные хижины из воткнутых в землю сучьев, которые связывали вместе вверху и накрывали камышом и сухой травой. Для больших культовых сооружений - главного элемента строительного искусства на других островах - не хватало места. И жители Моронго Ута решили эту задачу своим, неизвестным в других частях Полинезии способом: на горе за террасами вырубили куполообразные ниши и в них устроили миниатюрные храмы. На гладком полу, будто шахматные фигуры, стояли, образуя ряды и клетки, небольшие камни. А те ритуалы, для которых перед карликовым храмом было слишком тесно, совершались на верхней площадке пирамиды, где потолком был небосвод.
Пока Билл и его помощники руководили раскопками Моронго Ута, Эд и Карл вместе с членами судовой команды изучали другие части острова. Все пирамидоподобные вершины оказались развалинами таких же укрепленных селений. Рапаитяне называли их паре. Вдоль острого водораздельного гребня, соединявшего между собой вершины, сплошной вереницей тянулись фундаменты былых жилищ. А в долинах сохранились стены древних земледельческих террас. Нередко они поднимались ступеньками на склоны. И всюду были видны следы сети искусственного орошения - длинные каналы забирали воду из ручьев и разносили ее по террасам. Итак, в прошлом люди этой своеобразной островной общины обитали на макушках гор и каждый день спускались по высеченным в обрывах тропам вниз, чтобы ухаживать за посевами таро в долинах и ловить в море рыбу и раков. Дети горного народа жили выше, чем орлята в своих гнездах.
►
►►