На новогодние праздники я решил отдохнуть вне Москвы и осуществить вторую в своей жизни поездку в Египет.
Впечатлений было меньше, чем после первой поездки в Египет осенью 2006 года, что естественно: в предыдущий раз было больше экскурсий, дайвинг впервые в жизни, первое столкновение с восточным торгом, прогулки в центре Хургады до 11-12 вечера…
Аэроэкспресс Москва-Павелецкая - аэропорт Домодедово.
4 января сего года на 6 утра был назначен наш вылет из аэропорта Домодедово. Вылету в 6 утра соответствует начало регистрации в 3 часа ночи.
Чтобы быть в указанное время в аэропорту, я мог поехать на такси, либо на общественном транспорте. На сайте Домодедово я легко нашел информацию об Аэроэкспрессах (это поезда, курсирующие между Павелецким вокзалом и аэропортом Домодедово), там же нашел их расписание. За изменения расписания, изложенные доходчиво и интерпретируемые однозначно, сотрудники, занимающиеся сайтом, заслуживают отдельной благодарности!
Выезд из дома в 2 часа ночи на такси я счел не менее беспокойным вариантом, чем Аэроэкспресс. Причём, вариантом неинтересным и, следовательно, необоснованно дорогим.
Подпортили впечатление от Аэроэкспресса кассирши на Павелецком вокзале, проявившие некорректность при общении с пассажирами. Подошедшему передо мной к кассам мужчине в ответ на вопрос о ближайшем экспрессе предложили ознакомиться с расписанием. Казалось бы, обычное требование. Некорректность заключалась в том, что ожидался последний Аэроэкспресс, и времени до его отправления было совсем немного. Расписание Аэроэкспрессов настолько простое, что ответить на вопрос мужчины кассирше (которая продаёт билеты только на эти самые Аэроэкспрессы) не составило бы никакого труда. Мужчина явно нервничал, успеет ли он на поезд. Ещё бы, общеизвестно, как в России (в том числе и в Москве) работает железная дорога: как много отмен и как плохо (неаккуратно, с ошибками) они обычно документируются в расписаниях и списках отмен. Расписание висело тут же, мужчина быстро нашел подходящий поезд и спросил, успевает ли он на него. Я стоял рядом, дожидаясь своей очереди, и меня этот вопрос тоже волновал. Я знал, что поезд отходит скоро, но не знал, как быстро до него можно дойти от касс, не придётся ли плутать по вокзалу. Я не видел в зале часов и не знал точного времени, руки у меня были заняты чемоданом, бумажником и купюрами для покупки билетов, в такой ситуации оперативно достать телефон и посмотреть время я не мог. Кассирша, вместо того, чтобы обилетить мужчину за минуту, своими отказами ответить на простые вопросы, растянула процесс покупки билета на несколько минут. Она так и не сказала мужчине, сколько времени до отправки поезда. Я был зол на неё. Думаю, что девушка не хотела никого обидеть: пассажиры за день достали с глупыми вопросами, к тому же времени было достаточно для того, чтобы мужчина самостоятельно ознакомился с расписанием, купил билет и успел на Аэроэкспресс. Но выглядело всё это, во-первых, непрофессионально, во-вторых, просто невежливо.
4-е января. Ожидание вылета в Домодедово.
Несколько разочаровало, что в аэропорту Домодедово не оказалось ни одной бесплатной сети wi-fi. Обрадовало наличие в залах ожидания розеток, которые можно свободно использовать для зарядки ноутбука; расстроило малое количество розеток. Подозреваю, что эти розетки были сделаны не для удобства пассажиров, а для многочисленных банкоматов/автоматов, просто не все были заняты. С размещённым рядом объявлением «для зарядки сотовых телефонов» была только одна розетка. Пока прогуливался, выискивая свободные розетки, развлёкся, заказывая в автомате свежевыжатый апельсиновый сок. Стакан сока (200 миллилитров) получается из двух апельсинов.
К началу регистрации приехал
andl и мы отправились проходить все формальности, которые требуются для вылета...
Перелёт в Египет.
Это был четвертый в моей жизни перелет; я впервые сидел у иллюминатора. Иллюминатор находился слева от меня и был расположен удобно для наблюдения пейзажей тех мест, над которыми мы пролетали. Виды впечатлили, в предыдущие перелёты я имел удовольствие наблюдать только облака. После вылета некоторое время было ещё темно, я наблюдал внизу узоры из огней. Поначалу это были узнаваемые очертания освещённых дорог или жилых массивов. С набором высоты, в какой то момент я перестал чувствовать масштаб: разглядывая узоры из освещённых объектов внизу, я не всегда понимал, эти объекты - дома или же целые кварталы…
В самолете (какой то Боинг) сквозняком продуло шею, несмотря на то, что я и мои соседи справа отключили свои кондиционеры. Шея болела до конца дня.
Первый день в Египте.
Из-за застуженной шеи я не рискнул войти в воду в день прилета. В номер заселились в 12 часов по местному времени (в 13 по московскому). Обедали, обошли всю территорию отеля (мы выбрали Palm Beach Resort в Хургаде), загорали, ужинали, курили сигару на балконе, рано легли спать (я предыдущую ночь вообще не спал). Возможность посидеть вечером на балкончике, послушать море и ветер в пальмах умиротворяет…
5-е января. Торг за массаж.
Записался на массаж - из любопытства. Продавец услуг из оздоровительного центра настойчиво уговаривал меня пойти на массаж, когда понял, что я сомневаюсь, идти или нет.
andl, воспользовавшись настойчивостью со стороны продавца, проявил свои способности и выторговал нам баню после каждого сеанса массажа.
Мельком видел ската, когда плавал с очками. Порадовал бесплатный wi-fi в отеле.
6-е января. Услуги такси, вредный таксист.
Поехали к Макдональдсу (в центр города). Туда доехали на микроавтобусе (таком, которые я помню по первой поездке в Египет в роли маршруток и такси), ехали вчетвером, с двумя другими туристами, мы за двоих заплатили 30 фунтов. Когда поехали обратно, поучаствовали в обычном спектакле: договорились с таксистом на 15 фунтов, по приезду он потребовал 15 долларов. Пришлось оставить 20 фунтов, ровно 15-ти у нас не было, а сдачу с 20-ти мы, естественно, не получили. У таксиста был включён счётчик (это было официальное такси, из «новых», которые только появлялись тогда, когда я первый раз в Египте был). По счётчику я увидел, что мы наездили меньше чем на 10 фунтов. Поскольку у нас была договорённость на 15 фунтов, то за счётчиком я следил просто из любопытства. В начале поездки таксист счётчик не обнулил, я просто запомнил исходную и конечную позиции счётчика. Считает счётчик сразу деньги за проезд: два младших деления на счётчике обозначают пиастры, старшие деления - фунты. То есть, если на счётчике отображается 125, это значит 1 фунт 25 пиастр. Для сравнения, при отеле можно было заказать такси стоимостью 15 долларов в обе стороны или 9 долларов в одну сторону, мы их услугами не пользовались. Во время нашей поездки валюты соотносились следующим образом: доллар стоил около 6 фунтов, а доллары я покупал до нового года приблизительно по 28 рублей.
Наш гид (зовут Таха, сотрудник Travco, египетского представительства Мостревел) проявил себя насквозь пропитанным политикой фирмы и закрытым для обычных человеческих взаимоотношений. На вопрос о возможности доехать до Макдональдса на автобусах («басах») так ничего определённого и не ответил, то есть ни «да», ни определённого «нет», всё твердил про такси, которое можно заказать при отеле, цену на такси называл также отельную. Почитав перед поездкой информацию в Интернете, я знал, что гид рекомендует услуги с сильно завышенными ценами. А вот в предыдущей поездке гид не скрывал информации об автобусах, такси, средних ценах, и вообще полезные советы давал. Вывод: если есть желание не переплачивать, перед поездкой стоит почитать рекомендации как вести себя в такси и отзывы о ценах от людей, посещавших Египет не слишком давно.
7-е января. Экскурсия на «Райский остров».
Экскурсия на «Райский остров» оставила огромное количество впечатлений и положительных эмоций. Наша экскурсия включала в себя: «трансфер» до острова, остановку у рифов с возможностью сноркинга (плавание среди рифов с ластами и маской), обед на яхте, высадка на остров (пляж, купание), отплытие и сноркинг у других рифов вблизи острова, возвращение. Больше всего впечатляет возможность плавать среди кораллов, рыб. Кроме того, если по полу-субъективной оценке (ориентируясь на ощущения в бассейне в Москве, где пишут температуру воды) около отеля температура воды в море была 23-25 градусов в разные дни (значительно холоднее, чем в бассейне, где 27), то на рифах - теплее московского бассейна, думаю не менее 28. Вывод: ИМХО, любителям поплавать, любителям природы - обязательно ехать в море на рифы. Из отрицательных впечатлений - неприятно поразило как с 2006 года египтяне освоили «Райский остров». За прошедшее время на острове появилась куча построек (в основном это кафе). Мне кажется, эти изменения увеличивают риски деградации восхитительной рифовой экосистемы. Кроме того, эта инфраструктура чуть не сорвала часть нашей экскурсии, а именно посещение рифов после высадки на остров. После высадки часть туристов разбрелось по кафе; кто-то предложил не ехать на рифы, а подольше побыть на острове, после чего сразу вернуться в отель; большинству группы было всё равно, рифы или пляж. В итоге, нам пришлось отлавливать туристов из нашей группы по кафе и устанавливать общественное мнение нашей группы (что народ хочет, рифы или пляж). За счёт того, что намерение остаться на острове было не самоцелью, а исходило скорее из соображения, что на рифах вроде уже побывали и незачем опять к ним плыть, удалось уговорить всю группу продолжить экскурсию в соответствии с исходным планом. Мне кажется, организационные усилия были не зря предприняты, я с огромным удовольствием «посноркил» на рифах и во второй раз (я увидел больше видов рыб, чем в первом месте).
На третьем сеансе массажа осилил слово «хорошо» по арабски - «колютамам». В отеле увидел туристов, которых видел 2 года назад, когда первый раз был в Египте. Мы узнали, что в наше отсутствие близко к отельному пляжу подходили дельфины.
8-е января. Экскурсия под названием «Бадавея».
Экскурсия под названием «Бадавея» отчасти разочаровала, хотя впечатлений было достаточно много. Из впечатлений: больше всего впечатлил мужик, который ложится на гвозди, ходит по стеклу, ложится лицом в кучу битого стекла. Конструкцию с гвоздями проносят около зрителей по кругу вокруг сцены, и даже дают потрогать гвозди. Битое стекло производится путём разбиения бутылок непосредственно перед выступлением. При выполнении всех этих трюков в качестве дополнительной нагрузки используются приглашённые из зала люди (причём не вижу существенной разницы, случайные ли это люди, или подготовленные помощники). Когда мужик ложится на гвозди, приглашённые встают на него; когда мужик проходит по битому стеклу, то несёт на руках мужчину и женщину; когда ложится лицом в стекло, то женщина становится ему на голову. Выступление с кобрами захватило, но не впечатлило; «танец с юбкой» впечатлил, но не захватил (это что-то из традиционных местных выступлений). Что было любопытно, но тоже не особенно впечатлило, это организованные в пустыне метров по пятьдесят поездки на верблюдах, лошадях, ослах, колёсных парусниках; кроме того, несколько километров поездка на «джипах» (все едут колонной след в след, за руль сажают тех, кто говорит, что умеет водить). Когда стемнело, был организован смотр Луны в телескоп. Разочаровала «Бадавея» малым временем вождения на квадроциклах. ИМХО, основа этой экскурсии - поездка на квадроциклах и посещение деревни бедуинов; всё прочее, включая вечернее выступление с йогами и танцами - второстепенно. На квадроциклах покатались всего полчаса, а в деревню бедуинов нас везли в обычных закрытых машинах (как в маршрутке едешь, только не по асфальту, а по песку). Это вариант больше подходящий для семейных пар с детьми. Для меня предпочтительнее была бы поездка к бедуинам на квадроциклах, и такие экскурсии существуют, я сам видел у деревни бедуинов множество квадроциклов.
Особенности экскурсии, включающей поездку на квадроциклах: поскольку в пустыне очень пыльно, мой рюкзак не очистился от пыли до Москвы, а белые штаны
andl пришли в негодность (при этом я видел, что белые штаны другого туриста из нашей группы не пострадали); при вождении для защиты от пыли нужны очки и арафат (я думал, что эти вещи зимой в Египте не нужны и не взял их в поездку, пришлось покупать).
9-е января. Услуги такси, хороший таксист.
Ездили в центр Хургады на такси по 15 фунтов за двоих в каждую сторону (таксист сам предложил забрать обратно в условленное время). Туда доехали без проблем; встретились в оговоренное время тоже без проблем. Когда приехали обратно к отелю, таксист стал ворчать, что 15 фунтов это мало. При этом было странное ощущение, что он понимает и признаёт договорённость об оплате в 15 фунтов, но не проявить своё недовольство ценой просто не может!
На массаже разучил ещё одно слово по арабски «шукрам» - «спасибо».
10-е января. Скат при отеле.
Отследил, что в море у нашего отеля около последнего буя со стороны пирса действительно имеет обыкновение лежать на дне скат (в точности как описал один из туристов, когда мы были на экскурсии на «Райском острове»).
Из-за сильного ветра загорать было холодно, и я за день два раза ходил в спортзал на беговую дорожку, пользовался беговой дорожкой соответственно второй и третий раз в жизни. Первое впечатление было такое: сойдя с дорожки после первого подхода я пару минут ощущал дезориентацию, головокружение. Видимо, это связано с привычкой: когда бежишь, пейзаж вокруг движется, останавливаешься, пейзаж тоже останавливается, а в случае с беговой дорожкой не так. На втором подходе я привык, головокружения не было, и я пришёл к заключению, что негативных эмоций данный тренажёр у меня не вызывает.
11-е января. Возвращение в Москву.
Подъем в 6 утра, завтрак, автобус в 7:20, на полдороги к аэропорту гид говорит, что рейс задерживают, и автобус возвращает туристов по отелям. Далее автобус откладывается на 9:20, потом на 10:20, 12:20, 14:20, 16:20. В итоге вылет состоялся в 19 часов. В ноль часов по египетскому времени мы приземлились в Москве (в час ночи по московскому). В два часа уже получили багаж и торопились на заказанные сразу по прилёту такси. В три часа ночи я уже лег спать. Можно сказать, что в сложившихся обстоятельствах за полторы тысячи рублей (стоимость такси, которым пришлось воспользоваться), мы получили лишний день на море. В отеле на протяжении этого дня нас кормили и выдавали пляжные полотенца, за что большое спасибо!