Локдаун и необходимость в тотальном онемечивании обескультурили мой 2020 год напрочь. Я смотрела только немецкие сериалы и австрийские/немецкие театральные постановки, а осень и вообще провела в обнимку с лессинговским
Мудрым Натаном и десятком постановок, включая
немой фильм по мотивам пьесы 1922 г.
Думаю, если бы был у меня другой культурный фон, я бы так остро не воспринимала непрекращающуюся атаку героическим пафосом по поводу врачей и Короны, беларуского протеста, Black lives matter, который разносили жопки, попы и сраки пропаганды всех мастей и континентов весь прошлый год. Современная немецкая культура всех регистров (да-да и нижние, и верхние ноты хороши - и маскулёк, и претенциозные вещицы) так сосредоточена на анатомии, физиологии и эпи-генетике зла, что героизм остается навсегда вынужденным а потому амбивалентным явлением. И дело не только в том, что героями назначают - о в том, как совсем не небесная канцелярия делает людей мучениками и святыми, собственно весь
третий сезон Babylon Berlin, а в том, что быть героем остается антиподом справедливости, причем как исторической, как и той утилитарной, которая возвращает человеку его достоинство. Именно эта обратка героизма делает
второй сезон Подлодки стоящим просмотра - потому как второй сезон именно про то, что кого не назови героем, выйдет это таким искажением прошлого, что людям легче будет забыть про прошлое, чем разбираться с ним и его наследием. Череда капитанов, каждый из которых оказывается и героем, и анти-героем, проходится по стереотипам относительно правости и неправости так, что сцена, в которой Kripo Фостеру раскрывается план Endlösung der Judenfrage, не оставляет зрителю выбора - каждый почувствует себя в роли бедного гестаповца, которого гладкомордый эссовец движением двух пальцев втягивает и бесповоротно в машину геноцида. На фоне того, как мне на этих двух пальцах показали, как легко попасть в палачи, история безуспешной борьбы евреев за историческую справедливость и наказание палачей в рамках судебной процедуры, смотрелась особенно отрезвляюще.
Фильм Кристиана Фроша о процессе над Францем Муррером, руководившим уничтожением вильнюского гетто, документирует каждый момент вторичной травмы каждого выжившего еврея, который участвовал в безуспешной попытки обвинить Муррера. И да, слова
Шимона Дубноу: "Евреи, помните и помните (schreibt und verschreibt), записывайте все" приобрели совсем другое значение - потому что мало знать правду, ее надо доказывать. С оторопью я наблюдаю за тотальной мифологизацией беларуского протеста 2020 г. - такое чувство, что практически вмененная обязанность попасть не в герои, так в жертвы, водит рукой тех, кто пытается зафиксировать и описать историю уничижения, и что столь востребованная, как показывает история геноцида даже такого масштаба как холокост, правда деталей, испаряется в миазмах пафоса пропаганды.
Мудрый Натан и читается сейчас как история о правде, которая никому не нужна, и которая только невероятными усилиями еврея, потерявшего все и не смирившегося с этой потерей, становится инструментом исторической справедливости. Именно так и
была прочитана лессинговская притча Николаусом Хабьяном, моим единственным культурным открытием 2020 г. Правда, у Хабьяна есть беспроигрышный ход - не убивать тех,
кто не вынес справедливости, а делать их куклами и давать возможность тем, кто несет в себе травму унижения, вдоволь поиграться такой куклой. Герой - кукла. И стать героем все равно что вместо денег получить "куклу". А потому да пребудет с нами компетенция понимать зло - похоже, это и делает нас живыми.