В ночь с понедельника на вторник
прочитала лекцию о фильма
"Мариан" - 1996, режиссер, золотой мальчик современного чешского кино Петр Вацлав, из очень киношной среды. Иногда я думаю, что подгузники ему меняла Хитилова, а учить ходил Кахыня.
"Мариан" - его первый художественный фильм, про роковую судьбу цыганенка, которого отлучили от семьи и провели по всем кругам ада институций. Очень на первый взгляд трендово для 90 г.г. - если вспомнить "
Колю", "
Реквием для куколки", и даже позднесоветскую "
Любу" Ролана БЫкова. Но Вацлав этим фильмом впечатывал себя как преемника Новой волны. Я и до лекции относилась к его творчеству как выспренному и чрезмерно дидактизированному морализаторсту, а из-за вполне понятных актуальных контекстов, когда любая история о невозможности альтруизма, а "Мариан" именно этим должен был доказать преемственность с новой волной,воспринимается как обвинение лично в твой адрес, пошла в разнос. На фильме я не оставила, по мне, ни одного живого места. Студенты кинулись фильм защищать, так я видать его отгранатометила.
Зато был повод пересмотреть мои любимейшие фильмы Новой волны моих любимейших режиссеров и просто фильмодеятельницы, Эстер Крумбаховой. Если вдруг вам так же хреново как мне, советую, настоятельно, посмотреть фильм Хинека Бочана "
Пастяк" - даже не буду стараться перевести название на русский. "Пастяк" от чешского "Дум у добрего пастыра" или "Дом доброго пастуха" был известной пражской институцией для малолетних преступников, Пастяком его назвали не только в пользу любви чехов к сокращениям, но и любви к игре слов: Паст - ловушка. После 1918 пастяками стали называть в простонародье все учреждения для трудновоспитуемой молодежи.
Фильм уникальный,потому что история его создания - что ни на есть самая чешская. Съемки начались в 1968 г. в августе, деньги дали все, а вот цензуры по понятным причинам исчезли, и контролировать процесс было некому, и практически до конца фильма снималось то, что хотелось. Зато после первого же закрытого показа, фильм для публики закрыли. Показывали его много - но только молодым коммунистам в пользу научить распознавать вражеское кино. Только в самом конце Нормализации фильм решили разморозить и перемонтировать, но сделали это только в 1990 г. что только добавило шарму и без того примечательной истории.
"Пастяк" я люблю за юмор утопленников, за беспощадную иронию в отношении социальной наивности и за уверенность в том, что надо знать несправедливость в лицо, чтобы не творить ее, но справедливость - чудо и дар, и ее только ждать можно. Первые 10 минут фильма для человека с опытом рaботы в образовательных учреждениях - сущая терапия. "Мариан" построен на интертетекстуальном диалоге с "Пастяком", и именно этот диалог показывает, какой Вацлав Элочка-людоедка по сравнению с Бачаном.
Но Вацлав использовал все визуальные коды новой волны во всем великолепии ее разнообразия- благо, как и многим режиссерам волны, Вацлаву помогала Крумбахова, муза косого десятка новолновых (как Немец) и нововолнистых (как Форман) чешских режиссеров. И с этой интертестуальностью "Мариан" становится таким калорийным интертекстом, что уже не до страданий бедного цыгана, когда синематически искушенный зритель только и делает что радуется новым и новым узнаваниям. Ну а несинематический получает шанс удовлетворить свою жажду в объяснениях, но не быть поглощенным пониманием цыганенка, который зверь, конечно, но просто потому что нет у него шанса очеловечиться среди черствых людишек.
Тем, кто дочитал этот отчет о мерах по психическому самоспасению - бонус в виде
клипа, придуманного Яном Немцем и Эстер Крумбаховой к песне Марты Кубишовой. Клип смотрю третью неделю, лучший перформанс пацифизма, по мне