Не пора ли прикрыть ведомство, действующее со дня основания по прихоти его руководителей во вред государству и обществу?
Открытое письмо министру экономического развития Э.С. Набиуллиной.
Моисей Гельман
Часть 2.
Хотели изобразить себя как лучше…
В феврале этого года Президент России Дмитрий Медведев поручил Генеральной прокуратуре РФ проверить деятельность Росимущества. А 25 февраля Федеральное агентство по управлению государственным имуществом поспешило опубликовать довольно странное заявление. После его прочтения создавалось впечатление, что речь будто бы шла не о проверке, а о поощрении этого ведомства, и Дмитрий Медведев еще не определился с выбором награды:
«Поручение, данное Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым Генеральной Прокуратуре по организации проверки законности использования государственного имущества, расценивается в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом как поддержка и подтверждение правильности курса Агентства, направленного на жесткое пресечение любых попыток незаконного и неэффективного использования государственного имущества.
В условиях негативного влияния на российскую экономику общемировых отрицательных финансовых тенденций, задачи дальнейшего совершенствования механизмов управления государственным имуществом приобретают для Федерального агентства по управлению государственным имуществом ключевое значение. Мы не можем допустить, чтобы механизмы эти работали не на полных оборотах.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом предпринимает и будет впредь предпринимать самые серьезные меры для защиты интересов государства и недопущения ситуаций, в результате которых федеральный бюджет ежегодно недополучает десятки миллиардов рублей. Уверены, что в тесном взаимодействии с работниками прокуратуры мы должны и сможем пресечь любые попытки незаконного и неэффективного использования государственного имущества, в том числе его незаконной сдачи в аренду, невыплаты дивидендов, целенаправленного банкротства.
Мы убеждены в том, что обеспечить законность и эффективность управления и использования государственного имущества можно только путем максимальной открытости информации о механизмах управления и их совершенствовании. Данная задача также является для нас приоритетной».
Недавно Генпрокуратура сообщила о завершении проверки и направила в Минэкономразвития представление об устранении выявленных в деятельности Росимущества грубейших нарушений законодательства. Мы приводим и это сообщение, чтобы читатели смогли сами сделать выводы об идентичности деклараций и дел руководителей Росимущества, а также об искренности их заявлений:
«Генеральная прокуратура РФ провела проверку в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом (Росимущество), в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства.
Вопреки законодательным требованиям Росимущество осуществляет государственные функции при отсутствии большей части обязательных административных регламентов предоставления государственных услуг. Более того, ведомство не располагает даже перечнем таких услуг, который должен быть разработан и согласован с Минэкономразвития России.
Для подготовки регламентов Росимущество в 2006 г. заключило государственный контракт с коммерческой организацией. Однако ни один из них до настоящего времени не внедрен по причине низкого качества. Несмотря на это, работы были приняты и оплачены в сумме 13 млн. 200 тыс. рублей, а доработкой документов занимались сотрудники Росимущества.
Росимущество в качестве государственного заказчика допускало и другие нарушения законодательства, регулирующего процедуру государственных закупок. Выявлены факты, свидетельствующие о заранее известном результате конкурса в пользу одного из участников, которому таким образом было предоставлено преимущество перед другими.
В ходе проверки также установлено, что в Росимуществе не соблюдаются запреты, связанные с прохождением государственной гражданской службы. Заграничная командировка одного из руководителей состоялась за счет средств акционерного общества, в котором он по должности является членом совета директоров.
Кроме того, Росимуществом ослаблен ведомственный контроль за деятельностью нижестоящих территориальных органов. Так, в результате бездействия контролирующего органа из 120 учтенных в реестре федерального имущества по Красноярскому краю зданий судов 97 длительное время находятся в безвозмездном пользовании коммерческих организаций, принося им прибыль. В результате бюджет Российской Федерации не получает платежи от фактически сданной в аренду государственной собственности.
Указанные нарушения создают условия для коррупционных проявлений, неэффективного расходования бюджетных средств и нерационального использования государственного имущества, причиняя вред интересам государства.
В связи с выявленными нарушениями Генеральная прокуратура РФ внесла в адрес Министерства экономического развития РФ, в ведении которого находится Росимущество представление об их устранении.
В целях пресечения фактов нарушений законодательства о размещении заказов и требований антимонопольного законодательства, а также для привлечения виновных лиц к административной ответственности направлена информация в Федеральную антимонопольную службу. Результаты их рассмотрения находятся на контроле Генпрокуратуры России».
Из этого официального сообщения наглядно видно лицемерие приведенного выше заявления руководства Росимущества, включая утверждение, что «поручение, данное Президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым Генеральной Прокуратуре по организации проверки законности использования государственного имущества, расценивается в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом как поддержка и подтверждение правильности курса Агентства, направленного на жесткое пресечение любых попыток незаконного и неэффективного использования государственного имущества».
Лицемерным пафосом пронизано и утверждение «мы должны и сможем пресечь любые попытки незаконного и неэффективного использования государственного имущества, в том числе его незаконной сдачи в аренду, невыплаты дивидендов, целенаправленного банкротства». Будто бы государственные площади сдавались коммерческим фирмам без оплаты и, конечно же, из чистого альтруизма, но в ущерб государственным интересам, не организациями Росимущества. И Институт микроэкономики целенаправленно стремится обанкротить чужой дядя…
Как следует из сообщения Генпрокуратуры, при проверке, видимо, были исследованы далеко не все нарушения, так как не нашли, в частности, отражения попытки противоправного отчуждения здания, принадлежащего ОАО «Институт микроэкономики», и манипуляции при проведении конкурса на автотранспортное обслуживание агентства.
Конкурс на «откат»?
120 млн. - кто больше?
О нарушениях при проведении конкурса удалось узнать из материалов, размещенных на Интернет-сайте, посвященном госзакупкам, а также из жалобы в ФАС одного из участников конкурса ООО «Контур». В конкурсе участвововало еще подчиненное Росимуществу ФГУП «АРЦ Мингосимущества». Проводился он 29 января этого года в здании по адресу Ленинский проспект 9 в Москве, в 11 ч. утра.
Представители «Контура» приехали туда в 9 ч. 30 минут, однако пропуска им не заказали, а по контактному телефону Росимущества в этом здании никто не отвечал. Нельзя было дозвониться и до ответственного за конкурс начальника Управления Росимущества В. А. Пикулина: ни его секретарь, ни он сам по своему мобильному телефону тоже не отвечали.
Так продолжалось более часа. Когда же за 10 минут до начала представления по названию «Конкурс» представителям «Контура» все же удалось пройти в здание, то все двери на этаже, где состоялся этот спектакль, оказались запертыми. В результате «из-за неявки» соперника победителем назначили ФГУП «АРЦ Мингосимущества».
По жалобе «Контура» ФАС отменила результаты конкурса, однако никого из «шалунов» не наказали. Спустя почти месяц конкурс провели повторно, и победителем вновь оказалось упомянутое ФГУП, предложившее более низкую цену за свои услуги - 148 225 000 рублей. Вот тут то и возникает ряд вопросов.
Стартовая цена, указанная Росимуществом, составляла 198 960 000 рублей, и её на первом аукционе избранный «победитель» не снизил. На повторном аукционе он снизил цену до 148 225 000 рублей, а «Контур» - лишь до 149 225 000 рублей. Разница в сравнении со стартовой ценой составила 50 млн. рублей с небольшим или почти 25%. Спрашивается, столь большое различие - следствие неточных расчётов чиновников Росимущества, что можно объяснить некомпетентностью, или это сумма «отката», которая кому-то предназначалась, не вмешайся второй участник, подавший заявку за час до прекращения их приёма?
Судя по тому, что «Контур», добивавшийся контракта, предложил за свои услуги цену на 1 млн. рублей больше, можно предположить, что эта цена была на грани или даже ниже себестоимости заказанного Росимуществом автотранспортного обслуживания.
В этой связи возникает ещё несколько вопросов:
- контролируется ли, допустим, Минфином соответствие стоимости контрактов существующим рыночным ценам;
- проверяет ли кто-нибудь в правительстве объективную необходимость тех видов продукции и услуг, которые федеральные органы всех ветвей власти закупают для собственных нужд;
- регламентируются ли нормативными документами затраты на хозяйственные нужды федеральных органов власти с разбивкой их по статьям расходов?
По моим сведениям, ничего этого нет. Да и проверка Генпрокуратуры (почему-то только Генпрокуратуры) показала, что в Росимуществе отсутствуют необходимые нормативно-правовые документы, регламентирующие предоставление государственных услуг этим ведомством. Хотя денег на их разработку затратили немало.
Как известно, в мутной воде рыбка легче ловится. К чему приводит либерализм в использовании бюджетных средств наглядно видно на примере того же конкурса на автотранспортное обслуживание Росимущества. В так называемом техническом задании агентства указана потребность в 73 автомашинах, из которых 70 - «крутые» представительские иномарки (см. таблицу).
Марка а/машины Кол-во График работы
Ауди А 8L 6 л. 1 2 смены
Ауди А 8 9 2 смены
Ауди А 6 21 2 смены
Ауди А 6 5 1,5 смены
Ауди А 4 1 1,5 смены
Вольво S60 10 1,5 смены
Ауди Q7 16 1,5 смены
Toyota Land Cruiser 2 2 смены
Вольво S60 3 сутки
Минивен 7 мест 1 сутки
Микроавтобус 7 мест 1 1,5 смены
Грузовой автомобиль, 1 т 1 1,5 смены
Грузовой автомобиль, 1,5 т 1 1,5 смены
Самые «крутые», удлинённые Ауди А8L с мощным двигателем 450 л. с. предназначены, похоже, для руководителя агентства Ю. А. Петрова, а два таких авто понадобились для подстраховки. Стоят они примерно 5,5 млн. рублей каждый. Его 9 заместителей ездят на 9 машинах чуть «похуже» - Ауди 8 без буквы L, т. е. неудлинённых. Персоны рангом ещё ниже обслуживаются, видимо, Ауди 6 (26 шт.) и Вольво S60 (13 шт.).
Если заказ на машины представительского класса можно объяснить желанием попользоваться роскошью за счёт налогоплательщиков, то в дополнение к ним Ауди Q7 в количестве 16 шт. и 2 автомобиля Тойота Лэнд Круизер вызывают, по меньшей мере, удивление. Первая иномарка Ауди Q7 является мощным флагманским внедорожником, который обычно движется во главе кортежа автомобилей, обеспечивая безопасность их пассажиров. Для этого она снабжена радиолокатором кругового обзора, что позволяет отслеживать движение автомашин, следующих впереди и на других полосах. А Тойота Лэнд Круизер - тоже внедорожник, но с высочайшим уровнем комфорта.
Сведущие люди говорят, что на этих внедорожниках обычно ездят рыбачить и охотиться, и, вполне допускаю, кое-кто из руководства Росимущества весьма охоч до этого. Можно, допустим, в пятницу поехать куда-либо в командировку и задержаться для отстрела медвежат или ловли рыбы в выходные дни. Ведь нарушать Кодекс о труде непозволительно - отдыхать надо. Однако руководители этого ведомства, если судить по графику работы заказанных ими автомашин (см. таблицу), трудятся весь год без выходных денно и нощно, не щадя живота своего во благо Родины.
Три смены в техзадании расшифрованы как обслуживание до 24 часов в сутки. Вот и получается, что сам руководитель Росимущества показывает противоправный пример рвения своим подчинённым - его основной автомобиль заказывается на сутки, замечу, без выходных и праздничных дней. Видимо, профсоюз в этом ведомстве не работает.
Две смены в техзадании рашифрованы как обслуживание до 20 часов в сутки - эта участь, видимо, уготована для 9 заместителей руководителя агентства и 20 начальников Управлений. Начальству рангом ещё ниже несколько легче: им машины заказаны на 1,5 смены, т. е. с обслуживанием до 16 часов в сутки, и есть возможность немного отдохнуть.
А два грузовика должны возить грузы в 2,5 т до 16 часов в сутки и тоже без выходных и праздничных дней. Но что можно перевозить в нерабочие дни? Разве что охотничьи трофеи в сопровождении двух семиместных микроавтобусов с обслуживающим персоналом.
Замечу, по штату Росимуществу дозволено иметь не более 930 человек. В их числе значатся помимо председателя агентства 9 его заместителей и 20 руководителей различных Управлений. Итого 30 начальников. Но «персоналок» заказано 69.
Спрашивается, для кого предназначены ещё 39, плюс две семиместные автомашины, одна из которых работает круглосуточно, и два грузовика?
И ещё вопрос: если, судя по графику автообслуживания, всё начальство Росимущества целыми днями и ночами весь год где-то разъезжает, то когда же оно работает, а если оно работает, то почему заказано столько автомашин? Заказ сделан на 365 дней, т. е. на год, но около 130 дней - праздничных и выходных, т. е. нерабочих. Спрашивается, куда может подеваться оплата за эти дни?
Если примерно 40 автомашин не нужны, то стоимость обслуживания по контракту сократится пропорционально на 55% или до 81,52 млн. рублей. А с учётом нерабочих дней эту сумму надо уменьшить ещё на 35% - до 28,53 млн. рублей. Разница с ценой контракта внушительная - почти 120 млн. рублей. Спрашивается, как они будут списываться, и не созданы тем самым дополнительные условия для коррупции, о которых говорится в сообщении Генпрокуратуры по результатам проверки деятельности Росимущества?
Контролировать использование автомашин можно либо приставив к каждой из них надзирающего, что абсурдно, либо, как обычно делается, по соответствующим путевым листам. Но нередко листы подделываются, а машины стоят в гараже, и за их «аренду» и «поездки» платят по контракту (счётчики километров на спидометрах умельцы давно научились подкручивать), либо, что более вероятно, на них халтурят, получая двойную выгоду. А потом можно и поделиться с заказчиком, к чему в своё время призывал бывший министр финансов Лившиц.
Как известно, его призыв получил широкую поддержку…
Новое в обслуживании VIP-персон: вас провожает светом фар автомобиль…
В советские времена персональные автомашины полагались только членам правительства, в том числе министрам, а также заместителям министров, причём, время пользования ограничивалось 12 часами. А для поездок их подчиненных по производственным делам заказывались машины на определенной срок.
В отличие от «недемократичной» советской в Росимуществе сформирована, по всей видимости, «демократичная» номенклатура пользователей персональными авто, к которой помимо руководителя агентства и его заместителей причислены руководители Управлений, их заместители, секретарши, и многие другие, безусловно, достойные лица. Если это не соответствует действительности, для чего же тогда понадобилось столько «крутых» иномарок? Причем для большинства автомашин заказана дополнительная, весьма дорогостоящая и существенно отличающаяся от стандартных моделей комплектация. Вот лишь небольшой ее перечень, которым согласно техническому заданию на конкурс оборудована головная машина ведомства Ауди А8L:
- ступенчатая автоматическая коробка передач с динамической программой переключения скоростей и спортивным режимом в сочетании с постоянным полным приводом;
- адаптивная пневматическая подвеска с бесступенчатой электронной регулировкой жёсткости амортизаторов;
- Multi Media Interface с цветным дисплеем 7 дюймов, управление всеми опциями автомобиля через единую систему;
- система курсовой устойчивости;
- бортовой компьютер;
- климат-контроль c регуляцией потоков воздуха, датчиками дождя, влажности и качества воздуха и угольным фильтром. Индивидуальные настройки для водителя и переднего пассажира и с индивидуальной настройкой для четырёх зон а/м;
- радио c CD-проигрывателем, 8 динамиков, суммарная мощность 230 Вт;
- устройство смены компакт-дисков, установленное в перчаточном ящике, на 6 компакт-дисков;
- дневной свет с автоматическим включением ближнего света, с функцией, когда автомобиль провожает вас домой светом передних противотуманных фар (так записано в т. з. - прим. Авт.);
- акустическая система парковки спереди и сзади с оптическим отображением на дисплее;
- комфортные передние сиденья с электрической регулировкой наклона, длины и высоты спинки и с функцией памяти;
- опора поясничного отдела для передних сидений с электрической регулировкой по горизонтали и вертикали;
- переустановка правого переднего сиденья пассажиром заднего сиденья;
- обивка сидений кожей;
- обогрев передних и задних сидений, раздельно регулируемый;
- теплоизолирующие боковые и задние стекла, лобовое стекло с цветной полосой;
- в отделке салона использовать комбинированные декоративные планки: корень орехового дерева/ палладий, матовый (предпочтительно);
- зеркала для макияжа в солнцезащитных козырьках, с подсветкой;
- адаптивные фары, освещающие зону движения в направлении поворота;
- устройство приема телевизионного сигнала;
- электрорегулируемые внешние зеркала заднего вида с обогревом, автоматическим противоослепляющим эффектом, складывающиеся, с функцией памяти;
- навигационная спутниковая система для России (PND+7RV).
Убранство прочих машин несколько проще
Как видим, потребности руководителей Росимущества более чем скромные. Действительно, ну как можно сутками разъезжать по Москве без всего перечисленного? Не могут же столь важные персоны перевозить свои чресла от дома и далее на волжском Форде фокусе белого цвета или ВАЗе, помогая родному автопрому! Нужны именно Ауди, именно кватро с кузовом седан, именно с кожей в салоне. И количество «бардачков», и четырехзонный регулируемый климатконтроль в салоне, и кожа такого- то цвета и выделки, и обшивка салона деревом, непременно ореховым, причем его корневой частью, и даже цвет кузова с оттенком коричневого, и многое другое из перечисленное выше, безусловно, все это ну очень важно. Для дела. Как же по-иному за Родину, то, порадеть можно?
Вот только неясно, для кого понадобились, да еще во множественном числе, «зеркала для макияжа в солнцезащитных козырьках, с подсветкой». Неужто кто-то из руководства по совместительству артистом работает, или спецзеркала предназначены для сопровождающих дам?
Кроме того, никак не мог понять, что означает в техническом задании требование «дневной свет с автоматическим включением ближнего света, с функцией, когда автомобиль провожает вас домой светом передних противотуманных фар». Что, сам начальник всю дорогу идет на своих двоих, а «автомобиль провожает вас домой светом передних противотуманных фар»? Да и «радио c CD-проигрывателем, 8 динамиков, суммарная мощность 230 Вт» вызывает недоумение. Оглохнуть ведь можно.
А «устройство смены компакт-дисков, установленное в перчаточном ящике, на 6 компакт-дисков», конечно же, маловато для езды по всей России, используя заказанную навигационную спутниковую систему. И в устройстве приема телевизионного сигнала не указали антенну с усилителем - промашка вышла, но это поправимо. И еще непонятно для чего Росимуществу понадобилось аж 16 машин Ауди Q7, мощных флагманских внедорожников, которые используются в качестве головных в кортежах автомобилей. Неужто начальство агентства перемещается по Москве 16 колоннами?
Как отмечалось, по самым скромным оценкам стоимость аренды одной представительской иномарки с водителем с покилометровой оплатой проезда обходится в сутки примерно в 30 тысяч рублей, а зарплата основной массы сотрудников Росимущества не превышает 12 тысяч рублей, но в месяц. Глядя на барские замашки своих начальников и приближенных к ним лиц, не задаются ли некоторые работники рангом ниже вопросом, а чем они хуже, и не возникает ли при этом у них соблазна дополнять для компенсации свои полунищенские заработки взятками?
Понятие «коррупция» толкуется у нас узко, как получение взятки госслужащими. На мой взгляд, более полное правовое толкование коррупции следует из п. 3 ст. 35 Конституции России, под которой следует понимать внесудебное отчуждение собственности - денежных средств и/или имущества юридическим или должностным лицом в чьих-либо корыстных интересах. Тогда под такое деяние подпадали бы и сдача в аренду государственных площадей без оплаты, и внесудебное изъятие принадлежащих любым лицам помещений, и рейдерство, и использование государственных или акционерных средств в личных целях, и многое другое.
Ликвидация Росимущества как антикризисная мера
В Уголовном кодексе Российской Федерации есть ряд статей, о которых, на мой взгляд, ряду чиновников Росимущества следовало бы помнить. Вот некоторые из них:
Статья 165. Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием
Статья 196. Преднамеренное банкротство
Статья 201. Злоупотребление полномочиями
Статья 286. Превышение должностных полномочий
Статья 330. Самоуправство
Многолетняя история Росимущества наглядно свидетельствует, что управление госимуществом и управление предприятием - далеко не одно и то же. Управление имуществом, на мой взгляд, вообще непонятное словосочетание. Можно говорить, к примеру, о контроле за использованием имущества или о проведении с ним различных сделок. А управление означает регулирование чьей-то деятельности, в нашем случае - деятельности предприятий.
Но суть не в семантике терминов. Федеральный орган, созданный для управления госсобственностью, при всех его вывесках, начиная с 1992 г., пытался безуспешно управлять именно деятельностью предприятий, чьи акции целиком или частично принадлежали государству. Для этого в их советы директоров делегируются в основном сотрудники этого и других ведомств. Как правило, они не являются специалистами в тех областях науки и промышленности, которыми направлены руководить.
Предвидя опасные для страны последствия такого некомпетентного управления, в 1995 г. министр топлива и энергетики Юрий Шафраник предложил акционированные предприятия, акции которых частично или полностью принадлежали государству, передать в управление соответствующим профильным министерствам и ведомствам. Сказано это было на заседании правительственной Комиссии по оперативным вопросам, чему я сам был свидетелем. Предложение затем поддержал ряд министров, но всем им навесили ярлык «нерыночников» и постепенно от них избавились.
Не избежал этой участи и Юрий Шафраник. Последовавшая летом 1996 г. отставка была вызвана его особой позицией в отношении государственного регулирования ТЭКом, неприятием им залоговых аукционов и высоких темпов приватизации объектов нефтяного комплекса России. Изгнанием несогласных поддерживался требовавшийся порядок в сфере приватизации.
А до этого, в начале 1995 г., отправили в отставку вице-премьера российского
правительства и председателя Госкомимущества Владимира Полеванова. Пробыл он в этих должностях всего 70 дней. Дело в том, что обнародованные им некоторые тайны ваучеризации всей страны и его намерения прекратить разграбление госсобственности угрожали планам и благополучию как отцов бандитской капитализации в России, так и их «коллег» из США. Ведь неспроста в Госкомимущество из Гарвардского университета в 1992 г. были командированы 35 американских советников, причем, некоторые из них со своими российскими коллегами занимались противоправными делами.
В беседе со мной Владимир Полеванов сказал:
«О том, что ГКИ не управлял госсобственностью, свидетельствовал, в частности, такой вопиющий факт, как отсутствие реестра российского госимущества, находившегося за рубежом. О его количестве и качестве толком не знают и по сей день, хотя, по оценкам, стоимость этого имущества достигает 100 млрд. долларов. Я распорядился начать его инвентаризацию, но сделать это не удалось».
Если бы госпакетом акций предприятий управляли профильные министерства и ведомства, то руководство тогдашнего Госкомимущества не смогло бы монопольно править бал на ниве приватизации, обернувшейся для страны громадными потерями. Да и нынешнее Росимущество, судя по бесконечным изменениям планов и программ распродажи остатков госсобственности, не имеет чётких и обоснованных критериев что можно и нужно приватизировать и в какие сроки.
Критерии должны быть не только экономические, но учитывающие также обеспечение безопасности страны, социальные требования, необходимость развития внутреннего рынка, науки, образования и многое другое. К сожалению, над этими проблемами в Росимуществе, похоже, вообще не задумывались. Наглядное тому подтверждение и некрасивая история с Институтом микроэкономики. Мне никто не смог объяснить для чего его акционировали, но не приватизируют. Неужели для того, чтобы затем отобрать здание?
Так что предложение министров - «нерыночников» от 1995 г. и сегодня не потеряло актуальности, но с одним уточнением: в советы директоров и гендиректорами надо назначать специалистов, а не всеядных неграмотных «менеджеров». Если оно реализуется, то контроль за использованием госсобственности, регистрацию акционерных обществ и координацию приватизации с целью сохранения в стране остатков промышленной кооперации могло бы взять на себя Минэкономразвития.
Для этого в министерство можно перевести часть сотрудников Росимущества. Тогда этот орган за ненадобностью можно будет упразднить, сэкономив немало бюджетных средств, и одновременно устранить потенциальные возможности коррупции, обусловленные монополизацией сферы управления госсобственностью одним ведомством.