Статс-секретарь Министерства транспорта Сергей Аристов и глава "Росморпорта" Игорь Русу придумали "относительно честный" способ увода бюджетных денег в аффилированные с чиновниками структуры
Сергей Мокров
Казалось бы, после истории с позорной отставкой Юрия Лужкова, государственные чиновники должны были понять, что игнорировать мнение президента Дмитрия Медведева себе дороже. Но остаются в России смельчаки, которые собственную выгоду и шальные деньги ценят больше теплого кресла и даже самой свободы. Осенью этого года в Государственной думе будет рассмотрен уже ставший скандальным законопроект №1485-5 о поправках в «Кодекс торгового мореплавания», который в случае его принятия может уничтожить целую отрасль портового бизнеса - институт негосударственных лоцманов. Застрельщиками поправок, которые должны будут передать практически все виды лоцманских услуг, оказываемые в морских портах, в ведение государства, выступили Министерство транспорта и его «хозрасчетное подразделение» - ФГУП «Росморпорт».
История борьбы негосударственных лоцманов с министерской братией насчитывает уже десять лет и протекает с переменным успехом. Множество копий сломано вокруг вопроса, могут ли негосударственные лоцманы оказывать свои услуги в портах России или эти полномочия надо отдать «Росморпорту». Бесконечные баталии и атаки Минтранса привели к тому, что лоцманская отрасль, стремительно развивавшаяся в 90-е годы, сейчас переживает не самые лучшие времена и находится скорее в стагнации. В конце концов, дошло до того, что сам президент России Дмитрий Медведев написал отрицательный отзыв на инициативы морских бюрократов, но, как читатель увидит ниже, их это нисколько не смущает.
Так чем же лоцманское дело так приглянулась группе чиновников?
Если верить тем документам, которые Министерство транспорта рассылает с целью протолкнуть свой законопроект, то отъем лоцманского бизнеса преследует самую что ни на есть благородную задачу. А именно, защиту безопасности России. По мнению бюрократов, негосударственный лоцман - почти наверняка шпион и задешево продаст иностранцам секреты военных морских баз. При этом сотрудники Минтранса стыдливо умалчивают, что негосударственные лоцманы отродясь мимо военных баз корабли не водили и поэтому никакой военной тайны выдать не могут.
Тогда, может быть, лоцманское дело принесет огромную прибыль нашему государству? Может, за бюджет страны радеют статс-секретарь Министерства транспорта Сергей Аристов и его друг руководитель ФГУП «Росморпорта» Игорь Русу - главные лоббисты национализации лоцманского дела?
Сергей Аристов, бывший прокурор давно с законом "на ты"
Игорь Русу давно точит зуб на лоцманов
Нет. Оказывается, что выгоды для Российской Федерации здесь никакой, а наоборот - прямой убыток. Работают государственные лоцманы с экономической точки зрения просто безобразно. Даже в достаточно «жирном» 2008 году лоцманские подразделения «Росморпорта» умудрились оказаться в минусе. Например, ведомственные лоцманы только одного питерского филиала ФГУП «Росморпорт» наработали тогда на 250 миллионов рублей убытка. Интересно, что негосударственные лоцманы в том же порту и в том же 2008 году показали 7-8% рентабельности. А теперь давайте подсчитаем, во сколько обойдется государственной казне неэффективная работа «Росморпорта», когда эта организация станет практически на монопольной основе оказывать лоцманские услуги сразу в 63(!) морских портах России…
Другой показательный пример - Новороссийск. Здесь негосударственные лоцманы через суды, обращения к Президенту и забастовки смогли отстоять свое право на работу в Новороссийском морском порту. И что же? Сейчас прибыль от работы компании, в которой работают всего 16 лоцманов, значительно превышает показатели филиала ФГУП «Росморпорт», где их числится почти 30 человек. При этом и зарплаты у сотрудников в негосударственной лоцманской компании тоже выше, чем у ведомственных лоцманов, и налоговых отчислений в бюджет они делают больше. Очевидна выгода для государства - у его граждан растет качество жизни, а бюджет пополняется средствами, необходимыми для социальных выплат. По здравой логике, надо было бы развивать такие эффективные экономические механизмы. Но нет, для чиновников из Минтранса интересы «Росморпорта» важнее. Поэтому развиваться новороссийским негосударственным лоцманам не дают и разрешают им работать только примерно на 20 процентах от всех новороссийских причалов. А на остальные 80 процентов причалов по негласному распоряжению чиновников «чужих» не пускают. На них, пусть и неэффективно, пусть и с большими экономическими потерями, работает подведомственный Минтрансу ФГУП.
Конечно, вопрос о том, почему результаты экономической деятельности государственных и негосударственных лоцманов настолько разнятся, надо задавать не только Министерству транспорта, но и компетентным органам. Ведь дополнительные расходы федеральной компании оседали на счетах компаний-субподрядчиков «Росморпорта». Вряд ли следователи будут удивлены, когда обнаружат, что эти самые субподрядчики имеют непосредственное отношение к родственникам и знакомым Игоря Русу и Сергея Аристова.
Ну, а чтобы финансировать эти огромные расходы по лоцманской части естественная монополия ФГУП «Росморпорт» занимается запрещенным Указом Президента от 28.04.1997г. № 426 «перекрестным субсидированием». Т.е. берет деньги из доходных статей своего бюджета, которые сформированы за счет других портовых сборов (например, навигационного или ледокольного). По закону эта прибыль должна была идти в государственный бюджет, но, как мы видим, чиновники и руководители естественной монополии «Росморпорт» распоряжаются счетами ФГУПа как собственной свиньей-копилкой, год за годом «сливая» бюджетные деньги в аффилированные им компании. Более того, чтобы посторонние люди не стали поднимать шум по поводу противоправных финансовых операций, руководитель «Росморпорта» Игорь Русу отчетность по 2009 году вообще публиковать не стал, хотя закон обязывает каждую естественную монополию делать это в безусловном порядке.
Видимо именно здесь и зарыты интересы лоббистов нового законопроекта. Отнюдь не государственная безопасность - реальная причина появление поправок к «Кодексу торгового мореходства». Незаконное перекрестное субсидирование лоцманских услуг дает возможность нечистоплотным чиновникам Игорю Русу и Сергею Аристову выводить прибыль ФГУП «Росморпорт» себе в карман. И чем больше будут убытки государственных лоцманов, «нарисованные на бумаге» ушлыми руководителями, тем больше денег осядет на счетах их фирм. А кто сможет потом осудить этих чиновников, что они вбухали очередные миллионы в лоцманское дело? Это же они безопасность России блюдут! На это же никаких денег не жалко! Не придерешься. Как говориться, «кому война, а кому мать родна».
Конечно, у специалистов реакция на законопроект №1485-5 одинаково негативная. Против нее выступили Совет Федерации, Общественная палата, Европейской ассоциации морских лоцманов, представители российских негосударственных лоцманских организаций. Как уже говорилось раньше, Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев дал на законопроект отрицательный отзыв, в котором говорится «…поскольку в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации лоцманы государственных и негосударственных организаций имеют одинаковый правовой статус, не существует какого-либо отличия в специфике их положения, в требованиях, предъявляемых к деятельности негосударственных лоцманских организаций, и нет оснований для ограничения их деятельности». Но все эти замечания и возражения не останавливают ретивых чиновников. В Госдуму, благодаря усилиям С.Аристова и И.Русу, законопроект попал без изменений. Все замечания, сделанные в ходе его предварительного обсуждения, были проигнорированы. Лоббисты решили не заметить даже позицию Первого лица государства…
Не все чиновники морского ведомства понимают на кого надо равняться
Что ж, министерским чиновникам не привыкать выдавать свои собственные шкурные интересы за дела государственной важности. Но времена меняются, и, как показывает история московского мэра, такая недальновидность может дорого стоить зарвавшимся бюрократам. Все-таки есть в стране мнения, к которым стоит прислушиваться.