Окончание
Click to view
18:05 - Ещё один вариант для доминант септ аккорда - играть аккордами минорную 6-уменьшенную гамму на IIb ступени. Для C7 это подразумевает Db минорная 6-уменьшенная гамма. Она дает нам более альтерированный звук.
18:31 - Возьмем в другом обращении. Имеем b9, 3, #5 (или b13). Давайте прогоним аккордами по гамме.
19:03 - Очевидно, что звук достаточно напряженный и просится на разрешение в V аккорд в конце концов. Нельзя весь день висеть на нем. Но в нем присутствуют те же самые приятные альтерации.
19:22 - Сыграем по всей гамме, одалживая одну, две, три, четыре ноты, как мы делали раньше с другими типами аккордов.
19:32 - Какой бы вариант не избрали для доминантного аккорда, помните, в какой тональности вы находитесь. Если мы в тональности C, это аккорд G7. Размышляем в рамках аккордов C 6-уменьшенной гаммы.
19:50 - Скажем, мы играем G7 и встречаем ноту d в мелодии. Давайте создадим здесь гармонию с аккордом Bdim7, оставив в басу G. Получился G7(b9).
20:05 - Что если мы одолжим 6-ю ноту? Т.е. берем верхний голос d и одалживаем ноту e, сексту от G6. Теперь это G13(b9). Но название не важно, нам не обязательно его помнить.
20:22 - Мы просто одалживаем один или два голоса у уменьшенного аккорда.
20:26 - А если три ноты?
20:30 - Теперь это Gsus(13), мы все время им пользуемся.
20:32 - И мы всегда применяем вот это небольшое движение.
20:37 - Но я не знаю, все ли понимают смысл, когда делают это небольшое движение. Происходит же то, что в тональности C мы одалживаем три ноты и возвращаем их, исполняя уменьшенный аккорд.
21:00 - И всё вновь разрешается в аккорде I. Или можем любое из этих мелких движений провести к Idim7, а затем I6.
21:12 - Скажем, мы играем Fdim7 с С в басу, потом Gdim7 - G6 и обратно к C6. Видите, сколько можно создать мелких переходов. Попытайтесь поэкспериментировать с ними самостоятельно.
21:30 - Теперь поговорим о том, что играть для аккорда m6. Здесь легко. Если тоника у вас минорная, m6 или m(maj), вам нужно помнить лишь одну минорную 6-уменьшенную гамму от первой ступени.
21:45 - Если это Cm6, то так.
21:53 - Мы уже упражнялись с одалживанием нот в минорной 6-уменьшенной гамме.
22:00 - Единственный аккорд, который осталось обсудить, это m7(b5). Подобно m7 аккордам, Барри говорит, что аккорд m7(b5) на самом деле не существует. Это просто аккорд m6 с секстой в басу.
22:13 - Предположим, у нас идет Dm7(b5).
22:20 - Барри говорит, что Dm7(b5) на самом деле это Fm6 c D в басу. Поэтому, когда вы встречаете Dm7(b5), вы должны вспомнить F минорную 6-уменшенную гамму аккордов.
22:53 - Всё, что нужно сделать, встречая Dm7(b5), это увидеть, что третья ступень это F и строить минорную 6-уменьшенную гамму от третьей ступени аккорда.
23:05 - Итак, мы узнали, о чем следует думать, встречая разные типы аккордов. Давайте соберем всё вместе и применим полученные знания к исполнению песни…
(На этом перевод урока Билла Грэм заканчивается)
Дополнительно предлагаю ознакомиться с двумя короткими роликами, в которых предлагается использовать уменьшенную гамму при игре доминантового септ аккорда, построенную от той же ноты. Можно и без перевода понять.
Click to view
Click to view