Немного отсебятины. Философские рассуждения, которые общие для многого, чем мы занимаемся в нашей жизни и, в частности, применительно к практике занятий на фортепиано.
Делать что-то упорно, с потом еще не означает, что это делается хорошо. Особенно если уж совсем много пота. Активность должна быть с крыльями, свободной и эффективно легкой. Легкой, во всяком случае, в смысле душевной настроенности. Это верный признак, что занимаешься своим делом и достигаешь результатов.
Часто же натура человеческая пытается что-то просто тупо исполнить. Даже с радостью взяться за исполнение, передав привилегию думать лицу, заказавшему работу, или самому себе, но в прошлом: ранее немного подумать, ухватиться за решение, отключить мозг и за работу! А потом делать заявки на оплату «за работу». Мы же пахали, мы же сеяли… ночей не досыпали.
В нашей стране, по-моему, это особенно распространено. Привыкли работать «на дядю», надеяться на царя… А в ответ на принявшего в дар нашу свободу начальника затем «обижаться на несправедливость» и начинать немного халтурить и возмещать себе «награбленное». И эта модель поведения укореняется вглубь подсознания и уже определяет неэффективность действий, которые мы совершаем для самого себя любимого.
Я знаю одну мамашу, которая в одиночку воспитывает своего ребенка, уже подростка. Вся ее предыдущая жизнь была как-то всмятку, не сложилась. И сейчас концы с концами пытается сводить, упахиваясь на нескольких уж совсем малооплачиваемых работах. На словах всей душой за ребенка, «все ради него», а сама его почти и не видит - все время на работе. Появляется новая возможность дармовой деятельности типа сетевого маркетинга - хватается и за нее. Лишь бы меньше быть дома, реже сталкиваться с проблемами быта, бежать от них (увеличивая тем самым их же). Урабатывается по самое нехочу, и, подразумеваю, внутренне гордится своим беззаветным служением: «кто-то же должен работать на этом месте», «я все силы отдаю ради ребенка». А я вижу в этой беготне сознательный уход от ответственности, упрощение жизни, лень и невежественность в мыслях.
Как то в доинтернетное и докомпьютерное время появилась у меня возможность позаниматься самостоятельно фортепиано ежедневно. Книг я никаких на тему методик занятий не читал (их просто не было), с музыкальной школой расстался давным-давно, денег на учители или не было, или было жалко, да и мысль такая даже не появилась. И принялся я «нарабатывать технику». Этюды для достижения скорости, гаммы, Ганон. Все так настойчиво, продолжительно по времени, сильно. «Чего тут думать - трясти надо!» Волю опять же воспитываем!... И где-то, дурак, прости Господи, даже внутренне обрадовался, когда на обеих руках прорисовались ганглии (утолщения на запястье в виде шишок). Дескать, пошло приближение к профессионалам - появляются признаки профессиональных болезней пианистов (тихо: ура!...). Мы на верном пути! Слава богу, что пианино (к тому же раздолбанное и расстроенное) уехало от меня (или я от него) по жизненным обстоятельствам, пока я не навредил себе больше. Ганглии рассосались сами (на что ушло несколько лет вообще без инструмента), а я с возрастом стал получать крупицы мудрости. И почаще дергать за тумблер включения мозгов во время занятий (хотя автоматом их чаще все-равно выбивало от преобладания мышечной активности).
И только вот в последние три года, когда мне уже полтинник, дела с овладением игры пошли заметно. Я вообще любитель почитать. И во всеоружии интернета и английского языка мне удалось значительно преодолеть свою невежественность в осознании процесса обучения игре на фортепиано. Пожалуй, самым большим вкладом явилась книга Чанга «Основы практических занятий на фортепиано» (
www.pianofundamentals.com), которая сейчас достаточно часто цитируется на англоязычных форумах. Я надеюсь, что при условии интереса к блогу я возьмусь хотя бы за ее частичный перевод или изложение.
Для полноты картины упомяну о противоположной крайности: ученое мудроствование без активных действий. Все в мире не идеально (забитая фраза, да?) и бесконечно размышлять, рефлектировать и готовить что-то, ждать принца на белом коне (или принцессу, но чтоб тоже белым конем верховодила) очень пагубно для пьесы жизни. Она требует одновременного исполнения обеими руками.