Леность упорства

Sep 12, 2010 08:05



Немного отсебятины. Философские рассуждения, которые общие для многого, чем мы занимаемся в нашей жизни и, в частности, применительно к практике занятий на фортепиано.

Делать что-то упорно, с потом еще не означает, что это делается хорошо. Особенно если уж совсем много пота. Активность должна быть с крыльями, свободной и эффективно легкой. Легкой, во всяком случае, в смысле душевной настроенности. Это верный признак, что занимаешься своим делом и достигаешь результатов.

Часто же натура человеческая пытается что-то просто тупо исполнить. Даже с радостью взяться за исполнение, передав привилегию думать лицу, заказавшему работу, или самому себе, но в прошлом: ранее немного подумать, ухватиться за решение, отключить мозг и за работу! А потом делать заявки на оплату «за работу». Мы же пахали, мы же сеяли… ночей не досыпали.


В нашей стране, по-моему, это особенно распространено. Привыкли работать «на дядю», надеяться на царя… А в ответ на принявшего в дар нашу свободу начальника затем «обижаться на несправедливость» и начинать немного халтурить и возмещать себе «награбленное». И эта модель поведения укореняется вглубь подсознания и уже определяет неэффективность действий, которые мы совершаем для самого себя любимого.

Я знаю одну мамашу, которая в одиночку воспитывает своего ребенка, уже подростка. Вся ее предыдущая жизнь была как-то всмятку, не сложилась. И сейчас концы с концами пытается сводить, упахиваясь на нескольких уж совсем малооплачиваемых работах. На словах всей душой за ребенка, «все ради него», а сама его почти и не видит - все время на работе. Появляется новая возможность дармовой деятельности типа сетевого маркетинга - хватается и за нее. Лишь бы меньше быть дома, реже сталкиваться с проблемами быта, бежать от них (увеличивая тем самым их же). Урабатывается по самое нехочу, и, подразумеваю, внутренне гордится своим беззаветным служением: «кто-то же должен работать на этом месте», «я все силы отдаю ради ребенка». А я вижу в этой беготне сознательный уход от ответственности, упрощение жизни, лень и невежественность в мыслях.

Как то в доинтернетное и докомпьютерное время появилась у меня возможность позаниматься самостоятельно фортепиано ежедневно. Книг я никаких на тему методик занятий не читал (их просто не было), с музыкальной школой расстался давным-давно, денег на учители или не было, или было жалко, да и мысль такая даже не появилась. И принялся я «нарабатывать технику». Этюды для достижения скорости, гаммы, Ганон. Все так настойчиво, продолжительно по времени, сильно. «Чего тут думать - трясти надо!» Волю опять же воспитываем!... И где-то, дурак, прости Господи, даже внутренне обрадовался, когда на обеих руках прорисовались ганглии (утолщения на запястье в виде шишок). Дескать, пошло приближение к профессионалам - появляются признаки профессиональных болезней пианистов (тихо: ура!...). Мы на верном пути! Слава богу, что пианино (к тому же раздолбанное и расстроенное) уехало от меня (или я от него) по жизненным обстоятельствам, пока я не навредил себе больше. Ганглии рассосались сами (на что ушло несколько лет вообще без инструмента), а я с возрастом стал получать крупицы мудрости. И почаще дергать за тумблер включения мозгов во время занятий (хотя автоматом их чаще все-равно выбивало от преобладания мышечной активности).

И только вот в последние три года, когда мне уже полтинник, дела с овладением игры пошли заметно. Я вообще любитель почитать. И во всеоружии интернета и английского языка мне удалось значительно преодолеть свою невежественность в осознании процесса обучения игре на фортепиано. Пожалуй, самым большим вкладом явилась книга Чанга «Основы практических занятий на фортепиано» (www.pianofundamentals.com), которая сейчас достаточно часто цитируется на англоязычных форумах. Я надеюсь, что при условии интереса к блогу я возьмусь хотя бы за ее частичный перевод или изложение.
Для полноты картины упомяну о противоположной крайности: ученое мудроствование без активных действий. Все в мире не идеально (забитая фраза, да?) и бесконечно размышлять, рефлектировать и готовить что-то, ждать принца на белом коне (или принцессу, но чтоб тоже белым конем верховодила) очень пагубно для пьесы жизни. Она требует одновременного исполнения обеими руками.

фортепиано, обучение игре на фортепиано, fundamentals of piano practice

Previous post Next post
Up