Мастер класс Барри Харриса (джаз)

Oct 19, 2014 21:04

Как было сказано в одной из статей, выдержки их которых ниже:
«Барри Харрис один из легендарных учителей по джазу. Он источник, из которого берет начало река. Я считаю, что вы должны идти к реке, потому что сама река не приходит к вам.»

Мне понравился видеоролик с мастер классом Барри настолько, что я решил потратить на него время и сделать для него русские субтитры. Сразу скажу, что ролик не совсем прост для понимания его начинающими, там хватает сложных теоритических рассуждений. Но в таких роликах я подцепляю не столько сухую информацию о теории, сколько прикасаюсь к ОТНОШЕНИЮ к музыке. То есть, КАК ведущие мастера анализируют музыку, как относятся к ней. Ведь многое проникает в голову на уровне эмоций, а не одной только логики. Особенно если мы касаемся музыки.

Чтобы облегчить по возможности восприятие ролика в его второй половине, я предваряю его дополнительным тестовым переводом:

Из статьи журнала «Keyboard Magazine» за октябрь 1998 г:

«Я не играю аккорды», говорил гигант саксофонист Колеман Хокинг: «Я играю движения». Возможно, вдохновленный таким замечанием, джазовый пианист Барри Харрис разработал систему движений голосов аккордов по гаммам, почти так же как кто-то смотрит на развитие импровизационной линии одиночных нот, занимаясь гаммами. Как Барри любит повторять, «сначала Бог создал вселенную. Для нас она означает хроматическую гамму. Затем Богу стало одиноко, и он сказал: «Создам-ка я людей», и появились две цело-тонные гаммы, каждая состоящая из шести нот хроматической гаммы. Две цело-тонные гаммы породили три уменьшенных септаккорда (dim7), построенных на двух парах генов (тритонах), по одной паре от каждого родителя.» От этих уменьшенных аккордов мы получаем все остальное. Как Барри говорит: «Это как семья - с кем вы сначала начинаете играть? Со своими братьями и сестрами.

Красота такого подхода основывается на двух гаммах, разработанных где-то более 40 лет назад Барри Харрисом: мажорная 6 уменьшенная и минорная 6 уменьшенная гаммы (примеры № 6 и 7 на странице источника). Эти гаммы состоят из комбинации двух простых типов аккордов, которые позволяют легкое движение голосов вверх и вниз по гамме. Цель в том, чтобы удерживать голоса аккорда в движениях, чтобы они не оставались статичными, а создавали напряжения и разрешения.»

Еще немного разъяснений об этих 6-уменьшенных гаммах Барри Харриса. Взято отсюда:

«Одной из практических идей Барри Хариса было его придание первостепенной важности аккорду с секстой (6).
Подразумевая, что тип аккорда C6 является основной составляющей джаза. Но почему C6? Почему не C maj7, как и остальные?
Хороший вопрос. Но ответ получите не сразу…

В мире Барри Харриса, секст аккорд (6) принадлежит мажорной гамме с одной дополнительной нотой G#.
C D E F G G# A B C
Гамма из 8 тонов, как пример выше, идет от точки А до точки Б с четным количеством долей. Это означает, что в размере 4/4 восемь нот, начавшихся на доле, также и закончатся на доле.

В противоположность, мажорная гамма, имеющая только 7 нот, не укладывается ровно между долями. Если она начинается в начале такта, то закончится на третьей с половиной доле (если играть восьмыми).» [Картинка с примером есть на странице источника]

Ну а сейчас сам ролик с русскими субтитрами через сервис amara:

http://amara.org/ru/videos/heE6uTlphZ7y/info/artists-house-master-class-with-barry-harris-student-performances/


barry harris, джаз, обучение музыке

Previous post Next post
Up