Начну с перевода статьи из небольшого блога, на который я когда-то набрел, и который показался мне достаточно полезным:
"...
Я всегда наблюдаю одну и ту же общую ситуацию с учениками. Я работаю с ними над пьесой / пассажем с помощью очень структурированного подхода. Это означает, что мы предпринимаем ряд шагов в определенном порядке , так что один ведет к следующему , и вы приобретаете навыки постепенно. Короче говоря, занятия не проводятся случайным образом. Однако, когда предоставляется возможность действовать самим по себе, или когда я просто долго наблюдаю, ученики не следуют за основным планом урока, а предпочитают заниматься квази-случайным образом. Я этого действительно не могу понять, так как подобная тактика ведет к лени: они занимаются меньше времени и с меньшими усилиями, и даже предпочитают не думать (то есть, мои ученики считают, что не нужно думать, потому что все предоставлено в письменной форме, и им остается только выполнять пошаговые механические действия). Тем не менее, они продолжают настойчиво следовать этим путем.
Chang фактически говорит об этом явлении в своей книге «Fundamentals of Piano practice» и называет его "тягой к интуитивному методу" или как-то так. И он прав!
Хорошим примером является задание по повторению группы нот. Если я сделаю его вместе с ними, то они полностью освоят этот пассаж в течение 20 минут. Однако они никак не могут - по собственной инициативе - применить тот же метод изучения в другой пьесе, которую они могут изучать самостоятельно (я пытаюсь заставить их действовать самостоятельно, как только появляестя возможность). Иногда я позволяю им мучиться с простым пассажем в течение пары месяцев, а затем в один 10 минутный сеанс с ними достигаем результатов, которых они не смогли добиться в течение двух месяцев. Тем самым я показываю им, что для ленивым людям приходится работать много, но безрезультатно.
В принципе каждый хочет сыграть пьесу от начала до конца на автопилоте и по памяти. Общие тенденции:
1 . Вместо того, чтобы обратиться к написанным нотам при неверном исполнении пассажа ученик предпочитает "угадать", какая должна быть нота, нажимая случайно несколько нот, пока он / она не получает ту, что "звучит правильно" (но все же обычно неправильно). Каждый старается избегать чтение с листа .
2 . Никто не хочет применять метод повторяющихся нотных групп, хотя это наиболее мощный метод в багаже.
3 . Каждый хочет играть обеими руки сразу.
4 . Никто не любит перекрывать разучиваемые участки нот - на самом деле никто не хочет прорабатывать маленькие порции.
5 . Никто не любит повторять участки и, как правило, пугаются, когда я предлагаю , что они должны повторить что-то семь раз. Для них 7 раз самое абсурдное требование, с которым они когда-либо сталкивались. Обычная картина - повторить раздел минимальное количество раз, пока не получится раз пройти его удовлетворительно, а затем негодовать по поводу любого предположения, что именно сейчас настало время для начала повторов. "Но я же сыграл это правильно!" (после 10000 неправильных попыток).
6 . Как только они что-то разучили, революция замаячит на горизонте в тот момент, когда я предлагаю, что мы должны пройти через все шаги, которые мы проделали вчера.
Вот отличная идея. Я называю ее журналом занятий. Вы должны подробно изложить в нем путь изучения пьесы. Я делаю несколько копий нот и вырезаю разделы, с которыми я работаю в настоящее время, вставляя их в журнал. И описываю как я их соединяю и какие трюки я использую. Я описываю свои чувства в процессе: как трудно/невозможно это, или как это легко, или где же сосредоточена, по моему мнению, трудность. Наша память ненадежна Если вы тратите месяц на изучение пьесы, вполне поучительно вернуться назад и прочесть ваши комментарии. Вы можете быть очень удивлены, что вы на самом деле чувствовали именно таким образом.
Еще одна вещь, которую я проделываю, это то, что я всегда проставляю время начала и время конца урока, и я пишу, что я должен делать на следующий день. Опять же, на следующий день мы склонны забывать, что же именно мы заметили, что требует дополнительной проработки. Так что раздел "что делать дальше" очень важен . В то же время вы должны быть экономны со словами или в конечном итоге можно потратить все время вашего занятия на ведение журнала. Как и во всем, чем больше опыта вы получаете, тем лучше вы поступаете.
Да, все это вполне приемлемо. Однако вы должны всегда иметь достичь чего-то определенного в конце занятия. Если вы не можете выполнить ничего (например, пытаетесь взяться за незнакомую пьесу и промучить ее с начала до самого конца), время урока было потрачено совершенно впустую. Даже если все, что вы смогли добиться состоит в том, что вы смогли разучить только один такт отдельными руками, то это уже хорошо, потому что вы продвигаетесь шаг за шагом. Но вполне возможно заниматься 5 или 6 часов и так ничего и не сделать .
Таким образом, важно, чтобы вы не были чрезмерно амбициозными. С опытом вы скоро будете в состоянии выяснять, что выполнимо, а что нет. Но всегда стремитесь к достижению какого-нибудь конкретного результата к концу практического занятия.
HT [hands together = игра обоими руками] является большой проблемой. Три наиболее эффективных способа преодоления этой проблемы являются работа с малыми участками нот, повторяющиеся нотные группы и пропускание нот. Еще один способ (особенно полезен в контрапункте) состоит в том, что ваш учитель играет RH [right hand = правая рука] в то время, как вы играете LH [left hand = левая рука] (и наоборот), потому что это позволяет уху привыкать без необходимости беспокоиться о HT. Если у вас есть цифровое пианино с возможностью записи, вы можете записать одну руку, и потом играть другой рукой в сопровождении записи.
Да, все зависит от обстоятельств. Как я уже говорил, работайте в направлении достижения чего-либо. Если вы чего-то конкретного добиваетесь, прекрасно. Если нет, тогда вам нужно облегчить задачу либо выбором меньшего участка, либо проигрывая HS [hands separate = руки раздельно], с пропуском нот и т.д.
Размер пассажа для HT опять же зависит от того, что вам может удаваться. Что касается меня , я обычно делают различие между барокко (контрапункт) и всем остальным.
Со всем остальным я соединяю руки сразу. Допустим, я работаю над вальсом Шопена, и я только что сделал половину такта HS. Я немедленно соединю руки. Я не буду углубляться далеко по пьесе с разъединенными руками. Скорее я соединяю руки сразу после овладения HS на небольшом участке, и продолжаю по разделу HT. То есть, я не буду делать такты 1 - 2 HS потом HT , такты 2 - 3 HS потом HT, далее такты 1 - 3 HS потом HT. Я сделаю все такты 1-3 HT без всяких ограничений. Конечно, если все развалится, то я должен буду вернуться к HS. Но это редкий случай. На самом деле, как правило, если есть такая проблема, дополнительная проработка над Тактами 1 - 2 и Тактами 2 - 3 HS и HT дает лучшие результаты, чем работа над Тактами 1 - 3 HS . Я считаю это потому, что - для меня лично - LH не имеет смысла само по себе, это просто последовательность аккордов.
Контрапункт, с другой стороны, это совсем другое дело. С контрапунктом я буду учить и запоминать каждый голос отдельно, и я буду постоянно разделять голоса отдельно даже после того, как пьеса будет освоена, чтобы сохранить каждый голос свежим в моей памяти.
Также есть также произведения, которые не целесообразно играть HS. Например, Ариетта Грига, «Cтранные земли и люди» Шумана, песни без слов Мендельсона, соч. 19 №1 все имеют аналогичную структуру и форму: мелодия в верхнем голосе, бас и арпеджированный средний голос, который может переходить между руками. Я буду разучивать верхней голос и бас по отдельности, но арпеджированный голос среднего должен играться HT сразу, так как HS будет не столько трудно, как вредно, потому что будет разрушен поток музыки. В таком случае вы можете упростить разучивание произведения, выделяя отдельные голоса, но HS может оказаться невозможным. Другое произведение, которое приходит на ум, это первая часть прелюдии Рахманинова ор. 23 № 5 . Наилучшим подходом является прореживание (то есть, избавление от всех ненужных нот) при сохранении HT. Вторая часть, с другой стороны, должна разучиваться HS. Так что все зависит от ситуации. Универсальным правилом всегда остается: Если то, что вы делаете, не работает, делайте что-нибудь другое.
Верно следующее. Если вы не можете это сделать на следующий день - может быть, не сразу, а после 4 - 5 повторов - тогда вы должны повторить процедуру, которая привела вас к овладению в предыдущие дни. Процедура привела вас к результату один раз, она поможет вам опять. Так что не теряйте времени, пытаясь сэкономить время, пропуская шаги. Это не сработает. Самый простой способ это просто повторить процедуру (которая, как я уже сказал, будет зависеть от пьесы и от человека). Тем более, что вы достигните результат за меньшее время по сравнению с первоначально затраченным. Опять не верите мне? Попробуйте с двумя пьесами аналогичной трудности. Это действительно единственный способ определить работает ли какая-то отличная идея или только остается отличной идеей.
Как я уже сказал выше, это будет зависеть от обстоятельств. С контрапунктом я выделяю столько времени, сколько необходимо, чтобы по-настоящему освоить всю пьесу, прежде чем я даже осмелюсь думать о соединении рук, так что HT будет отдельная работа сама по себе и должна на деле наступить только после того как вся пьеса в целом освоена руки / голоса отдельно.
Но с большинством репертуара, я стремлюсь овладеть HT в конце занятия. Если это невозможно, то да, просто проведите еще одно занятие в день для HT (при условии, что HS было освоено - вы никогда не должны перейти к HT, если вы все еще боретесь с HS) .
Кроме того, есть произведения, которые вы сможете сделать HT сразу. Я стараюсь разучивать сонаты Моцарта сразу с HT в большей части сонаты и прибегать к HS только, если это действительно необходимо. Кроме того, пьесы начального уровня я обычно проигрываю сразу HT. Есть и такие произведения, которые я могу запомнить сразу после прочтении их с листа. Некоторые стили/формы даются мне очень легко, другие представляют настоящий кошмар. Сонаты Гайдна как-то не представляет собой проблему. Но Бах, Скарлатти требует много работы, - в основном расстановка пальцев. Тогда как есть много современных пьес, которые очень легко играть, но расшифровка нот которых занимает огромное количество времени.
Опять же все это очень личное, и вы должны применять общие принципы для вашего конкретного случая.
Да, это правильно. Терпение всегда окупается. Много людей переходят слишком быстро к более обширным разделам, а мелкие участки по-прежнему полны проблем. Вы не можете исправить небольшую часть, если она вставлена в большом разделе. Все, что вы будете делать - это заучивать ошибки. Это напоминает ремонт двигателя. Вы должны выключить двигатель, вынуть деталь, которая создает проблему, исправить её, а затем закрепить её обратно в двигателе, и потратить некоторое время на ее регулировку. Попытка исправить деталь при работающем двигателе -очень плохая идея.
Самый минимум - три занятия в неделю. Все что меньше этого не приведет ни к какому прогрессу, так что в таком случае вам не стоит даже тратить свое время.
Чем больше занятий вы можете осуществить, тем быстрее вы обучитесь, и тем больший репертуар вам удастся накопить. Теперь я вижу проблемы с графиком занятий, что может привести к вашему пренебрежению пьесами. Если это произойдет, то инвестированное вами в эти пьесы время будет потеряно.
Рассмотрим следующий пример: В субботу у вас есть время для 10 занятий. Таким образом, в каждом занятии вы изучаете отдельное произведение. Однако в понедельник вы можете найти время только для 6 подходов. Так 4 пьесы будут отодвинуты и потраченное на них время лучше было бы использовать для освоения остальных 6 произведений. Есть ли в этом смысл? Поэтому планируйте работу, ссылаясь на минимальное количество подходов в день, которые вы можете осуществлять. Скажем, это четыре. Поэтому нацеливайтесь на работу с 4 произведениями. В определенный день вы можете сделать только четыре подхода, посвятив их по отдельности каждому произведению. Вы будете продвигаться медленно, потому что размер разучиваемого нотного участка будет относительно небольшим. Но в тот день, когда вы можете сделать 12 подходов, посвятите три подхода на произведение. В такие дни вы будете быстро продвигаться вперед и охватывать гораздо больший объем. Вы также можете использовать день четырех подходов чтобы играть более продолжительные уже освоенные разделы и работать над музыкальностью, а в другие дни заниматься дотошной затратной по времени работой.
..."
Источник:
kantsmusictuition.blogspot.com