Этот пост я планировала написать еще в тот день, когда последний раз была на яхте «Сольвейг», на которой отходила 3,5 сезона. Думала, что буду сильно переживать. Переживала, да. Но так сложилось, что в тот последний день эмоции были заняты и другими вещами (гораздо больше беспокоила температура непонятного происхождения ;)). Собственно, у меня какое-то время складываются мысли по поводу яхты и меня, которыми мне бы хотелось с вами поделиться. Но обо всем по порядку.
Откуда в моей жизни появилась яхта
Не очень многие знают, что в Питере можно заниматься парусным спортом сравнительно бюджетно. На правах рекламы распишу. У нас есть несколько яхт-клубов, оставшихся еще с советских времен, и у этих клубов есть свои яхты. Одним - и самым большим - из таких клубов является Санкт-Петербургский Речной Яхт-клуб (почему речной - не знаю ;)), в народе именуемый Центральным яхт-клубом. Находится на Петровской косе, в 15 минутах ходьбы от м. «Крестовский остров». Энтузиасты-яхтсмены, являющиеся членами яхт-клуба и обладающие правами рулевого или шкипера (там зависит от типа яхты, дальности плавания и пр.), бесплатно становятся капитанами клубных лодок. Это значит, что им не надо платить за стоянку (а стоянка яхты - это самое дорогое в содержании яхты, в нашем яхт-клубе самое дешевое место стоит 12 т.р. в месяц), не надо платить за разные услуги: место в эллинге для ремонта, воду, электричество, кран, который опускает лодки на воду, и т.д. Если ты являешься членом яхт-клуба, то ты платишь взносы: сейчас это 2000 рублей в год. Кроме того, у яхт-клуба нет денег на содержание яхт, поэтому яхты содержатся сейчас за счет команды (на нашей яхте получалось по 1000 р. в месяц с человека). Итак, есть капитан и есть лодка. Дальше капитан набирает команду. Для того, чтобы быть членом команды, можно не иметь никакого опыта (всему научат на яхте) и, естественно, не обладать никакими правами рулевого. Попросту говоря, можно прийти в клуб с улицы, подойти к приглянувшейся яхте и сказать, что ты хочешь ходить под парусом. С большой вероятностью вас в команду примут, потому что на большинстве яхт, как ни странно, людей не хватает. Впрочем, это не так уж и странно: интересующихся людей на самом деле очень много, в начале сезона, в мае-июне, обычно на всех яхтах толпы народу, но к концу сезона остаются единицы, остальные в итоге понимают, что это - не их деятельность, и бросают. И это нормально. Это я к чему. Если у кого-то из вас или ваших знакомых возникнет желание попробовать себя в этом деле, обращайтесь: могу дать пароли-явки и посоветовать конкретные яхты.
Ну и отвечу на вопрос, откуда это в моей жизни взялось. В какой-то момент я узнала, что есть такой бюджетный вариант… Точнее нет, я сначала узнала, что при СПбГУ организованы бесплатные открытые курсы по яхтингу. Эти курсы ничего не давали, никаких сертификатов-корочек, но давали базовые теоретические представления о парусном спорте. И вот я узнала про эти курсы и про то, что можно ходить на яхтах, не имея в кармане тысячи долларов, и решила, что надо идти, благо есть такая возможность. Я подумала, что если не пойду сейчас, а потом у меня такой возможности не будет (она прикроется в нашем городе или я стану жить в другом месте), то вот об этом я буду жалеть. И вот я, тогда еще ничего в этом не понимая, решила, что надо сначала освоить теорию, т.е. пойти на эти курсы, а потом приступать к практике. Я не представляла, как можно выйти в море матросом, если ты ничего не знаешь. Но когда я стала записываться на курсы, мне сказали, что лучше сначала походить на яхте, а потом уже слушать теорию, потому что иначе на курсах будет сложно понимать. В общем, так и оказалось. Поскольку уже была осень, я походить на яхте не успела. На курсы пошла, на первых занятиях понимала с трудом, потом и вовсе на них забила. Но уже пристроилась на яхту «Сольвейг», которая тогда еще стояла на капремонте, и всю зиму что-то там циклила, шпаклевала и пр.
Зачем оно мне
Все идут на яхту с разными целями. Когда я шла на яхту, мне хотелось расширить кругозор, причем в нескольких смыслах. До тех пор я несколько лет занималась практически только наукой. Хотелось попробовать новую деятельность, которая по своей сути сильно отличается от научной. Конечно, в яхтинге мозги тоже нужны. Но там очень сильна практическая сторона: собственно меня тогда в первую очередь интересовало, как это так чисто механически может передвигаться судно под парусами? Как это управляется? Понятно, что если совсем глубоко погружаться в эти вопросы, то все равно в итоге приходишь к науке, к какой-нибудь гидроаэродинамике. Но мне было достаточно и поверхностного представления, на уровне «какую веревочку потянуть» (хотя гидроаэродинамика тоже интересна, но мне пока не хватает духу ее осилить).
Хотелось расширить кругозор и с другой стороны. Поскольку я до этого занималась только наукой, то и круг общения у меня был довольно узкий и в некоторым смысле очень однообразный: большинство окружающих меня людей были (и есть ;)) зануды, с приличным логическим мышлением, с похожими взглядами на жизнь, на политику и т.д. Хотелось посмотреть, какие вообще бывают люди в этом мире. Это же меня некоторое время и останавливало, потому что я прекрасно понимала, что вот эта научная тусовка, в которой я вращаюсь, мне близка и приятна, я понимала, что яхтинг - это не просто люди, которые занимаются конкретным делом, а тоже своя тусовка, и если ты туда погружаешься, то погружаешься с головой и общаешься с этими людьми много и близко. Поскольку скорее всего эти люди окажутся не самых близких мне взглядов, я боялась, что мне будет тяжело так много с ними общаться. Но все оказалось гораздо проще, чем я ожидала. Может, так получилось, потому что я ожидала худшего, а оказалось не так плохо, и уж точно очень интересно (для постороннего-то наблюдателя).
Другая причина, по которой я пошла на яхту, заключалась в том, что хотелось иметь в жизни побольше физической деятельности. А она на яхте есть не только во время хождения под парусом, но и в больших подготовительных работах (поскольку яхта деревянная, всю весну мы готовили яхту к сезону: шкурили, красили, лачили и т.д.; работы не меньше, чем собственно хождения под парусом ;)). Вообще в какой-то момент я сформулировала для себя, что в моей идеальной жизни должно реализовываться три составляющих: интеллектуальная, эстетическая и физическая. С первым все отлично - этого вполне хватает в моей жизни, а вот эстетической и иногда физической стороны не хватает: жизнь кажется неполной, если не занимаешься чем-нибудь типа музыки, рисования и т.п. и если не хватает физической активности. Но пока полно и регулярно реализовывать все три стороны мне, увы, не удается. Но наличие этих трех сторон нужно не только для того, чтобы реализовывать разные потребности, но и для того, чтобы эти стороны поддерживали друг друга: когда в твоей (ладно, моей - не знаю, как у других) жизни реализуются хотя бы две стороны, то они дают подпитку друг другу. Например, когда я пошла на яхту, у меня появилось больше энергии прежде всего от смены деятельности. А значит, я могла больше энергии тратить на интеллектуальную деятельность. Да и вообще полностью менять обстановку приятно. Правда, в итоге получается некоторое раздвоение: у меня иногда есть ощущение, что существуют две Сони, которые живут параллельными жизнями, и эти Сони разные (конечно, у них же в этих мирах совсем разные роли!). В частности поэтому мне не хочется пересекать близкий для меня научный круг людей с яхтенными людьми, моя психика не выдержит совмещения миров. ;)
Так, что-то оно долго пишется, а мыслей еще достаточно. Продолжать ли?