И еще о яхте

Feb 14, 2016 19:18

Морская болезнь
Еще один стереотип: на воде укачивает. Сразу скажу, что стереотип верный, действительно в свежий ветер может укачать. Более того, укачивает всех за редкими исключениями. Мне кажется, что тут есть преувеличенный страх, мол, я не могу ходить на яхте, потому что велик риск, что укачаюсь. Но на самом деле, чаще всего в этом нет ничего страшного, это не какая-то серьезная болезнь. Обычно, укачавшись, ты перевешиваешься за борт - тебя в это время кто-нибудь держит, - «кормишь ихтиандров», и после этого становится лучше. При большой и длительной качке можешь не сразу прийти в себя, но это вареное состояние обычно терпимо. У нас на яхте укачивались все, от новичка до капитана, и это нормально. С морской болезнью есть несколько моментов. Во-первых, чаще всего организм постепенно привыкает. Если вы были в вареном состоянии первые два-три дня, то с большой вероятностью в следующие дни такую же качку вы будете переносить нормально. Да, конечно, все люди разные. Кто-то быстрее укачивается, кто-то меньше. И конечно, бывают люди, которые действительно не могут ходить по морю, потому что их организм не привыкает. Но таких людей немного (я лично таких не знаю), да и человек сам не может понять, относится ли он к таким, пока не походит в море несколько дней. Именно несколько дней, потому что если вы вышли на несколько часов и вас укачало, то это еще ни о чем не говорит. Во-вторых, часто спрашивают, какие есть средства борьбы с морской болезнью. У нас как-то было принято махать рукой на всякие средства. Дело в том, что если ты вовремя выпьешь какую-нибудь драмину (а поди еще угадай, когда тебя укачает), то тебя не укачает, но ты будешь ходить вареный уже из-за этой самой драмины. Но есть несколько вещей, которые можно иметь в виду. Внутри, в каюте, укачивает больше, чем снаружи. Поэтому тот, кто что-то готовит на камбузе или ставит точку на карте на штурманском столе, укачивается гораздо быстрее, чем тот, кто сидит на руле. В носовой части (что внутри, что снаружи) укачивает больше, чем в кормовой. Поэтому спальные места в форпике (каюта в носу яхты) обычно отдают парням, а не девушкам. Правда, я не знаю, откуда возникла идея, что девушки укачиваются быстрее: все, про кого я знаю, что их никогда не укачивает, женского пола; меня саму меньше укачивает, чем некоторых парней из нашей команды. Так что с какими физическими-биологическими характеристиками связана укачиваемость - непонятно. Кстати, последние два сезона в форпике жили, вопреки традициям, мы с Юлей, и нам там было нормально. Но это, видимо, потому что когда ты лежишь, тебя укачивает гораздо меньше, чем когда ты стоишь или сидишь. Меня в лежачем положении ни разу не укачало. В итоге не раз получалось так, что при свежем ветре самый «опасный» момент был тогда, когда ты сдаешь вахту (еще в нормальном состоянии, потому что сидел снаружи) и залезаешь внутрь, чтобы лечь спать. Так вот тебе надо очень быстро снять с себя все обмундирование, чтобы как можно скорее принять горизонтальное положение, пока ты не укачался. Ну и наоборот, когда ты встаешь, чтобы сменить вахту, ты должен очень быстро надеть на себя все эти куртку-комбинезон-сапоги-обвязку-спасжилет. Я этому научилась не с первого раза, но в итоге привыкла держать всю амуницию под рукой (точнее, под головой )), чтобы, проснувшись, большую часть всего можно было надеть лежа.
Говорят, от укачивания помогает работа, потому что ты отвлекаешься от этого. Не знаю, у меня есть и положительный, и отрицательный опыт. Отрицательный опыт: когда готовила суп на камбузе. Вроде бы резать картошку - вполне себе работа, но отвлечься не помогло. Один из положительных опытов: идем морем, кажется, из Ханко в Котку, ветер довольно сильный, западный, т.е. нагнал нам в спину большую волну, я уже сижу в вареном состоянии (хоть и снаружи, но все равно). Меня, чтобы привести в чувства, сначала просят откачать воду из трюмов, т.е. покачать насос. Не помогло (воды в трюмах оказалось мало, благо лодка после капремонта). Тогда меня сажают на руль, правда, с подстраховкой: в такой сильный ветер и с тем совсем маленьким опытом, который у меня был на тот момент, мне одной было бы очень трудно удержать лодку. Но я старалась. И действительно пришла в себя! Потом было принято решение поменять стаксель - передний парус. Это то еще приключение (напомню, что на носу качает больше всего). Поменяли. И тут я понимаю, что чувствую себя совершенно отлично и бодро!
Кстати, после первых в сезоне выходов на яхте, даже самых спокойных, потом некоторое время качает на берегу.
О травмах
Это не о стереотипе, а наоборот. Яхтенный спорт - более травматичный, чем может показаться на первый взгляд. Точнее на первый взгляд тебе просто в голову не приходит, что тут повышается вероятность травм. Я, конечно, не имею в виду спортивные травмы, которые наверняка есть у тех, кто серьезно занимается парусным спортом, участвует в международных соревнованиях и т.д. У нас все-таки до серьезного спорта далеко, это скорее похоже на дворовый чемпионат по футболу.
В принципе, если на яхте все делать аккуратно, знать «опасные» места, быть начеку, то никаких травм не будет. За мои три года у нас была только одна относительная серьезная травма: человек получил шрам на лбу, как раз из-за неаккуратности. Тем не менее, на яхте достаточно неприятных для тела ощущений (или приятных - в зависимости от ваших наклонностей ;)). Про вареное состояние от морской болезни я уже написала. Помимо этого, если ты активно выполняешь матросскую работу, то постоянно обо что-нибудь стукаешься, за что-то цепляешься и т.д. На самом деле, ты этого даже не замечаешь. Но вот потом уже почему-то ноги и руки оказываются покрыты пятнистым окрасом, а пальцы расцарапаны (и это еще если ты был в перчатках). Правда, этот пятнистый окрас характерен только для яхтсменов-девушек. Я поначалу не обращала на него внимания. Но тут недавно мне подсказали такую прикольную вещь как волейбольные наколенники: такие подушки, которые надеваются на колени. К тому же, у пары знакомых людей оказались серьезные проблемы с коленями, правда, не из-за яхты. Но я все равно задумалась, что, наверное, все-таки не очень здорОво, когда все лето у тебя колени в синяках и болят. Так что стала ходить в наколенниках. Остальные части тела не спасает, но там и синяков меньше.
Яхта - мужское занятие
А вот это снова о стереотипе, что яхты - занятие для мужчин. Ну ладно, для физически сильных и крепких людей. Когда я шла на яхту, у меня тоже было такое опасение: мне будет тяжело, я же совсем не отличаюсь большой физической силой. На деле ситуация такая: на любой яхте достаточно дел, которые не требуют больших сил. Кроме того, это сильно зависит от модели яхты. На нашей яхте есть пара вещей, на которые моих сил бы не хватило. Со всем остальным я справлюсь. Сейчас есть много современных моделей яхт, которые не требуют вообще никаких усилий, на них в Финляндии спокойно ходят старички. Наверное, сто лет назад на яхтах действительно требовалось много сил.
Когда мы собирались в мой первый поход, я боялась, что не справлюсь, что капитан и команда переоценивают мои силы. На мое удивление, оказалось, что поход на яхте отнимает мало сил и энергии, гораздо меньше, чем лингвистическая экспедиция.
Транспорт
Кстати, яхта как транспортное средство никуда не годится. Она перемещается с низкой скоростью (примерно как скорость велосипеда, наверное). К тому же никогда нельзя рассчитать, сколько времени займет дорога, потому что скорость напрямую зависит от наличия и силы ветра. Чтобы примерно представлять, могу сказать, что дорога от яхт-клуба в Питере до финского острова Хаапасаари, находящегося у самой финской границы, на котором мы обычно проходим таможенный контроль, занимает обычно больше суток. Оттуда до Котки еще в среднем часа 4-5.
Previous post Next post
Up