Когда я стала ходить на яхте, я поняла, что у меня до того в подсознании было представление, что капитаном обязательно должен быть спокойный (в смысле уравновешенный) человек, никогда не теряющий самообладание, быстро принимающий решения и четко отдающий команды. Вот. Мне казалось, что человек, не обладающий этими качествами, просто не сможет отшвартоваться и вывести яхту в море. Оказалось, что этот образ - это некий идеал. А в реальной жизни вполне можно быть эмоциональным человеком, нервничать в любой нестандартной ситуации, периодически допускать ошибки и при этом быть капитаном много лет (по крайней мере, за эти годы ни один человек не погиб, а лодка живее всех живых). Оказалось, что капитаны - тоже люди. :)
Чего я еще боялась, когда шла на яхту, так это иерархических отношений. После анархии в научном сообществе мне могло быть трудно адаптироваться к совсем другой структуре. Опять же, оказалось все не так страшно. Отчасти потому, что конкретно на нашей яхте все не очень строго. Но в целом иерархия сохраняется. Самый главный человек, конечно, капитан. Существует строгое правило, что команды капитана не обсуждаются, даже если вам кажется, что его команды глупые, ошибочные и т.д. Это связано с тем, что во многих ситуациях надо быстро реагировать на обстановку, поэтому надо быстро принимать хоть какое решение и действовать. Понятно, что если капитан сначала обсудит с командой, что делать, а потом уже примет решение, то это может плохо кончиться. Следующий в иерархии - старший помощник капитана, или старпом, в сущности заместитель капитана. Наиболее актуальна эта «должность» во время длинных переходов. Чтобы капитан мог какое-то время отдыхать, вместо него яхту в это время ведет старпом. Дальше по рангу идет боцман, по-нашему, это ученый секретарь. ) Это человек, отвечающий за хозяйственную часть, т.е. за то, чтобы лодка была в порядке и в нужный момент готова к отплытию, и работающий с командой. При этом он сам может вообще ничего не делать. Его задача только в том, чтобы организовать команду выполнить все необходимые работы и проконтролировать их. Ну а остальные - матросы. Работать это должно примерно так: капитан решает, что в субботу будет тренировочный выход, и сообщает об этому всей команде. Боцман либо уже в курсе, либо осматривает лодку, чтобы выяснить, чего не хватает для выхода или что можно усовершенствовать. Ну например, на одном из парусов обнаружена небольшая дырочка, надо ее зашить. После этого он договаривается с кем-то из матросов, когда тот сможет прийти и зашить до субботы, выдает ему все необходимые принадлежности и контролирует, что все было сделано хорошо и вовремя (например, приезжает вместе с матросом на лодку). Как-то так. У нас реально работало более смешанно, хотя формально роли и распределялись. Пожалуй, люди, выполняющие эти роли, все-таки отличались тем, что периодически говорили, что надо сделать. Да часто у них самих новички спрашивали, что и как делать. Но это во многом было обусловлено тем, что на этих местах оказывались более опытные люди. Еще наличие этих ролей проявляется в том, что если обнаруживается что-то недоделанное / сломанное / порванное, то по шапке получает боцман. )
В последний сезон я была боцманом. Я принципиально старалась тоже что-то делать, а не только командовать, хотя пару раз, когда было совсем лениво, пользовалась полномочиями и отдыхала. ;)
Вообще, отношения на яхте - это отдельная тема. Тут довольно специфические условия, в которых просто приходится налаживать отношения. Ну вот представьте. Яхта-шестерка - это в сущности 6-местная квартира-студия. И если 6 человек идут в поход, то они непременно постоянно коммуницируют друг с другом. А если тебе что-то не нравится, ты не можешь уйти в другую комнату или посреди моря хлопнуть дверью и покинуть яхту (хотя на самом деле, если хочется побыть одному или надоели разговоры, можно забиться в форпик, а если это на стоянке в марине, то можно посидеть на палубе, пока все треплются в каюте, или вовсе пойти погулять по берегу). Неслучайно многие фильмы про яхты строятся как раз на психологических конфликтах: несколько человек отправились на одной яхте в море и вынуждены как-то ладить, а тут происходит конфликт, и никуда не деться, что-нибудь такое. Неплохая платформа для таких острых сюжетов. Ну а кроме того, яхта для многих - основное хобби, и это тоже сближает. В итоге получается, что экипаж яхты, отправившейся в поход, это не 6 случайных людей, а практически одна семья. И члены этой семьи постоянно договариваются друг с другом, поддерживают друг друга, переживают друг за друга. Вот и получается отдельная параллельная жизнь. Конечно, в семье могут быть и конфликты. К счастью, именно в походах, в которых я была, никаких острых конфликтов не было. Но это, видимо, мне просто повезло.
Когда приходят новички, капитан часто относится к ним (неоправданно) по-разному: кого-то поддерживает и активно пытается учить, а на кого-то часто огрызается. Понятно, что последние довольно быстро с яхты сваливают (первые, впрочем, тоже не всегда задерживаются). И со стороны это выглядит не очень приятно. Но понятно, что капитан не просто надеется обучить всех желающих, но и подбирает команду, и он, конечно, вправе подбирать в команду тех людей, с которыми ему будет психологически комфортно ходить «в одной семье». (Другое дело, что не всем отобранным людям может быть комфортно ходить с капитаном…).
Как мне кажется, на нашей яхте спецификой «семьи» было еще и то, что вся жизнь практически была общей. Если появлялось свободное время, то было естественно его проводить с командой. А если ты пытался возвращаться в свою основную жизнь, оставленную на суше (например, делать какую-нибудь работу на ноутбуке/планшете), то некоторые члены экипажа могли чувствовать себя некомфортно от этого, отчасти «ревниво», хотя никто эксплицитно против этого не возражал. Наверное, неспроста те ребята, которые в походах вот так иногда работали, в итоге дольше сезона на яхте не задерживались. Лично мне такой режим был непривычен, но в чужой монастырь со своим уставом… В общем, что-то в этом есть. Полное переключение в другую жизнь. Две недели совершенно не делать ничего лингвистического - к концу срока понимаешь, как же ты соскучился по этой деятельности! :) А в то же время возвращаться из той жизни в эту после двух недель довольно тяжело психологически.
Продолжение следует...