И еще чуть-чуть

Feb 15, 2016 15:49

Существует поверье, что девушки идут на яхту, чтобы найти себе парня, т.с. «настоящего мужика». Честно, я таких девушек не встречала (зато попадались мальчики, производившие впечатление, что они пришли на яхту в поисках близкой по духу девушки…). Вообще на яхтах не очень много девушек, но это мое искаженное восприятие после филфака. Хотя бывалые яхтсмены считают наоборот: что в яхтинге довольно много девушек, даже женские команды существуют.
Еще одно из моих ожиданий было связано с тем, что на яхтах вовсю процветает сексизм. Я была к этому морально готова, но опять же, все оказалось не так страшно. Один парень, пришедший на нашу яхту в этом году, как-то раз при мне с пеной у рта рассказывал, что на яхтах давно никакого сексизма нет, что девушки и парни абсолютно на равных. Когда приходишь на яхту из нашей научной среды, понимаешь, что он не совсем прав. Справедливости ради надо сказать, что это аспект, который, видимо, очень сильно различается от яхты к яхте. На нашей яхте в целом какое-то равноправие было и есть: если девушка приходит на яхту и хочет ее освоить, ее так же принимают, как и парня. Но в некоторых мелочах различия есть. Так, когда в начале сезона приходит толпа разнополых новичков и их начинают обучать, то на шкоты (веревки, которыми управляют парусами) сажают прежде всего парней: на шкоты одновременно можно посадить только двух человек, поэтому приходится выбирать. Наверное, если девушка наглая и рвется в бой, то ее посадят одной из первых, но это точно не про меня. :) В то же время мы всегда на выходах периодически пьем чай, и поэтому кого-то отправляют на камбуз ставить чайничек и все это дело организовывать. Из новичков туда отправляют в первую очередь девушек. У нас на яхте существует распределение ролей. Например, в походах готовкой занимаются только девушки, а моют посуду и чистят картошку - матросы-парни. В своем первом походе я была единственной девушкой на 6 человек… Конечно, на своей гипотетической яхте я бы организовывала процесс иначе, чтобы все матросы в разной степени независимо от пола занимались кухней по очереди (как обычно происходит в экспедициях). Но это было не так ужасно, даже наоборот, было приятно, что есть какая-то работа, потому что все-таки на яхте большую часть времени матросы просто сидят и ничего не делают. Ну поставил паруса, настроил, а потом идешь так несколько часов, реально работают рулевой и штурман. А остальные просто сидят и следят за обстановкой. В общем, занятие на любителя. Кому-то это может быть очень скучно. Меня это устраивало: есть возможность погрузиться в свои мысли, да и понаблюдать за обстановкой всегда любопытно. В наших морях практически в любой точке что-то да видно. А если еще вдобавок есть возможность сунуть нос в карту на штурманском столе и сверить обстановку с ней, то вообще красота. :) Но и возможность наконец что-то поделать я тоже была рада. Еще из распределения ролей считается, что управлять двигателем могут только мальчики (у нас подвесной двигатель). В принципе, этому оправдание есть: среди парней больше людей, которые разбираются в устройстве двигателя. Но в 99 процентах случаев там только надо нажимать на кнопочки и дергать-поворачивать рычажки. В итоге, когда эти летом некоторое время у нас было только три более-менее опытных человека - капитан, Юля и я, - меня таки сажали на двигатель. Конечно, в его устройстве я не разбираюсь (плохо училась в школе, эх…), но на кнопочки нажимаю без проблем. Вроде худо-бедно справлялась. Вообще в этот период все сексистские предрассудки пришлось отложить. )
Женским делом еще считается переборка спинакера (спинакер - это такой передний парус, который ставится на полных курсах). Дело в том, что, после того как спинакер убирают, его затаскаивают в каюту и складывают там в специальную корзину. Складывание - отдельная непростая процедура, потому что его надо сложить так, чтоб там ничего не перепуталось и его легко можно было потом еще раз поставить. Это надо делать сразу, потому что через некоторое время может понадобиться снова ставить спинакер, и он должен быть к этому моменту готов.
Идея о том, что девушки больше подвержены укачиванию, прекрасно уживается с идеей, что на камбуз и на уборку спинакера в каюте надо отправлять именно девушек. ;)
Сексизм у нас проявляется еще и в том, что в равных случаях к девушке и к парню будут относиться по-разному. От парня ожидается гораздо больше, чем от девушки. Поэтому если парень четко и хорошо выполняет матросскую работу, то это нормально. А если что-то делает не так (неправильно или недостаточно быстро), то рискует получить по шапке. Девушка же, которая хорошо делает матросскую работу, получает большое уважение. Т.е. это считается не просто нормальным, а «огого, какая молодец!», при том что в большинстве случаев эта работа одинакова посильна и девочкам, и мальчикам. А если у нее что-то не получается, то обычно ей сходит с рук - она же девушка. Вообще у нас девушек практически никогда не ругают. В итоге у нас получалось, что все шишки получал Антошка. Но это уже даже в шутку воспринималось: «Во всем виноват Антошка!» Даже если накосячила я или Юля. Короче, я хорошо устроилась. ;)
Еще у нас на яхте в присутствии девушек принято сдерживать мат и всякие похабные шутки.
На дружественной яхте «Амур», как мне показалось за один короткий выход, дела обстоят несколько иначе. Там были девушки, но они занимались почти исключительно камбузом и уборкой спинакера. Я вообще ничего не делала (народу хватало и так, и я старалась не мешаться под ногами). Но когда при очередном повороте никто не отреагировал на команду «выбрать стаксель-шкоты» (т.е. потянуть веревки, которыми управляют парусом), я таки взялась за шкоты. И тогда у меня их быстро отобрал какой-то парень, а старпом сказал, что девушка вообще не должна прикасаться к веревкам.
Когда я побывала на «Амуре», мне бросилась в глаза одна похожая на нашу яхту черта. На каждой яхте… ладно, на Амуре и на Сольвейге был определенный тип отношений, что-то вроде «мастер - ученик». На «Амуре» были взрослые опытные яхтсмены лет 40-50 (уж не помню, какой у них был статус на яхте) и было двое юношей лет 18. Эти юноши явно пытались учиться у опытных яхтсменов, при этом подражали им не только в парусных делах, но и в поведении (например, пытались вставить крепкое матерное словечко, как это делали и старшие, но у юношей это получалось слегка нелепо - они ж только учатся! :)). У нас на яхте подобные отношения сложились между старпомом Сашей и Антошкой. Они постоянно много общались на всякие парусные темы, общались абсолютно на равных, несмотря на разницу в 25 лет, при этом Антон очень многому учился в первую очередь от Саши, и да, как мне кажется, неосознанно во многом подражал Саше в каких-то поведенческих вещах и, возможно, даже во вкусах. Правда, и у Антона чуть ли не вся команда, включая капитана, заимствовала его характерный жест, когда он разводит руками, мол, «не знаю, ну вот так вот». :)
И это еще не всё...
Previous post Next post
Up