⇒ Капитализм рождается межрегиональным (международным) обменом.
Посмотреть обсуждениеИсторические условия рождения капитализма:
1. Римские папы решили объявить крестовые походы → для чего нужны были деньги, их собирали с городов в обмен на вольный статус → так в Европе появились вольные самоуправляемые города.
2. В результате крестовых походов европейцы позаимствовали на востоке новые сельхозкультуры и технологии, с/х ожило → выросло население → подорожала земля → люди стали стекаться в города, города разрастались.
3. В раннем средневековье город жил за счет окружающей сельской округи → теперь она не могла прокормить разросшиеся города, а Венецию вообще построили на берегу лагуны и земледельческой округи у нее не было → города были вынуждены развивать торговлю, а Венеция - раньше других.
4. Крестовые походы открыли торговые пути на восток через Константинополь, поэтому торговля успешнее всего развивалась в контролирующих эти пути североитальянских городах-коммунах. На севере Европы вольные города объединились в Ганзейский торговый союз.
5. На доходах от торговли быстро выросли крупные состояния → в Сев. Италии начало развиваться банковское дело → там и зародился капитализм.
⇒ Стимулы повышения производительности: нехватка рабочих рук или дорогая рабочая сила,
⇒ Стимулы создания новых отраслей - нехватка ресурсов (энергии).
⇒ Движущая сила - как погоня за прибылью, так и шумпетеровский инновационный энтузиазм.
1. После крестовых походов, и особенно мощно после великих геогр.открытий растет международная торговля. В нее включается все больше новых рынков - это ведет к региональной специализации.
2. Ушла в прошлое средневековая рыцарская конница → Крупные наемные или даже регулярные армии нужно было одеть, накормить и вооружить - государства стали сами крупными заказчиками.
3. Естественно, потребность торговли и армии в большом количестве товаров ремесленные цеха удовлетворить не могли. Сначала возникают рассеянные мануфактуры, пока основанные на все том же ручном производстве.
4. Английский промышленный переворот
→ Англия начинает специализироваться на вывозе шерсти и сукна и закупает зерно:
чума, завезенная итальянскими торговцами, выкашивает население, рабочая сила дорожает, лорды переходят на овцеводство или сдают земли в аренду → специализация на шерсти
→ спрос на шерсть растет, арендаторов сгоняют (огораживания)
→ расслоение: остаются лорды и богатые крестьяне (покупка монастырских земель после иэ экспроприации Генрихом 8), остальные - нищие и бродяги
→ экспортная торговля сукном → борьба с Ганзой за перевозки → основание торговых компаний: первая акционерная - Московская 1554 (торговля с Русью и Средней Азией); почти тогда же - Африканская 1562 (неожиданно выгодный бизнес - торговля рабами); Восточная, Левантийская, 1600- Ост-Индская - орудие колонизации Индии.
→ флот растет и сталкивается с Испанией → сначала испанские корабли грабят пираты, тесно связанные с купцами и королевой → потом англичане переходят к захватам испанских колоний
Промпереворт
→ более широким спросом, чем сукно, пользовался, однако, более дешевый ситец. Местный был невысокого качества и массово ввозился индийский. Производители сукна, чтобы избавиться от конкуренции, добились запрета импорта индийского хлопка (1700). Но и английские производители хлопка получили возможность занять освободившуюся нишу - для этого нужно было наладить быстрый массовый выпуск → появился механический ткацкий станок (1733). Но Европа берет хлопок все еще индийский → колонизация Бенгалии.
→ быстрое ткачество вызвало "прядильный голод" - нехватку х/б пряжи для производства тканей. Изобрели прядильные машины. Потом аналогичные станки начинают появляться в других отраслях: суконной, шерстяной, бумажной, полиграфической.
→ Потом возникла проблема с источниками энергии для всех этих станков - и появился паровой двигатель (1784).
И пошло-поехало.
→ Стало возможно размещение производств вдали от рек (раньше источником энергии были в основном водяные мельницы).
→ Стал развиваться транспорт, благодаря паровому двигателю был создан ж/д транспорт и пароход. Вырос спрос на металл.
→ Для его выплавки не хватало леса - был изобретен новый способ плавки, позволявший использовать каменный уголь.
→ Растущий спрос на машины требовал механизации. На рубеже 19-го века изобретаются токарные, сверлильные, фрезерные станки. Происходит переход к фабричной организации производства. Возникает новая отрасль - машиностроение.