Те, кто подписан на меня в телеграме, знают, что я на позапрошлой неделе была на лекции про народные корейские музыкальные инструменты, и что-то вообще адски насыщенный конец ноября выдался, но это было так круто, что я решила все-таки оставить на память - ну и заодно продублировать и для тех, кто не :)
Мне вообще, с лекциями не очень везет. Я чувствительна к дилетантству и халтуре, прощаю - но разочаровываюсь и грущу. И от этой лекции особо ничего не ждала, а оказался просто клад. 2 часа, плотнейшего информационного потока, картинки, видео, на одном дыхании! Кайф :)
Лектор - Ксения Владимировна Хазизова, человек с регалиями и опытом, говорит быстро, но четко и понятно, смысловые акценты расставляет, хорошо шутит. Что еще желать? :)
Я увлеченно переписывала названия упомянутых музыкальных инструментов, а надо было, конечно, презентацию фотографировать. Понятное дело, что в голове я унесла крайне мало. (Зато получается найти фото в сети!)
Из того, что запомнилось:
Все знают, музыкальные инструменты существовали очень давно. И если с изобретением простых барабанов люди во всех уголках планеты вполне справлялись самостоятельно, более сложные музыкальные инструменты типа струнных и духовых, - проще было повзаимствовать у соседей. Так, у многих старинных инструментов Южной Кореи есть аналоги из Китая, а у Китайских - из Индии, а у Индийских - из стран Ближнего Востока, и так далее. Однако каждая страна привносила что-то свое.
Менялась расцветка и оформление, подбирались материалы, доступные в этой местности, кому-то приходила идея улучшения звука или удобства исполнения, и иногда идеи приживались.
Современная традиция ансамблей народных инструментов зародилась не так давно - в 70е годы XX века, называется "Самульнори", и желающие могут погуглить, они есть и в вк и на ютубе.
Еще запомнила:
- корейцы изобрели свой способ обработки металлов, чтобы в чугуне для отливки колоколов было как можно меньше воздуха. Плюс они придумали прятать в ухо для подвеса - резонатор. Это лишало колокол однородного звука, куда б ни ударить, но они маркировали подходящие места для удара и вешали колокол так, чтобы звук был лучший. И правда, очень звонко. А еще был музыкальный инструмент в виде металлического облачка. Милый :)
(Маркированное место для максимально звонкого удара - тут тоже есть, кстати)
운판 - Унпхан
- к металлическому облачку - храмовый огромный барабан 법고 "папко" (до 2 метров в диаметре!) и храмовая огромная деревянная красиво раскрашенная рыба 목어 - "мого", пустая внутри, с длинным широким отверстием в нижней части. Монах по этому пузу изнутри стучал молоточком, это такой музыкальный инструмент тоже.
- Акхак Квебом - трактат о музыке и музыкальных инструментах, и о том, как на них играть, настоящая экнциклопедия. Чосон, 15 век, где-то там рядом создатель корейской письменности Ван Седжон.
- в попытке усовершенствовать губную гармошку эволюция пошла по тупиковому пути - количество и длину трубок увеличивали, но как подавать воздух иначе как губами музыканта, не придумали.
Я вот картинку с музыкантом нашла.
Количество трубок со временем увеличивалось, какой-то момент конструкция начала напоминать напольный почти-орган, в который надо дуть!
- у каягыма есть 6-струнный родственник, с более низким звучанием, называется комунго. И у них обоих под струнами стоят подставки, которые делят струну на две ноты, и сдвигая подставку - можно настраивать инструмент. Этот вот висит, кстати, в музее культурного центра.
Разумеется, информации было гораздо больше, и если вывесят на ютуб - обязательно принесу ссылку.
Самое прикольное Ксения Владимировна оставила под конец, это придворные музыкальные инструменты. И я теперь всем про них рассказываю, это какое-то уникальное явление.
Номер один: деревянный ящик с палкой внутри, специальный человек стоит и стучит. Три раза. И этот звук обозначает начало музыкальной пьесы.
축 - "Чхук"
Номер два: деревянный белый тигр с гребенкой по хребту. По нему ведут пучком тонких бамбуковых палочек, получается что-то типа трещотки. Обозначает конец музыкального произведения. Называется "О" - 어
Третий - отмечает части внутри одного произведения, представляет из себя красивый веер из деревянных плашек. 박 - "Пак"
На этом месте у меня появилось ощущение, что названия давали по фамилиям первых чиновников, которые на них играли :))
Но у него тоже свой музыкант.
В целом, вся лекция оставила какое-то завораживающее о себе впечатление, полное погружение в историю, во что-то удивительное и совершенно новое знание об устройстве мира.
Обожаю.