Торнтон Уайлдер - "Мост короля Людовика Святого"

Nov 24, 2013 16:53

Вот уж не знаю, если один человек просит другого человека не задавать ему классику мировой литературы и религиозно-философскую муть, что может быть проще? Даешь детектив Марининой, и все критерии соблюдены. Комикс про Спайдермена. Любовный женский роман. Модный "бестселлер" последней недели. Вариантов много. Но нет, надо обязательно дать произведение:
- включенное в "100 лучших романов ХХ века по версии журнала Тайм"; (классика!)
- в котором автор пытается отделить случайность от Божественного Предопределения. (религия + философия в одном флаконе)

Краткое содержание. Перу, 18 век. Мост падает в пропасть. На нем 5 человек. Почему именно они? - спрашивает монах, который на мост зайти не успел. Дальше он идет и пытается найти какую-то логику, Б-ное Предопределение в этом. Надо сказать, это уже не первая его попытка укрепить веру математикой. Изучив вопрос, брат Джунипер решает, что это наверняка уж случайность, поскольку слишком сильно эти люди отличались.
Тут приходит инквизиция, монаха вместе с его исследованием - на костер. И все было бы круто, если бы автор не нашел чудом ускользнувший от инквизиторов экземпляр. Надо полагать, я бы сейчас читал про Спайдермена.
Но нет, автор якобы нашел данное исследование и его переосмыслил по результатам вновь открывшихся обстоятельств, как говорят работники прокуратуры. Оказывается, каждая из пяти жертв незадолго перед аварией моста в каком-то смысле начала новую жизнь. То ли такая смена амплуа нарушала гармонию мира, то ли они просто выполнили свою роль и могли уйти, аки мавры, но б-женька явно убрал их, руководствуясь одним и тем же принципом. Ура, итак - это Предопределение, заключает автор.
И скромно приписывает в эпилоге: все в мире преходяще, кроме вечной б-жественной любви.

Ну а теперь мое мнение об указанном инциденте. Мосты рушатся независимо от того, каков моральный облик находящихся на них людей. Несомненно, зависимость между обрушением мостов и параметрами проходящих по ним людей есть, о "случайности" говорить не приходится. Но эта зависимость только от чисто физических параметров: массы, скорости и направления движения. Причем не только жертв, но и всех остальных людей и объектов, которые перемещались по мосту до этого. Вклад одного конкретного человека, находящегося на мосту в момент обрушения, в обрушение моста, обычно ничтожно мал (если не имеет места намеренный саботаж). Его душевные метания, чаяния и пороки не значат ничего для материалов, составляющих мост.

Остается только один вопрос: почему инквизиция в Перу 18 века работала так хреново?
Previous post Next post
Up