У плавучего причала ЛенВМБ на набережной Лейтенанта Шмидта пришвартована подводная лодка-музей С-189 613 проекта. Субмарина построена в 1955 году на Балтийском заводе и является старейшей подводной лодкой послевоенной постройки, остающейся на плаву.
Советские средние дизель-электрические торпедные подводные лодки проекта 613 - первый и самый массовый тип лодок, построенных после Великой Отечественной войны.
Технический проект разработан в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ MT "Рубин") под руководством Я.Е. Ефграфова и утвержден в августе 1948 года. Первая лодка была спущена на воду на заводе "Красное Сормово" в октябре 1950 года, а вошла в боевой состав ВМФ в 1951 году. Всего с 1951 по 1958 годы было построено в СССР 215 лодок данного проекта и ещё 21 единица в Китае. Это самая большая серия в истории советского подводного кораблестроения, в мировом масштабе она уступает только VII-й серии немецких подводных лодок, строившихся во время Второй мировой войны.
В ВМФ СССР эти подводные лодки несли службу на всех флотах. Их основное назначение - ведение боевых действий против боевых кораблей и транспортов противника, минные постановки, ведение разведки. До конца 80-х годов лодки проекта 613 несли боевое дежурство в морях и океанах, использовались для испытаний нового вооружения, в качестве учебных центров для подготовки личного состава. Многие из них были переоборудованы в другие проекты.
Парусник Мир и С-189.
Данная лодка была построена в 1954-1955 годах на Балтийском заводе и вошла в состав Кронштадтской базы подлодок.
Сегодня это единственный сохранившийся раритет от знаменитого 613-го проекта.
До 1988 года на ней прошли школу подводного плавания тысячи матросов, старшин и офицеров.
В 1990-м лодка была выведена из состава флота и вскоре затонула в порту Кронштадта. На её подъём у Ленинградской ВМБ не было средств, своей участи субмарина ждала 6 лет, пока у ветеранов подводников не родилась идея сделать из неё музей. В конце 2005 года при благотворительной помощи бывшего военного моряка Андрея Артюшина субмарину подняли и поставили в док на Канонерский завод.
Более двух лет ушло на восстановление внутреннего оборудования. В августе 2007 года подлодка была установлена на набережной лейтинанта Шмидта, началась работа по созданию на её борту музея.
Музей открылся 18 марта 2010 года.
Основные ТТХ:
-длина - 76 м;
-ширина - 6.3 м;
-водоизмещение
надводное - 1050 т;
подводное - 1350 т;
-глубина погружения 200 м;
-экипаж 54 человека (8 офицеров);
-автономность 30 суток;
-максимальная скорость
надводная - 18.25 узлов;
подводная - 13.1 узла;
-время непрерывного пребывания под водой - 200 часов.
Вид на корму.
Эту церковь можно увидеть в перископ лодки.
Лодка разделена на семь отсеков. Вход по трапу через 4 отсек.
Но пройдусь по порядку, начиная с носовой части.
Первый отсек - носовой торпедный, жилой.
Четыре 533-мм торпедных аппарата.
Коек всего 4, хотя в буклете, который выдают вместе с билетом, написано про 16. Остальные, видимо, не стали вешать, чтобы было попросторнее посетителям.
Это, если не ошибаюсь, не торпеда, а имитатор подводной лодки.
Вид на второй отсек. Кстати пролазить в эти гермолюки очень хлопотное занятие.
Второй отсек - аккумуляторный, жилой. Аккумуляторные батаре расположены в нижней части отсека и на фотографиях их нет.
Обратный взгляд на первый отсек из второго.
Здесь расположены кают-компания и каюты офицеров, рубки радиосвязи.
Из этого телевизора вместе с фотографиями на всю лодку раздавались звуки сонара. Начинал я экскурсию с хвостовой части лодки и сначала я подумал, что мне чудится, что это действует на воображение антураж подводной лодки. Ну или я слишком часто слушаю Echoes Pink Floyd) Но позже, дойдя до этого отсека, все прояснилось.
ОНА УТОНУЛА
Это и к этой лодке относится.
Третий отсек - центральный пост, главный командный пункт.
Этот отсек очень тесный. В какой-то момент стало даже неприятно в нем находится из-за столь замкнутого пространства. Зато узнал, что могу страдать клаустрофобией.
Здесь расположены рубки гидроакустиков и радиометристов, посты управления курсом, глубиной, погружением и всплытием.
А ещё много-много всяких вентилей.
Очень много.
И ещё.
Но самое интересное в этом отсеке конечно перископ.
Четвертый отсек - аккумуляторный, жилой. В каютах мичманов расположена касса музея. Билет стоит 300 рублей (студентам и школьникам 200 и 100 соответственно).
Вид из него на пятый отсек.
Пятый отсек - дизельный.
Здесь расположены два дизеля по 2000 л.с. с приборами управления и системами обслуживания.
Шестой отсек - электромоторный, жилой.
Седьмой отсек - кормовой торпедный, жилой.
Два таких же как и в носовой части торпедных аппарата.