В сентябре, в один из дней, когда в Петербурге вспоминали о начале блокады 70 лет назад, я съездил на Ладожское озеро. Там на побережье в поселке Осиновец расположен музей Дороги жизни. Этот музей - филиал Центрального военно-морского музея, и, как говорит его директор, является самым посещаемым музеем Ленинградской области.
У станции Ладожское озеро, куда я приехал на электричке с Финляндского вокзала, стоит мемориальный паровоз ЭШ-4375. В годы войны такие машины возили грузы и пассажиров до Ладожского озера. На его борту девиз: «Все для фронта, все для победы!».
На мемориальной доске «эшки», как ласково называли этот паровоз железнодорожники, написано: «На этом паровозе в период 1941-1942 гг., комсомольско-молодежная бригада локомотивного депо ТЧ-12 в составе: старшего машиниста Василия Елисеева, помощника машиниста Ивана Беляева, кочегара Бориса Александрова в составе паровозной колонны доставила 2312 тяжеловесных составов с 2 миллионами тонн боеприпасов, топлива и продовольствия в осажденный Ленинград и для фронта. Честь и слава героям-железнодорожникам за мужественный труд на "Дороге жизни"».
Вдоль железнодорожного пути от Петербурга до станции установлены памятные километровые столбы, один из них - на переднем плане.
![](http://farm6.static.flickr.com/5529/11667016676_2c617e88a6_o.jpg)
Дорога жизни - во время Великой Отечественной войны единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации - по воде, зимой - по льду. Связывала с 12 сентября 1941 по март 1943 года блокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально - Военно-автомобильная дорога № 101). Во время Великой Отечественной войны носила название "Дорога смерти".
Оригинальное здание вокзала станции Ладожское озеро. В этом же здании находится музей, посвященный, естественно, Дороге жизни.
![](http://farm8.static.flickr.com/7411/11666582674_52d7814aa1_o.jpg)
Его посещение я оставил до следующего раза, поскольку о нем узнал незадолго перед отправлением обратной электрички на Петербург.
![](http://farm3.static.flickr.com/2869/11667015966_45265ae3fb_o.jpg)
Немного пройдя по дороге за зданием вокзала, я дошёл до Ладожского озера.
![](http://farm8.static.flickr.com/7324/11667012656_32cfa9b44c_o.jpg)
Ладога поражает своими размерами. Вода до самого горизонта, даже не верится, что это озеро, кажется что стоишь на берегу моря.
![](http://farm8.static.flickr.com/7312/11667009986_3b507285f6_o.jpg)
Ладожское озеро - одно из крупнейших озер европы, его протяженность с севера на юг 207 км, а с запада на восток 136 км, средняя глубина 51 м.
![](http://farm3.static.flickr.com/2891/11667011126_5db751c716_o.jpg)
Ещё говорят, что Ладожское озеро имеет тяжёлый нрав - погода может измениться очень быстро, и небольшая рябь может смениться сильным волнением. Так в сентябре 1941 года шторм разбил в этой части побережья десятки барж и погубил свыше тысячи человек.
![](http://farm4.static.flickr.com/3803/11667011986_54325349a7_o.jpg)
Зимой из-за сильных ветров на поверхности озера не бывает ровного льда, происходит подвижка льда и образуются торосы. Это усложняло строительство Дороги и перевозку грузов по льду.
![](http://farm3.static.flickr.com/2892/11666223185_ebce1803d9_o.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2823/11666480693_3316e671ec_o.jpg)
Ленинградская блокада была установлена 8 сентября 1941 года, когда фашистскими войсками был захвачен Шлиссельбург. Это был последний сухопутный маршрут, который вёл из Ленинграда на Большую землю. В качестве последней надежды на снабжение осаждённого города осталась Ладога. На берегах Ладоги не было ни пристаней, ни пирсов. Но уже в сентябре началась первая навигация по Ладожскому озеру. С большой земли грузы доставлялись сначала в Волхов, оттуда - в Новую Ладогу, а затем водным путём на западный берег к маяку Осиновец. 12 сентября сюда первыми прибыли две баржи, гружёные 626 т зерна и 116 т муки. Именно эта дата и считается началом Дороги жизни. Всего до конца навигации 1941 года в осаждённый город водным путём было доставлено 60 тыс. т. различных грузов, в том числе 45 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 33 500 ленинградцев.
Вход в музей.
![](http://farm3.static.flickr.com/2806/11666472963_8b921d6fdc_o.jpg)
На площадке возле музея множество экспонатов.
Военно-транспортный самолет Ли-2. Именно этот Ли-2 Александр Рогожкин снял в фильме «Перегон».
![](http://farm8.static.flickr.com/7410/11666161115_9f29a2a9de_o.jpg)
На подобных самолётах в блокаду доставляли продовольствие и медикаменты в Ленинград.
![](http://farm6.static.flickr.com/5537/11666446853_2d37bff2a8_o.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3709/11666449093_99fb666975_o.jpg)
![](http://farm6.static.flickr.com/5542/11666993926_8c9648abc0_o.jpg)
17 ноября двумя группами была проведена разведка трассы по льду. 20 ноября по ледовой Дороге жизни с Вагановского спуска у деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 т муки. Утром 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. 22 ноября в Кобону за продовольствием отправилась первая колонна из 60 автомашин ГАЗ-АА (более известные как «полуторки») под командованием капитана В. А. Порчунова. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля (152 дня). За это время было перевезено 361 109 т. различных грузов, в том числе 262 419 т. продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тыс. ленинградцев и более 35 тыс. раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены с 25 декабря: рабочим и инженерно-техническим работникам на 100 грамм, а служащим, иждивенцам и детям на 75 грамм.
Вторая навигация по Ладоге началась 23 мая 1942 года, за время действия которой было перевезено в обоих направлениях 1 099 500 т. различных грузов, из них в блокадный Лениград - более 790 тыс. т, включая 353 тыс. т продовольствия. Из города на Большую землю было вывезено около 540 тыс. человек, в том числе более 448 тыс. эвакуированных жителей. Также для пополнения Ленинградского фронта было переброшено около 290 тыс. солдат и офицеров. В 1942 году по дну Ладожского озера был проложены трубопровод для снабжения горючим и кабель, по которому в Ленинград шла электроэнергия с частично восстановленной Волховской ГЭС.
С 19 декабря 1942 по 30 марта 1943 года 101 день вновь действовала ледовая Дорога жизни. За этот период было перевезено более 200 тыс. т. различных грузов, в том числе свыше 100 тыс. т. продовольствия и эвакуировано около 89 тыс. человек.
На таких конных обозах и производилась разведка ледовой трассы.
![](http://farm6.static.flickr.com/5499/11666986106_4ee94495b0_o.jpg)
Памятник воинским частям, защищавшим Дорогу жизни.
![](http://farm8.static.flickr.com/7350/11666552094_f17cc6d93e_o.jpg)
Башня от Т-34.
![](http://farm6.static.flickr.com/5493/11666179395_d308bf444f_o.jpg)
Множество зенитных, корабельных и полевых орудий.
![](http://farm4.static.flickr.com/3748/11666436313_d66f55b10d_o.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3665/11666539254_4ebfa8b091_o.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3688/11666542224_85fc94b835_o.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3755/11666187395_476c3d87e9_o.jpg)
![](http://farm8.static.flickr.com/7291/11666194545_a2db95f1f6_o.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2873/11666211645_d3c9fd9ba5_o.jpg)
Светящийся буй Железница. Буй выставлялся на водную трассу у банки Железница. В дни войны являлся основной точкой для ориентации при плавании.
![](http://farm6.static.flickr.com/5513/11666971956_db1fa0d837_o.jpg)
Самоходный десантный двухтрюмный тендер. Грузоподъемность 25 тонн, скорость хода 5 узлов. Строились в условиях блокады, оттого имеют простые угловатые формы. На них устанавливались двигатели от ЗиС-5.
![](http://farm3.static.flickr.com/2868/11666444783_a9f063492f_o.jpg)
Буксирный пароход Ижорец 8. В сентябре 1941 г. с боеприпасами и продовольствием прибыл в порт Осиновец. За первую навигацию перевёз большое количество различных грузов. После войны пароход был отремонтирован, плавал на Белом озере, а в 1976г. из Белозерска приведен в Осиновец и поставлен на вечную стоянку в музее.
![](http://farm4.static.flickr.com/3697/11666545314_d886c73686_o.jpg)
Морской охотник МО-215.
Это были быстроходные суда (могли развивать скорость даже до 50-ти км/ч), они производили различные операции, высаживали и забирали разведчиков на оккупированной территории.
![](http://farm3.static.flickr.com/2880/11666547144_a9938296fe_o.jpg)
![](http://farm6.static.flickr.com/5540/11666193775_1a99a8e764_o.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3775/11666206295_bb5a5824aa_o.jpg)
Полуторка, поднятая со дна Ладожского озера.
За первые 2 недели ледовой дороги под лед ушло 157 авто. Водители ездили с открытыми дверями, чтобы успеть покинуть кабину, если машина начнёт проваливаться под лёд. Но всё равно гибли часто.
За две блокадные зимы более 1100 штук машин ушло под лёд - каждая четвертая.
![](http://farm4.static.flickr.com/3806/11666454543_896aea0d26_o.jpg)
Лампочки в стоп-сигналах остались целыми.
![](http://farm4.static.flickr.com/3719/11666559654_b676e4ea9a_o.jpg)
Фрагмент от ещё одного грузовика.
![](http://farm4.static.flickr.com/3796/11666471743_ec510b8a5b_o.jpg)
![](http://farm6.static.flickr.com/5498/11666464803_0557d33f0f_o.jpg)
Это вроде фрагменты штурмовика Ил-2.
![](http://farm6.static.flickr.com/5482/11666999906_d640ee6206_o.jpg)
Бронеплита. Неужели это следы от пуль?
![](http://farm6.static.flickr.com/5510/11666210555_5998c978fe_o.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2873/11666568094_15031f79e7_o.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2867/11666569214_492d5cbd3a_o.jpg)
Здание музея. Внутри - экспозиция из пяти залов, посвященная истории создания и работы героической военной коммуникации, обеспечивавшей жизнь и связь блокированного Ленинграда со страной с конца ноября 1941 года до 30 марта 1943 года. Экспозиции расположены в хронологическом порядке.
![](http://farm8.static.flickr.com/7349/11666463723_b635dd50c4_o.jpg)
45-ти мм пушка на корабельной тумбе ,120-мм миномет, счетверенный пулемет Максим.
![](http://farm4.static.flickr.com/3762/11666165455_f1df6ed92d_o.jpg)
Электричества в музее не было и подсветка стендов не работала. Судя по всему здесь проблемы с электричеством не так и редки.
![](http://farm6.static.flickr.com/5483/11666162515_2b355aba48_o.jpg)
На автобусе привезли блокадников на экскурсию.
![](http://farm3.static.flickr.com/2847/11666424263_acef424442_o.jpg)
![](http://farm6.static.flickr.com/5542/11666172665_18279b24a4_o.jpg)
Экскурсию проводит директор музея Войцеховский А. Б.. Рассказывает интересно.
В музее можно купить диск с фильмом, где директор также проводит экскурсию по музею, рассказывает интересные факты о строительстве и функционировании Дороги Жизни. В фильм также включены редкие кадры хроники.
![](http://farm8.static.flickr.com/7407/11666170035_39f120bb63_o.jpg)
Так, например, узнал, что был проложен по дну озера трубопровод, по которому в осажденный Ленинград перекачивалось топливо и различные нефтепродукты. Практически прообраз Нордстрима.
Также был проложен электрокабель.
Или как летом переправляли пустые железнодорожные цистерны вплавь на большую землю.
![](http://farm6.static.flickr.com/5509/11666431023_26607c2ccc_o.jpg)
Труба артиллерийского дальномера, ствол одной из трех 100 мм пушек, подорванной немцами и рулевое колесо с тральщика .
![](http://farm8.static.flickr.com/7379/11666961186_6e25a24f13_o.jpg)
![](http://farm3.static.flickr.com/2883/11666429753_0e7b23f776_o.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3700/11666966666_3ff4efdf68_o.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3821/11666177985_9746508e29_o.jpg)
Схема Дороги Жизни.
Неподалеку есть ещё одна достопримечательность. Осиновецкий маяк, заложенный в 1905 году, - второй по высоте на Ладоге (после Стороженского): 70 м от основания до верха, 74 м от огня до уровня моря, а видно его свет за 40 км. Маяк действующий, 366 ступеней ведут к 500-ваттной лампе, которая с апреля по ноябрь в темное время суток загорается каждые четыре секунды.
![](http://farm3.static.flickr.com/2853/11667008016_23f4f9fc78_o.jpg)
![](http://farm4.static.flickr.com/3775/11667008926_8e7a23db8b_o.jpg)
Ссылки
Боевые действия КАЦентральный военно-морской музей