1. Ты с детства увлекаешься механизмами? Откуда вообще взялось такое необычное хобби?
- Да, техника и в том числе точная механика - это увлечение с детства. Что забавно - будучи совсем маленьким, я часов панически боялся. Они казались мне живыми. А потом бабушка уронила со стола будильник и его уже было хотели выкинуть - а я взялся попробовать починить. Не с первого раза - но вышло. И странный страх исчез. Потом чинил будильники одноклассникам, друзьям, но воспринимал это как ещё одно мелкое увлечение наряду с кучей других, никогда не думал, что это может быть делом жизни или работой. Просто интерес, ко всему точно-механическому, с валиками и шестерёнками.
2. Сколько лет ты являешься хранителем часов?
- Хранителем башенных часов я довольно неожиданно для себя стал летом 2005 года. С тех пор вот и занимаюсь этим.
3. Что входит в твои обязанности?
- Раз в 5..6 дней нужно обязательно подняться на колокольню и завести механизм. Это ж, по сути, просто огромные ходики с гирями. Гири спускаются вниз, их нужно периодически поднимать - вращать специальной рукояткой барабан. В принципе, можно сделать электроподзавод, но это плохая практика - если часы действительно старинные, механические, то автоматика даёт повод думать что за ними вообще не надо следить. И это фатально. Ведь кроме завода каждый раз нужно проверить точность, поправить если убежали-отстали, смазать многие точки трения - капнуть масла (причём в зависимости от времени года в разные места - разного), прислушаться - равномерно ли всё крутится, не заедает ли где. Пыль и мусор стереть с механизма и основания, зимой, если выпал иней на механизме при потеплении - по возможности его обтряхнуть, выколупать льдинки из зубцов шестерён, летом - прогонять пауков, уютно устроившихся на механизме... Без всего этого часы очень быстро забьются мусором, начнут вставать а то и вовсе что-нибудь заклинит и сломается. "Аварийные" случаи тоже бывают, хоть и редко - тогда нужен бывает небольшой ремонт.
4. За твою деятельность тебе платят деньги?
- Да, у меня официально заключён договор на работы по обслуживанию башенных часов. Деньги на самом деле очень небольшие, и занимаюсь я этим скорее как хобби (не люблю это слово!), увлечением, неким "делом" которое я делаю в первую очередь для родного города, который очень люблю.
5. Государство финансирует замену каких-либо деталей или это не требуется?
- Я обслуживаю одновременно два механизма и они оба расположены на колокольнях храмов, принадлежащих РПЦ. Соответственно, часы являются их собственностью. В случае, когда мне что-либо необходимо для часов - это обеспечивает церковь. К счастью, серьёзный ремонт за эти года оказался необходим только единожды и тогда к ремонту привлекали один нижегородский завод, там по моим чертежам сделали несколько новых деталей.
Мелкие расходники типа винтов покупаю сам, но это тоже нужно не часто.
6. Каков возраст часов, за которыми ты ухаживаешь?
- Один механизм - по-настоящему старинный, 1879 года изготовления, сделан в Германии на довольно известной в то время фабрике башенных часов Иоганна Фридриха Войле.
Вторые - "новодел" по сути, построены в 2005 году мастером из Калуги, Александром Георгиевичем Красниковым. Вероятно, это вообще самые новые полностью механические башенные часы в мире, но утверждать не берусь.
7. Ты бы смог ухаживать за кремлевскими Курантами, к примеру, или Биг Беном?
- Ну то - механизмы государственной значимости, там отношение гораздо серьёзнее да и масштабы побольше. Там по идее даже проще должно быть. В московских курантах смазка давно сделана централизованная, проблем с обогревом помещения нет, ремонты любые согласовываются мгновенно, полагаю. Кстати, между прочим, механизм БигБэна заметно проще и "грубее" наших московских курантов, ибо древнее. Ну а в целом, все они - те же "ходики" по сути, только шестерёнки потяжелее. Физические принципы одни и те же. Тут большее значение имеет опыт обслуживания именно конкретного механизма. Я опыт набирал года три (кстати, нигде никогда "часовому делу" не учился - только опыт, интернет да пара книжек), но сейчас вот по звуку и на глаз буквально определяю, если что-то не так с "моими" часами.
Одним словом, прямо вот сразу "на амбразуру" пойти следить за кремлёвскими курантами - может не выйти. Нужно присматриваться, там наверняка свои "тонкие места" есть.
8. Что самое сложное в твоей работе?
- То, что у меня нет надёжного "сменщика". Хошь не хошь, болеешь ли, погода ли отвратительная, дел ли полно - должен поехать, прийти к колокольне, отсчитать ступени вверх, покрутить рукоятку (каждые 4 оборота - сутки хода вперёд) и слезть обратно.
Уехать из города более чем на 5 дней - проблема. Каждый раз нужно искать, кто «подхватит», хотя бы заведёт в срок механизм. В таких случаях жалею, что автоматического подзавода нет.
9. Сколько примерно времени в неделю ты тратишь на такое необычное хобби?
- Сложно подсчитать, ибо график «плавающий» получается, от завода до завода не проходит полной недели и механизмов два. До них ещё и добраться надо. Когда - по пути, когда - специально ехать надо. Раз в пять дней потратить час-полтора. Иногда и «авральные» работы случаются, тогда приходится день повозиться - но это редко. В целом нельзя сказать, что это требует так уж много времени, сложнее то, что обслуживать приходится строго регулярно.
10. Ты бы смог провести экскурсию для желающих к часам?
- Несколько раз для близких знакомых и журналистов устраивал экскурсии, но с этим вообще непросто - во-первых, по идее необходимо спрашивать на то разрешения у представителей церкви, а во-вторых, это довольно непросто - лестницы там крутые и проходы узкие, банально не каждый сможет подняться. Водить экскурсии «толпами» не получится. Хотя я лично считаю, что старинные механические часы - это достопримечательность, которой надо гордиться, если такая в городе есть, о ней рассказывать туристам ну и хотя бы фотографии где-то вывесить. А в идеале - устанавливать их так, чтобы можно было экскурсии водить хотя бы небольшие. Вон, в германии на сайтах кирх, где часы подобные есть - обязательно страничка «наши часы», с фотками и информацией. На мой взгляд - разумно. У нас с этим, увы, несколько хуже...
11. Когда ты бываешь в других городах РФ, то посещаешь объекты, связанные с часами? Если да, то, какие бы ты выделил из увиденных.
- Я одно время активно собирал информацию в Интернете о башенных часах в России и за границей тоже. У меня есть даже список действующих механических (именно старинных, а не современных «электроциферблатов») башенных часов. Однако я давненько не следил за темой этой и, возможно, мой список уже не очень актуален. Увы, пока пробраться к башенным часам в других городах не удавалась (хотя, буду честным - я не особо и стремился). Общался я только с хранителем ещё одних механических старинных часов в Нижнем Новгороде (выходит, у нас в НН старинных механизмов два а всего механических башенных часов - три штуки). Те часы - на небольшой башенке близ здания госбанка на Покровке. Помнится, в ЖЖ пост писал про них, когда там побывал.
12. Есть ли какие-то часы, на которые ты бы хотел взглянуть, но пока не довелось?
- Как из предыдущего ответа видно - мне было б небезынтересно любые башенные часы посетить и с хранителями пообщаться. Одно время я был очень увлечён, когда только начал заниматься этим делом и был бы очень рад «обмену опытом». Сейчас воспринимаю это менее восторженно, как работу, да и опыта уже своего достаточно - потому целенаправленно попыток куда-то там попасть ещё не предпринимаю. Может и зря...
13. По твоим оценкам в РФ бережно относятся к подобным объектам или нет?
- Скажу честно - по моим наблюдениям в Сети - увы, нет. Мне известно несколько историй, когда уникальный механизм дербанили на цветмет (шестерни-то бронзовые!), за часами следят чаще всего энтузиасты или случайные люди, денег каких-то специально на содержание не выделяют. «Ещё чо выдумали! Зарплату ему! Да выкинуть уже этот хлам, поставить электрические, они точные и циферблат красивый золотой можно забацать!» - чаще всего мыслят так. В лучшем случае - «старьё -в музей». В худшем - на металл. Есть, безусловно, исключения. Есть механизмы «государственной важности» - Те же Кремлёвские куранты, куранты в Питере на Петропавловском соборе и в Эрмитаже. Но в среднем - увы, у нас почему-то техническую историю совершенно не ценят.
14. Кроме московских курантов, какие еще башенные часы в России ты бы выделил?
- Оу. Ну тут впору доставать тот самый список. Много интересного есть. Чаще всего всё же встречаются довольно «стандартные» механизмы, заводского изготовления, которые делались в своё время массово несколькими крупными фирмами. Иногда натыкаешься на что-то редкое, более сложной или оригинальной конструкции. Учитывая, что в России вообще мало таких артефактов истории - «необычные» редки вдвойне. Ну вот навскидку из того что помню - в Зимнем Дворце в Питере часы очень нестандартной конструкции (и о них, - что редкость! - есть несколько страниц в Сети ибо они тоже числятся в музейном фонде), знаю что в Ивановской области, в Лежнево на колокольне очень интересный механизм, правда в запущенном состоянии. На Урале, в Невьянске на легендарной башне - очень старые английские часы с курантами, аккуратнейше восстановленные...
15. Может быть, есть что-то, что я не догадался спросить, а ты хотел бы рассказать?
- В своё время, когда только начал следить за часами - стал активно гуглить в сети про башенные часы, в том числе и за границей. И однажды обнаружил сайт одного англичанина, который башенные часы... коллекционирует! Да, он скупает на аукционах и ещё бог весть где старые механизмы, снятые с разных башен (да, «у них» тоже часто считают, что циферблат с моторчиком и синхронизацией времени с GPS - гораздо выгоднее старой железяки и человека при ней), восстанавливает их до идеального состояния и ставит на невысокие столы-опоры в специально для этого обустроенном ангаре. Коллекция башенных часов - как звучит, а! Все свои часы он аккуратно фотографирует, в некоторых случаях фотодокументирует весь процесс реставрации, описывает технические особенности (многие механизмы по устройству весьма оригинальны бывают) и выкладывает на свой сайт в Сети:
My-time-machinesЯ был впечатлён.
В ЖЖ собеседник известен как
bu33er