1. Почему ты поехал в Америку?
- Этот вопрос нас преследует с тех самых пор, как мы впервые озвучили факт намеченной поездки. Этот вопрос нам задавал консул в посольстве (в форме «почему решили ехать в Америку), нам задавали его родители, друзья, знакомые и не очень знакомые люди.
Я, вот, думаю, а есть ли в нашей стране человек, который бы не поехал «в ту самую», будь у него реальная возможность?)))))
Вообще, лучший ответ - тот, что я дал консулу. Когда консул спросил: «Почему Вы собрались в Америку?», я задал встречный вопрос: «А Вы фильм Гремлины 2 смотрели?».
- Смотрел.... - прозвучало в ответ с удивлением и некоторой растерянностью.
- Ну помните, там действие в Нью-Йорке происходит. Нью-Йорк настолько красивый и интересный город, что даже Гремлины пели Синатровскую песню в честь Нью-Йорка: «Та-Та-Тадада, Нью-Йорк, Нью-Йорк!!!». Вот, с тех пор и хочу поехать. Посмотреть своими глазами на Time square, Empire State Building, Central Park, Статую Свободы...
Секундное замешательтво, затем улыбка....
- Ваши визы одобрены))
2. Не было ли проблем с визой?
- Это может показаться удивительным, но нет. Никаких проблем. Мне даже показалось, что Шенген в Финляндию сложнее получить, чем визу в Америку (я три раза его получал, т. к. 3 сезона работал на ферме в Финке). Часть процесса собеседования в посольстве я Выше описал.)
В принципе, главная сложность - правильно заполнить эту огромную анкету на Визу.
3. В каких городах ты побывал?
- Были в Нью-Йорке, Индианаполисе (штат Индиана), Сент-Луисе, в небольших городках Ролла, Виши, много поездили по окрестностям этих двух мест (т. к., наши американские друзья живут в Виши) (все это- штат Миссури), в Далласе (штат Техас) и в Лас-Круссесе (штат Нью-Мексико). Города в которых посещали только аэропорты или автовокзалы при пересадке с рейса на рейс я не учитываю, хотя, например, аэропорт в Денвере очень крут.
4. Ты помнишь самые первые впечатления после первого дня?
- Как такое забыть)) Мы прибыли ближе к вечеру, так что, это впечатления от половины дня. Тем не менее, большую часть времени в голове играло «на куй, мы сюда притащились!! Лучше бы на Байкал или куда-нибудь, куда угодно еще!».
В основном это была смесь усталости, удивления и испуга. Дело в том, что по прибытии в аэропорт JFK (аэропорт имени Джона Кеннеди) тебя ожидает огромная очередь на пару часов на таможне среди людей ну вообще со всего света и самых разнообразных культур (хотя, в наше прибытие преобладали индийцы). Само по себе - это впечатляет, если Вы привыкли к достаточно спокойной, размеренной и сравнительно «однокультурной жизни». Начинаешь сравнивать себя с другими, ловишь шумы, запахи, взгляды, все необычно. Затем, по прошествии некоторого времени, приходит раздражение. Я думаю, что ненависть к очередям любого вида и формата - это наше русское, генетическое. Шутка ли: наши ближайшие предки развалили свою успешную империю из-за очередей (по крайней мере - это явно одна из причин)! В дальнейшем, нам пришлось неоднократно побывать в очередях разного вида и я всякий раз убеждался, что американцы как-то легче относятся к очередям. Ну задерживают, ну что поделать. Начинают общаться, что-то обсуждать. Легко. Это, кстати, одно из отличий американца от русского: люди начинают коммуницировать невероятно легко и с кем угодно без всяких, как мне кажется, затруднений и безо всякого повода. У нас, чтобы заговорить с незнакомым человеком, нужен, как минимум веский повод.
Ну да ладно) Так вот, к концу стояния в очереди, уже становится наплевать практически на всё. Затем, таможня - быстро, без проблем и практически без вопросов. Мы указали «еду» в декларации, так как додумались провезти нашим заокеанским друзьям невиданных заморских сладостей - настоящей русской пастилы)) Еду нужно обязательно декларировать и не все можно ввозить. Однако, услышав, что мы везем Russian Candies, таможенник не стал ничего спрашивать и мирно поставил штамп...
...если ты решил путешествовать своим ходом, а не на такси, то ты попадаешь сначала в «космический» беспилотный шатл SkyWay, который напомнит о футуристических фильмах Голливуда. Это такая разновидность аэроэкспресса. Впечатляет. Затем ты узнаёшь, что за короткую поездку надо заплатить 5 долларов (10 на двоих) и впечатление портится. Шатл соединён переходом с метро. Соответственно, затем ты попадёшь в метро и …. долгое время после этого тебя будут мучить смесь удивления, испуга и усталости)) Пока не доедешь до какого-нибудь знакомого или человека, который тебя очень ждет и готов хорошо принять). Таким человеком оказался наш хостер Сатиш, индеец по происхождению. Когда мы, наконец, сменив Шаттл, Метро и пригородную электричку, изрядно напугавшись в мрачном Бронксе, добрались ночью в северный пригород Нью-Йорка, впечатлений у нас уже не было, так как впечатлять было некого. Однако, дорогой Сатиш оказал нам настолько тёплый приём, что мы моментально «воскресли» и ещё общались с ним часок-другой за бутылочкой пива. Вот тут-то и возникла мысль: «О - это гостеприимная Америка, место где все замечательные люди мира находят общий язык» ))
5. Что тебе понравилось и на твой взгляд следовало бы нам перенять оттуда?
- Вообще, я убеждён что «перенимать» что-либо из чужеродных культур надо с большой осторожностью и аккуратностью, ибо «что русскому хорошо - немцу смерть!» и наоборот, соответственно. Перенимать нужно то, что перенимается само по себе безболезненно). Здесь также: понравилось многое, но чтобы перенимать...
Трудно сказать.
Очень подкупает организация автомобильного движения, количество дорог и прямые, логичные улицы. Это удобно, создаёт серьёзное ощущение порядка. У нас такие прямые улицы я видел только в Санкт-Петербурге (и то не везде), а с количеством дорог и развязок - вообще беда, думаю все в курсе)). Я говорю именно о регионах. Хотелось бы, чтобы с этим было получше.
В культуре людей привлекает непосредственность и лёгкость общения (иногда, правда, доходящая до навязчивости). У нас всегда думаешь, не обматерит ли тебя та бабушка или суровый мэн словами «понаехали, блин», в ответ на вопрос о дороге к метро (и поэтому, всегда сомнение - спрашивать или нет), там это ощущение быстро проходит. Как только люди узнают, что ты приезжий, начинают рассказывать что где, интересоваться откуда ты такой появился.
Хотя, опять же, в мегаполисах у нас с этим становится лучше. Тоже самое с лёгкостью поведения. Однако, у нашего брата и поныне очень много «церемоний» в поведении, хочется, чтобы было попроще и поменьше.
Да, очень понравилось то, что провинция и глубинка не выглядят заброшенно-загибающимися. Наоборот - в них, в целом, цветёт жизнь, царит порядок, люди, с которыми я общался, не хотят уезжать в большие города (при этом, некоторым из них довелось в них жить и работать). Им часто не за чем уезжать, потому что в городах не сильно намного лучше, а на местах всё есть. Например, количество учебных заведений и научных организаций в маленькой Ролле (штат Миссури) - поражает даже чисто визуально (исходя из размеров городка). Зачем уезжать, если ты можешь заниматься наукой на высоком уровне в родном городке и дышать свежим воздухом вместо городской пыли?, Вот этого очень у нас не хватает, и видимо, особенно остро воспринимается мной, выходцем из нашей полуразрушенной российской глубинки, понаехавшим и понаоставшимся в Москве. Вот это - очень хотелось бы перенять, но я понимаю, что на сегодняшний день это - из области фантастики.
6. Есть ли что-то, что очень не понравилось?
- Да, например, Нью-Йоркское метро, а также тот факт, что огромное количество грязи в некоторых местах и на некоторых улицах. Кстати, одна из причин по которой Нью-Йоркское метро малоприятно - это его фантастическая загрязнённость-замусоленность, такое ощущение, что там только мусорят, но никогда не убирают. Интересно, что наши люди, похоже считают себя грязнулями и Российские города - грязными. Так вот, они заблуждаются) Русские - невероятные чистюли, как выяснилось) Я никогда себя не считал чистоплюем, но в некоторых местах, у меня появлялось острое желание схватить веник с тряпкой и немедленно приступить к делу). Если в Американских городах иногда и чисто, то только потому, что там работают армии отлаженных служб по уборке территорий. Не понравилась организация работы общественного транспорта и его тотальное отсутствие в некоторых местах. Америка - действительно страна автомобилистов и для автомобилистов. Как следствие, малые города (и большие, если выйти из центральных районов) выглядят пустынными на улицах даже днём. Т.е., людей на улицах нет, потому что все внутри машин (или зданий). Это воспринимается странно, особенно, учитывая то, что стояла прекрасная погода и вокруг были отличные виды. Т.е., получается «все для людей», погода и красота вокруг, а никому она не нужна, никто ей не любуется и не наслаждается. В таких местах - ощущение диковатое и опять же, вспоминаются футурапокалиптические голливудские блокбастеры про людей в катакомбах и матрицах.
Также неприятны последствия сегрегации и разделённость людей на некие «диаспоры». Т.е., разные национальности живут весьма изолировано в разных районах, причем они, разделяются социально-экономически. Это странно и неприятно, когда ты неожиданно очень резко попадаешь из одного района в другой - а там тебя поджидает немиролюбивое население. Вот ты идёшь-идёшь по Нью-Йорку, все круто, пересёк улицу и ты в Гарлеме, а там - одни афроамериканцы, небогатые и неблагополучные большей частью и, кажется, все они источают антидружелюбие по отношению к тебе. Быстро проходишь Гарлем, пересекаешь улицу - и там совершенно другой район, атмосфера, люди.
7. Как реагировали люди, узнав, откуда ты?
- В большинстве случаев - очень хорошо и позитивно. Сначала удивлялись, а потом - радовались и что-нибудь спрашивали. Некоторые предлагали помочь.
8. Можно ли назвать американцев общительными?
- Я бы назвал их мегаобщительными, гиперобщительными. В большом городе заговорить может кто угодно с кем угодно, в любом месте. В небольших городах «общительности» чуть поменьше, но все равно предостаточно. С нами постоянно кто-то начинал разговор, мы постоянно не понимали, что они там бормочут, а потому - мы улыбались и активно поддакивали). У меня даже родилась теория, что американская улыбка появилась оттого, что все они собрались из разных стран, все такие общительные, и стали разговаривать,. Но сначала никто ни хрена не понимал, т. к., у всех были свои языки. Поэтому, они только улыбались друг другу в ответ. Так улыбка и приросла к их лицам, пока они осваивали английский)).
9. Расскажи про общественный транспорт.
- Единственным нормальным общественным транспортом там является Самолет и внутренние авиалинии. Даже некоторые стюардессы в самолётах напоминают постным выражением лиц наших проводниц в РЖД, а когда летишь в маленьком самолёте вспоминаются московские маршрутки)).. Американские авиалинии - это ПРЕКРАСНЫЙ транспорт. Проблема в том, что он не вполне «общественный», т. к., некоторым категориям населения, по-видимому, не по карману летать.
Хотя, справедливости ради, следует отметить, что есть сравнительно недорогие билеты + чем раньше покупаешь, тем дешевле можно взять билет. Рейсов много и улететь можно практически в каждый более-менее крупный город.
Метро. Метро Нью-Йорка большое, непонятное, имеет огромное количество остановок, перемещается со скоростью самого старого полуразвалившегося трамвая в Орле и очень грязное.
Метро Нью-Йорка - это третье место куда попадает человек, прибывший в США, в Нью-Йорк и решивший добираться до точки назначения своим ходом. Это будет очередной контраст после ужасающей и долгой очереди на таможне из людей со всего света, и после «космического» беспилотного шаттла - аэроэкспресса, пробуждающего воспоминания городах будущего из американских фильмов.
И вот, после этого шаттла ты попадаешь в метро.... Сначала ты просто ничего не понимаешь. Ни черта. Потом, кое-как разобравшись, попадаешь на платформу. Почему-то мимо неё проезжают поезда без остановки. Потом, наконец, один из поездов останавливается. После изучения карты и общения с такими же понаехавшими из России, а также из диалогов с аборигенами, понимаешь, что здесь очень хитрая система движения поездов и тебе надо было на тот поезд, который не остановился, а этот поезд не останавливается там, где тот поезд останавливается и надо ехать до специальной станции, где можно пересесть с одного поезда на другой.
Наверное, Ты уже ничего не понимаешь, а я только начал объяснять нюансы движения в Нью-Йоркском метро.))) Вообще, Нью-Йоркское метро можно сравнить с трамваем в большом городе, типа Москвы. Вот представьте, что Вы решили с одного конца Москвы на другой добраться на трамвае. Вам придется продумать маршрут заранее, долго и упорно ехать, осуществить огромное количество пересадок. Вот и в Нью-Йоркском метро примерно также, только в некоторых частях города оно ходит под землёй)) Отмечу, что по размерам, Нью-Йорк меньше Москвы, поэтому, шанс доехать у Вас, все-таки есть)) Мы ехали из аэропорта JFK на север Бронкса часа 2.
Еще в крупных городах встречается автобус. В очень больших городах, назвать его общественным язык не повернётся, т. к., ездят там, большей частью малообеспеченные слои населения. От этого, там может быть нездоровая обстановка. При этом, автобус стоит столько же, сколько и метро в Нью-Йорке. В городах поменьше - население дружелюбнее и автобус более удобен для перемещений, хотя и не дёшев.
Отдельного упоминания заслуживает междугородный автобус. В той стране данный вид транспорта используется, в основном, людьми которые хотят сэкономить и не имеют возможности арендовать автомобиль. На западе страны существует много компаний-перевозчиков, в основном китайских, которые возят очень дешево и имеют качественные автобусы, но которыми рядовые американцы, почему-то не пользуются (они же все на машинах, ага!). Правда тут есть нюансы - Вас могут привести на какой-нибудь заброшенный автовокзал на окраине города и совершенно непонятно, что эти китайцы говорят))). На остальной территории страны, в основном, царствует перевозчик Greyhound. Это самый большой автобусный перевозчик, во многих штатах являющийся монополистом, со всеми вытекающими негативными «прелестями». На одном из внутрирегиональных маршрутов мы попали на автобус, который трясло на ровной (РОВНОЙ, БЕЗ ЯМ!) дороге так, как не трясет наш родимый Пазик при движении по пересеченной местности на 60 км в час. Я до сих пор не могу понять, как они смогли добиться такого эффекта. При этом, внешне автобус выглядел очень хорошо, весь блестящий такой. Дело происходило ночью и мы надеялись поспать, тем более что афроамериканец - водитель зачитал в микрофон рэпчик из правил пользования автобусом)) (вообще, речь многих афроамериканцев напоминает чтение рэпа, такое чуувство, что они просто разговаривают фристайлами). Но, когда мы стартовали, стало ясно, что в такой адской тряске можно попрощаться со мечтами о сне.
Другой красноречивый случай с этим замечательным перевозчиком произошёл в Далласе. За полчаса до предполагаемого отправления автобуса, работница автовокзала зачем-то подняла всех будущих пассажиров и поставила в очередь перед гейтом. В назначенный час автобус не появился. Прошло полчаса (т. е., мы за каким-то хреном ЧАС СТОЯЛИ В МЁРТВОЙ ОЧЕРЕДИ перед гейтом). Затем автобус всё-таки приехал и началась посадка. При этом, рядом стоял автобус с открытым грузовым отсеком, у которого, по случаю открытия отсека орала сигнализация, призванная сигнализировать, что этот самый отсек открыт. Она орала так, что после часового стояния в очереди можно было сойти с ума, но никто и не пытался закрыть этот чёртов грузовой люк. Тут даже терпеливые американцы начали роптать, а уж у нас это никак не сочеталось с мифами о «первокласном американском сервисе»)). Думаю, в такой ситуации, в России, автовокзал бы просто разнесли в щепки. Потом, мы, наконец, сели и поехали, а водитель мило извинилась за опоздания и «причинённые неудобства».
Сами американцы говорят, что автобусы часто опаздывают. Учитывая, что никаких видимых причин для задержек и неудобств не было, сложилось впечатление, что Greyhound делает это специально, развлекухи ради)).
...Самый лучший представитель общественного транспорта из встреченных нами (если не брать в расчёт самолёт) - это скоростной трамвай, совмещённый с метро в Далласе. Это отличная штука, позволяющая быстро, безболезненно и сравнительно недорого перемещаться по всему Далласу, включая пригороды и места нахождения аэропортов. Выглядит, как крутой трамвай, но способен перемещаться со скоростью пригородной электрички, при этом мягко стартуя, незаметно набирая скорость и также, мягко тормозя перед остановками. Вот это действительно круто.
Также хорошей отличительной особенностью трамваев и автобусов является то, что можно перевозить велосипеды и для них предусмотрены специальные места и крепления. Это в копилку тех вещей, которые надо срочно перенять)
Чтобы проехать в трамвае или метро, нужно купить билет с магнитной лентой в специальном автомате. После российских автоматов и систем цен, американские выглядят неудобно и непонятно. Но, разумеется, к этому привыкаешь. Кроме того, традиционно, в метро можно пробираться бесплатно (на свой страх и риск), а в Индианаполисе, водитель городского автобуса, узнав что мы туристы и ничего не понимаем, отвёз нас в центр города бесплатно (в копилку «перенять»))
… В целом, можно сказать, что общественный транспорт, конечно, развит, но развит совсем не так, как у нас.
Продолжение читать
тут.