Мы с Тамарой ходим парой

Jan 18, 2009 14:48

Просмотренные на этот раз шесть фильмов нечувствительно разбились по парам.

Первые два фильма - «После прочтения сжечь» и «Залечь на дно в Брюгге» - объединяют здоровый цинизм, элегантный черный юмор и динамичный, виртуозно скроенный сюжет. Кроме того, «In Bruges» радует нарочитой неполиткорректностью, нетривиально сочетаемой с гуманистическим посылом. Режиссера по имени Martin McDonagh вижу впервые, впрочем, как и актеров (актеры, говорят, не вчера родились, но в области актеров я специфически темная). Все прекрасны, так держать!

Знаменитым братьям Коэнам мои напутствия ни к чему, «Burn After Reading» - не первый и, думаю, не последний снятый ими восхитительный абсурд. Народ в «Другом кино» долго ломал копья на тему «что авторы сказать-то сказали», а один рецензент, как сейчас помню, вообще до слез расстрогался, уж не помню, чем. Мне в тех обсуждениях очень понравился один крик души, к которому с кайфом присоединюсь: «Что лично меня задело в фильме - так это наконец-то прорвавшееся раздражение, выраженное воплем героя Малковича, против идиотов. Да! на планете очень много идиотов и от них страшно устаешь. Говорить об этом не принято, чтобы в интеллектуальном снобизме не заподозрили, но время от времени хочется больно стукнуть очередных моронов по башке. Хотя это, конечно, бесполезно, они все равно всех победят». В этом, кстати, фильм смыкается с недавними «Стариками»: там побеждает террор, здесь - идиоты. Созвездие идиотов воплощено созвездием актеров. Поразил и удивил Брэд Питт в непредсказуемом амплуа, Фрэнсис МакДорманд великолепна, как всегда, да и Малкович-Малкович прекрасен. Однако с «Фарго» все равно ничего и никогда не сравнится.

Вторая парочка занесена в категорию «просто хороший израильский фильм». Им не повезло, что посмотрены после «Медуз» и «Визита оркестра», которые не просто хорошие израильские, а на уровне мировых стандартов. Однако не могут же все быть на уровне, включая и сами мировые стандарты. «Mishehu Larutz Ito» хорошо сделан, замечательная девочка, трогательная история - но я бы определила его как «молодежный», не мой жанр. Перевод названия «С кем бы побегать» совершенно дурацкий, надо бы что-то вроде «с кем бежать на длинную дистанцию». Говорят, книга Давида Гроссмана сильнее и глубже. Это-то понятно, так всегда бывает с экранизациями хороших писателей, однако фильм посмотрен, а книгу читать уже не хочется.

Фильм ( «Ha-Ushpizin») необычен не столько тематикой, сколько авторством. «Ушпизин» (в переводе с арамейского «гости») - первый фильм, созданный представителями религиозной части еврейской общины в сотрудничестве с нерелигиозными специалистами киноиндустрии. Шули Ранд - известный в Израиле и за его пределами актер театра и кино. Несколько лет назад он начал соблюдать законы Торы и отказался от карьеры артиста. Однако спустя некоторое время он пересмотрел свое решение и в содружестве с режиссером Гиди Даром написал сценарий для фильма «Ушпизин», в котором сам и сыграл главную роль. Супруга Шули Ранда, Михаль Бат-Шева Ранд, - талантливая актриса, сценарист и режиссер. Вернувшись к еврейской традиции, она также оставила профессию, но в «Ушпизин» сыграла роль жены главного героя. Религиозным представителям съемочной группы удалось настоять на том, чтобы фильм не демонстрировался по шабатам. Сценаристам удалось избежать нежелательных крайностей: фильм не пытается ни поучать зрителей, ни заигрывать с ними. Он смешит и развлекает, но вместе с тем дает пищу для ума. Это правда. Пускай снимают ишо.

Следующие два фильма никак в пару не становятся, но это нас не смутит. Один из них вообще - «Ночи Кабирии», виденные много лет назад в кинотеатре «Иллюзион». Сейчас фильм случайно попался по ТВ в ретроспективе Феллини, смотреть его совершенно не планировала, однако оторваться не могла. Правда, уже не рыдала, как тогда. Про классику я совсем не умею писать, вот и не буду.

И наконец, «Шультес». Для просмотра этого нашумевшего кина вызвали друзей Шульцев специально и подругу Соньку просто так. Вопреки ожиданиям, Соньке как раз понравилось, а Шульцам нет. То есть мнения и в нашей маленькой компании разошлись так же, как и в сети, от «скучно, надуманно» до «шедевра современного кино». Лично я очень согласна с умным френдом Книперманом: "Посмотрели, наконец-то, «Шультеса» Бакура Бакурадзе. Давно собирались. На всём этом фильме - от первого до последнего кадра - написано крупными буквами модное слово «АРТХАУС», и ниже, чуть помельче, Герман-ст., Сокуров, Тарковский (особенно начало - почти прямая перекличка с «Зеркалом»), и ещё, наверное, кто-то, кого я не знаю. Я вообще-то не очень люблю такое кино, мне бы чего попроще и подобрее. Но тут меня зацепило, непонятно даже чем, лаконизмом, наверное. Всё очень скупо, точно и при этом явно не просто так. В общем, «такая метафизика, просто загляденье» (с) И ещё: давно мне так не нравились отдельно взятые кадры: геометрия, цвет, композиция.» Не пылая страстной любовью ни к одному из перечисленных режиссеров, фильм Бакурадзе, мастерски и точно выстроенный, без единой фальшивой ноты, я как раз смотрела с большим удовольствием и на едином дыхании, и особой наградой был неоднозначный финал. И еще я, разинув рот, смотрела на Москву, которой никогда не видела и в которую, может, попаду когда-нибудь - хотя никто и не обещал, что это именно Москва и тем более - что попаду.

Говоря о «Шультесе», к слову будет сослаться на эффектную статью писателя Алексея Слаповского про современное российское элитное кино, «воспевающее тупых и еще тупее». Насчет остальных упомянутых Слаповским фильмов полностью с автором согласна, поскольку не смотрела, а вот «Шультеса» и «Возвращение» в обиду не дам. Может, отсюда следует, что остальные фильмы, упомянутые А.С., мне тоже понравятся.

кино

Previous post Next post
Up