Это название совершенно не отражает содержания сегодняшнего обзора, да и пчелы, если подумать, тоже не фигня - но про пчел будет в конце поста, а то никто не дочитает. Просто если человеку раз в жизни попадается кино про пчел, он, сами понимаете, не может назвать пост по-другому.
А самый лучший из просмотренных на этот раз фильмов называется
«Простая формальность» («A Pure Formality»), и автор его - Джузеппе Торнаторе. Да не просто лучший из пяти сегодняшних (не биг дил), а претендующий на десятку любимейших на все времена. Практически с глазу на глаз, Депардье и Полански (весьма неожиданно в качестве актера) - на протяжении двух часов в комнате полицейского участка. Кто в этом мрачненьком криминально-психологическом триллере убийца, мы подозреваем, ну почти знаем, можно сказать - а кого убили, ни малейшего понятия. В процессе расследования становится все страньше и страньше - и лишь за десять минут до конца фильма понимаем, что ничего мы не поняли, потому что и понять не могли, а картину надо пересматривать заново. Ну и все, я надеюсь, не слишком тут наспойлерила. Рецензий не читайте, а просто поверьте мне на слово, как я поверила
shewolf20, за что ей благодарность огромная. Впрочем, если кто уже видел фильм, то перед тем, как пересматривать, можно почитать
рецензии на экранке (первую и третью). А вы говорите -
"чужая музыка": просто не те кина смотрите. До сих пор мороз по коже, как вспомню эту последнюю сцену с молоком. На полочке лежат два других фильма Торнаторе «Новый кинотеатр "Парадизо"» (1988) и «Легенда о 1900» (1998). И хочется смотреть, и боязно: падать высоко.
«My best friend» («Мой лучший друг») - очередная попытка полюбить Леконта (даже не знаю, зачем мне это так нужно) - на сей раз не в пример более удачная. Эта сентиментальная комедия (хм) изящно сделана, легко смотрится, добра, умна, и как ни странно, философски глубока. Ну по крайней мере, меня-то точно задела за живое, заставила задуматься о многом: о себе в окружении других, о том, что есть друг, о ценностях истинных и мнимых. А если хотите невосторженной, слегка презрительной оценки,
читайте здесь, и здесь тоже есть своя правда. Кстати, задам знатокам кино два вопроса, давно меня волнующих: 1) правда ли, что Леконт проходит под рубрикой «режиссерское кино»? 2) правда ли, что это неправда?
Вы уже поняли, как я охочусь за фильмами себе на просмотр? беру режиссера, чей фильм мне полюбился, и начинаю преследовать. Именно так на мушку попал
Джулиан Шнабель, чей «Скафандр и бабочка» (2007) два года назад купил меня с потрохами.
«Before Night Falls» («До прихода ночи») снят гораздо раньше - в 2000 году. Фильм основан на воспоминаниях кубинского романиста и поэта, Рейнальдо Аренаса (1943-1990), начиная с его детства в провинции Ориент и до его смерти в Нью-Йорке, и включает в себя нелицеприятный портрет революционной Кубы. В связи с этим вспомнился другой фильм о Кубе - «Гавана блюз», там тоже про то, как народ пытался бежать от режима вдохновенного Фиделя. То есть вспомнился не просто так, а на сцене с воздушным широм, показавшейся странно знакомой. Оказывается, ее нам показывали в лекции по поводу «Гавана блюз» - так что, выходит, немного классика это наше кино. Ну и действительно, фильм добротный и познавательный, снят замечательно, как Шнабель умеет, и Бардем к тому же в главной роли. На отрицательной чаше весов излишняя затянутость (очень, очень длинный) и отсутствие драйва. И как-то не трогает совсем (впрочем, может и не предназначался для этого). Из фильмов Шнабеля остался еще "Баския"/Basquiat/(1996), но я подожду пока смотреть, пускай лучше новый снимает.
«Изгнание» Звягинцева давно собиралась посмотреть - все же «Возвращение» в свое время произвело на меня сильнейшее впечатление. И вот, казалось бы, хорошее задумчивое кино (с приветами Тарковскому на каждом шагу), любой кадр - буквально шедевр, а не смотрится. Надуманный сюжет, нарочитая затянутость и все время кажется, что это неудачный вариант-близнец «Возвращения». Даже показалось на минуту, что этот фильм и «Возвращение» задним числом дискредитирует, потом перестало казаться.
И наконец, обещанное:
«Пчеловод» («The Beekeeper») неизвестного мне дотоле Тео Ангеопулоса (стыд-позор, что только сейчас собралась посмотреть).
Вот тут очень много букв метафизического дискурса про режиссера Ангелопулоса вообще и про его фильм «Взгляд Улисса», достается немного и нашему пчеловоду. Вот, например: «Для рафинированного, неспешного кинематографа «позднего» Ангелопулоса философское осмысление идеи памяти, личной и европейской истории является основной характеристикой как на уровне сюжета, так и на уровне всей поэтики. Так было и в более ранних фильмах Ангелопулоса-«Пчеловод» (1986), «Пейзаж в тумане» (1988), «Прерванный шаг аиста» (1991). Их сюжет неизбежно концентрировался на образе дороги и как путешествии, и как пути к себе. Их визуальный ряд состоял из медленно сменяющихся, почти неподвижных дальних и средних планов, визуальному совершенству которых нисколько не мешали грязь и непритязательность изображенных объектов-одно из качеств, заставляющее исследователей творчества Ангелопулоса неизбежно говорить о нем как о преемнике Антониони и стороннике «медитативного кино». Это глава кандидатской диссертации Н.Самутиной «Репрезентация европейского культурного сознания в кинематографе последней трети ХХ века». Тут черт-те сколько всякого интересного: о кинематографических приемах Ангелопулоса, об атмосфере «греческой зимы», о философской подоплеке фильмов этого «последнего модерниста». Действительно очень умный и информативный текст - настоящая находка для серьезных кинолюбителей. Я, видимо, все же несерьезный: понимаю, что Ангелопулос - большой кинорежиссер, без дураков, но принцип понял и больше его смотреть не тянет. По поводу же пчел мы с Левкой разошлись: я считаю, что не фигня, а он, соответственно, наоборот.