Чтиво номер 24: Павел Крусанов, Алексей Иванов, бр. Стругацкие, Терри Пратчетт, Андерс Бодельсен

Nov 12, 2009 16:39

«Укус ангела» Павла Крусанова - замысловатая штуковина, без поллитры не разберешься. Давно хотела прочесть, но только сейчас руки дошли. Автор - большой мастер: мощный демиург, великолепный стилист, мастерством прозы не уступающий Славниковой или Иванову. Разница в том, что там я отождествляюсь и всей душой сочувствую героям (или автору), живу книгой в процессе ее прочтения - здесь же царит стерильность операционной и прохлада холодильника. Читала по три страницы перед сном, после чего оный наступал незамедлительно. Проснувшись на 13-й главе (там, где про геологов из управления Бонда), обнаружила, что автор обладает незаурядным чувством юмора, которое ранее удачно скрывал. Захлопываешь книгу с чувством легкого недоумения и омерзения - впрочем, как и читаешь. Поскольку «Укус ангела» считается лучшей вещью Крусанова, от остальных, пожалуй, воздержусь. Но кому должно понравиться - это любителям альтернативной истории: под впечатлением пространственно-временных аберраций, сооруженных автором, известный академик нервно курит в сторонке.

«Золото бунта» - третья прочитанная (прослушанная) нами книга Алексея Иванова. После «Географа» и «Сердца Пармы» ужасно боялись разочароваться. Обошлось. Помню это ощущение дежавю и возвращения праздника при погружении в густую, красочную прозу Иванова. Кажется, что вот-вот возникнет князь Михаил с его безумной Тичерть, и его заклятый враг Асыка, и воевода Полюд, и прочие вогулы, пермяки, татары... Однако из всех этих появляются только вогулы, и то в минимальном количестве. Герои другие, времена другие, но мастерство и стиль те же: не глобус, не пропьешь. Какие-то моменты (Веденей с его сатаненышем, проход через мление, визит Пугачева, Еленкины песни) - это просто высший класс. Не понравилась, однако, концовка: слишком сахарная и как-то не слишком оправданная после того, как наш положительный герой, не моргнув глазом, сгубил дюжину хороших людей, доверившихся и поверивших ему. Или может я чего не поняла в раскладе романа. Три рецензии: тут про уральского терминатора и про место писателя Алексея Иванова в современной российской прозе (если вам еще не надоело). Тут забавно про Иванова и Толкиена. А эта мне понравилась из-за слов "пелтасты", "гоплиты" и "внеризомный дискурс".

Как ранее «Улитку», с огромным удовольствием переслушала «Жука в муравейнике» (читала в глубоком детстве и конкретно забыла все, кроме стишка про зверей и имени главного героя). Ну что говорить: Стругацкие большие мастера - и литературы, и фантастики. В «Улитке» больше литературы, здесь - фантастики, но все равно замечательно. На этот раз меня как-то особенно поразила "битва железных старцев" и мастерски выписанный образ старикашки Бромберга - одного из этих несносных ультралевых маргиналов, которые однако совершенно необходимы для нормального функционирования общества. В русской википедии - длиннющая статья, пересказывающая роман в таких подробностях, что можно уже и не читать. Самое интересное там - действительно под рубрикой "Интересные факты". Во-первых, когда Стругацкие придумывали историю о болезни обитателей Надежды, они не подозревали о существовании болезни прогерии в реальности. Во-вторых, авторы разъясняют идею романа: «Мы писали трагическую историю о том, что даже в самом светлом, самом добром и самом справедливом мире появление тайной полиции (любого вида, типа, жанра) неизбежно приводит к тому, что страдают и умирают ни в чем не повинные люди, - какими благородными ни были бы цели этой тайной полиции и какими бы честными, порядочнейшими и благородными сотрудниками ни была эта полиция укомплектована». Если это идея, то ее плохо до меня донесли: я совершенно не поняла, что Сикорски перестраховался, и никак не была уверена, что при встрече Абалкина с саркофагом не случилось бы ничего страшного. А может это не я тупая, а просто еще одно доказательство, что большая литература не повинуется своим авторам, развиваясь по своим собственным законам.

«К оружию! К оружию!» Терри Пратчетта - вторая книга из подцикла о Ночной Страже и четвертая из прослушанных нами. И пожалуй, на данный момент самая любимая (а прочитаны «Цвет волшебства», «Вещие сестрички» и «Стража! Стража!»). Удивительно: начитана любителями, но совершенно профессионально - и даже лучше иных профессионалов. И правильно: любители достойны своего кумира. Но Пратчетт... какое все же у него чувство юмора. Понятно, что мое (иначе б не хвалила), но даже со мной он манипулирует на грани: еще пару-тройку недоговорок - и даже я, его в доску читатель - не пойму. И как блестяще выписаны образы. И как под хихоньки-хахоньки и под маскарадом фэнтэзийного балагана автор проводит идеи высочайшего гуманизма. Нет, это такое счастье, что Пратчетт так много написал и у меня все впереди. И такое несчастье, что он тяжело болен...

Левка подсунул детективчик (триллерчик?) датского писателя Андерса Бодельсена, называется «Задумай число». Написано живо, начитано хорошо (Н. Козий), слушается с интересом, под наматывание кругов в борьбе с лишним весом идет на ура, а глазками читать не стала бы - столько всего лежит нечитанного, хоть караул кричи.

аудиокниги, книги

Previous post Next post
Up