Владимир Жаботинский, «Самсон Назорей». Многие мне хвалили эту книгу - в частности, Левка и Алка
some_alef. И все же не ожидала, что мне так понравится. Я-то по простоте душевной думала, что Жаботинский - это такой пароход и человек сионист, отец-основатель и улица в каждом израильском городе, а он какой писатель оказался! Надо обладать изрядным талантом, чтоб написать такой роскошный и непротиворечивый портрет богатыря и клоуна, судьи и разбойника в одном лице. Кроме того, ужасно приятно и трогательно, что действие происходит вот прямо здесь, на этой земле. Асдот, Аскалон, Экрон, Кирьят Яарим, Цора, Шаалавим, Бейт-Хорон - мы ж каждый день если не проезжаем эти места по дороге на работу, то видим на них указатели (и слышим в новостях). Не говоря о Модиине, где прям-таки живем, и об Эштаоле, где гуляем каждую субботу. И наконец, исключительно познавательно - столько всяких обрывочных сведений сложилось у меня в единую картину. Например, про
филистимлян как потомков минойцев с Крита (Кафтора) - я и знать не знала. А как полезла искать информацию - на первой же странице гуглопоиска оказался пост подруги Нины про
филистимскую выставку в ашдодском музее - вот ведь тесен мир. Замечательно читает Евгений Терновский, голос у него для Самсона такой подходящий. Кстати, зацените
портрет в Википедии - неожиданно, да? По окончании книги ужасно хочется побольше узнать про ее автора, причем немедленно. И как по спецзаказу - дают послесловие с краткой биографической справкой о В.Ж., где совершенно особенным образом звучит последняя фраза - про то, что Жаботинский посвятил жизнь своему народу, как и герой его Самсон. Вот еще
очерк Олега Горна про жизнь Жаботинского, замечательно написано и много чего удивительного открывается. Вспоминала, какую еще выдающуюся беллетристику я читала на библейские темы, вспомнились «Иосиф и его братья», тоже абсолютно прекрасные. С удовольствием почитала бы еще чего-нибудь такого. Ну и «Пятеро», конечно, прочту непременно.
Марина Степнова «Женщины Лазаря». Лазарь Линдт и три «его» женщины в семейно-исторической саге протяженностью в пять поколений. Прочла (прослушала) запоем, оторваться не могла. Герои живые, неоднозначные. Не успеваешь полюбить одного - уже надо разлюбливать. Только проникся ненавистью к другому - а вот уж и жалко его. Роскошный стиль с яркими, необычными и точными метафорами (почти Славникова). Интересные экскурсы в будни советского балетного мира и советской же научной школы (забавный фрагмент из
интервью с писательницей: «Лазарь Линдт - выдуманный герой, у него нет даже прототипа. Когда вдруг стало ясно, что он начал слегка напоминать Ландау, мне пришлось вводить подлинного Ландау в качестве эпизодического персонажа - чтобы развести героев как можно дальше.») Тетечка-чтица все время путает ударения, но это не сильно раздражает, потому что читает спокойно, ненавязчиво, с нормальными интонациями, а для некоторых это главное. Однако - необъяснимое явление - «СССР» она произносит как «Сэсэсэсэр». Вот как такое может быть, кто бы мне объяснил? От Сэсэсэсэра этого (которого в книге много по определению) я буквально лезла на стенку. А вообще очень здорово: и исторически, и психологически, и драматически. И композиция хороша, выстроенная вокруг темы любви в таких разных и необычных ее ипостасях.
Нил Стивенсон, «Криптономикон». Сегодня сплошные восторги, вот еще один. Даже удивительно, что эта радостная ода человеческому уму и интеллекту, первый претендент на культовую книгу для техноэлиты - до сих пор не начитана на аудио. Пришлось 900-страничный кирпич читать своими собственными глазами, и хоть бы на минуту пожалела! Ни на минуту. А кстати, она таки культовая или нет? я так и не поняла. Если нет, будет культовой у меня лично. Жанров тут понамешано! Военно-историческая проза, авантюрно-приключенческий роман, семейная сага - ну и основы криптографии до кучи. Блестящий, отточенный юмор (интересно, все Нилы такие остроумные?) и математические формулы тоже немало книгу украшают. Что читать теперь Стивенсона: «Барочную трилогию», «Лавину»? Советуйте, плиз!
Владимир Сорокин, «Теллурия». После «Метели» мне трудно угодить. Эх, как она меня за душу-то взяла голыми руками. Хочется войти дважды в ту же реку, а невозможно. Поняв, что этот новый Сорокин - не роман и даже не повесть, а сборник рассказов (объединенных временем действия и теллуровыми клиньями), собралась было разочароваться. И как ведь зараза пишет, - думала в процессе, - и как словом владеет, и какая фантазия, и мастерство демиурга, и ирония какая отменная (особенно позабавил Виктор Олегович с красной жидкостью и про-тестом, но там много всего прекрасного), а чего ж так холодно и не цепляет. И все же победил меня Сорокин, под конец слушала с раскрытым ртом. Мастер, великий мастер. Хоть и снежная королева.