Кино: нашествие хеппи-ендов

Dec 26, 2006 11:46

Не хотят нам в «Леве» показывать «Науку сна», уже дважды не хотят. Сначала показали «Stranger than Fiction», пообещав, что будет похоже на «Adaptation» и «Eternal Sunshine of the Spotless Mind» - это меня и привлекло. На «Адаптацию» действительно похоже, причем даже смотрится с бОльшим удовольствием, поскольку голову тебе не морочат, а все понятно, что происходит (при всей невероятности этого происходящего). Фильм мил, остроумен, увлекателен и не лишен игры ума и глубины, но... вот что забавно: писательница, главная героиня фильма (в блестящем исполнении Эммы Томпсон) прекрасно понимает, что в ее романе хеппи-енд недопустим - и тогда спрашивается, понимает ли это режиссер фильма? В зависимости от ответа получается такой расклад: если автор фильма понимает (и мы вместе с ним), что его концовка никуда не годится и нам постмодернистки подмигивает - тогда это да хороший фильм. Если же автор искренне спасает героя, чтоб потрафить публике - то фильм, извините, посредственный. Такие вот дела постмодернские.


Еще в "Леве" показали немецкий фильм "The Lives of Others". И снова хеппи-енд, чтоб им пусто было. Но тут я согласна с нашим лектором, что этот хеппи-енд можно режиссеру-дебютанту простить за в остальном добротную и прекрасную работу. Кроме того, неправдоподобность хеппи-енда можно просто воспринимать как часть неправдоподобности сюжета - примерно как в «Гудбай Ленин», который неизбежно будет вспоминаться всеми, кто его видел: оба фильма немецкие, и оба про жизнь в ГДР и после. Но если «Гудбай Ленин» не без ностальгии вспоминает рухнувший в небытие старый добрый привычный уклад социализма, то этот фильм, напротив, заставляет вспомнить о многих вполне серьезных и страшных вещах, которые уже забываются - а жаль, что забываются. Честно говоря, для меня было откровением узнать, что и в ГДР была та же жизнь под кэгэбэшной пятой, что и в СССР - вплоть до прослушивания квартир и пыток бессонницей... Кстати, в этом фильме играет та же замечательная актриса, что и в «Mostly Martha» (а ведь тоже хороший был бы немецкий фильм, но там хеппи-енд уже зашкаливает за пределы разумного).

Устроили торжественный просмотр последнего оставшегося у нас Джармуша, "Down by Law". К сожалению, он показался нам таким же кином ни о чем, как и «Страннее рая» - правда, это несколько более человечное. И снова хеппи енд - но тут он мне был пофиг, как и весь остальной фильм. А многие именно эти два ранних фильма Джармуша считают лучшими, а поздние обзывают попсой - см. две интересные дискуссии в «Другом кино» здесь и здесь. Джармуш вообще всегда вызывает яростные споры: что одному хорошо - для другого провал, и наоборот.

Итак, весь Джармуш, увы, просмотрен - и вот моя ранжировка на сегодня: 1)2)3) "Пес-призрак", "Мертвец", "Сломанные цветы" (затрудняюсь отдать чему-то предпочтение) 4) "Ночь на земле" 5) "Мистический поезд" 6) "Вне закона" 7) "Страннее рая". Интересно, найдется ли еще кто-то согласный с моей оценкой - почти уверена, что нет. А Джармуш пускай еще чего-нибудь срочно снимет. На мой вкус, он таки улучшается со временем.

Кстати, прочла в одной из этих двух дискуссий, что Джон Лури, сыгравший заглавные роли в (6) и (7), не кто иной как автор ЖЖ-шного «преведа»! А я-то все голову ломала: откуда мне знакомы эти с трудом сочетаемые имя и фамилия?

Посмотрев "Простую историю" ("The Straight Story") Линча, я себя спрашиваю, понравился ли бы мне фильм, не прочти я заранее вот эту блестящую рецензию-спойлер в буквальном смысле слова. Увы, я здесь согласна с каждым словом, а в этом свете фильм как-то не воспринимается всерьез - хотя сделан большим мастером, тут уж ничего не скажешь.

А вот картина, полюбившаяся мне без всяких оговорок: "Под песком" ("Under the Sand") Франсуа Озона. Я ведь французского кино совсем не фанат, несмотря на всю любовь к французской песне. А этот фильм хорош! Удивительно гармоничен - и сюжетно, и визуально; сделан и смотрится на одном дыхании: ни одного фальшивого жеста, ни одного лишнего движения. Но и енд тут, конечно, отнюдь не хеппи - как и начало, впрочем. Как хорошо, что я вновь решилась дать шанс Франсуа Озону после недосмотренных и гневно заброшенных в пыльный угол "Восьми женщин"! Невозможно поверить, что оба фильма сделаны одним и тем же режиссером. Хочу смотреть Озона еще: что посоветуете?

Кстати о французской песне: мучительно пыталась вспомнить такое знакомое и невыразимо прекрасное из фильма:
"Jamais la fin d'été n'avait paru si belle,
Les vignes de l'année auront de beaux raisins..."
Вспомнила: Барбара!

кино

Previous post Next post
Up