29 февраля 2024
Про то, как мы провели выходные в Хайфе за неимением циммера, я
недавно писала. Но то ж не Циммер в высоком понимании этого слова. Настоящий Циммер с большой буквы должен быть снят минимум на три ночи, включать спортивно-туристическую программу в виде достопримечательностей и походиков, а также культурную программу в виде выпивки и жратвы. Ну а где походики зимой? Зимой нашей израильской сам бог велел в пустыню. Поискали циммеры в Негеве, в Араве - на удивление многие в подходящие нам даты были заняты. И только один-единственный нашелся за нормальную цену на наше бешеное количество народу (16). Причем оказался не циммером, а кибуцем.
Кибуц Ктура находится на юге, не доезжая 50 км до Эйлата по шоссе Арава (номер 90). Пилить далеко - кому четыре часа, кому пять с половиной. Как всегда, нужны остановки по дороге. И вот первая - лес Шахария-Малахим.
В садах цветет миндаль, наснимали его на 100500 фото, часть я уже показывала.
Пчелки, друзья цветочков
Судя по виду - пчелки рабочие, вид деловой
От миндальных деревьев топаем к той горочке в лес - говорят, там анемоны
Дайте анемонов, а то буду недовольная.
Их есть!
Ну все, теперь можно в Тель Лахиш, это совсем рядом. Лахи́ш - древний библейский город, второй (условно) по древности после Иерусалима. Цитируем Википедию.
Город основан в 3-м тыс. до н. э., укреплён в начале 2-го тыс. до н. э. Согласно Библии, был разрушен Иисусом Навином. Восстановлен в эпоху царя Соломона, и с этого времени являлся важным укреплённым пунктом на караванном пути с юга Средиземноморского побережья в Иудейские горы. Упоминается в Библии в списке городов, укрепленных царем Иудейского царства Ровоамом. Был разрушен во время похода фараона Шешонка (предположительно, Шешонк I), потом восстановлен. В 760 году до н. э. город был поврежден землетрясением (в правление иудейского царя Озии), и снова восстановлен.
Следующее разрушение города произошло в 701 году до н. э. во время похода ассирийского царя Синаххериба на Иудейское царство.
Лахиш был снова восстановлен и окончательно разрушен в 586 году до н. э. во время похода Навуходоносора на Иудейское царство.
После возвращения иудеев из Вавилонского пленения Лахиш был отстроен, но оставался небольшим городком, окончательно потерявшим своё значение в эллинистический период и оставленным жителями.
Те части истории, свидетельства которых мы в основном здесь увидим (ассирийское пленение и вавилонское пленение), я выделила болдом. Этот информационный стенд показывает схему холма, а к стендам в Лахише прилагается рыжий кот, принимающий посильное участие в изложении истории древнего города.
Вот подъем к центральным воротам, а скульптурную группу на вершине холма мы потом рассмотрим поближе.
Тут объясняется, что ворота были верхние и нижние, одни разрушили ассирийцы, другие - вавилоняне, а кто какие - я запуталась
И вот что от этих ворот (верхних или нижних) осталось
С другой стороны
Л. дает наставления сопровождающему коту. А за его шляпой - дворец городского главы, 8 в. до н.э. Это еще до ассирийцев и вавилонян
(Татьяна Д.: можно я не буду повторять "до нашей эры"? Тут все до нашей эры).
А у стены дворца - стулья, символизирующие троны царей Иудеи, от первого царя Шауля (Саула), до последнего царя Цидкияху. Высота спинки трона отражает продолжительность царствования.
Почему так мало стульев? За столько лет жизни евреев на этой земле их сотни должны были набраться! А потому что стулья только из эпохи двух царств. Как известно, примерно в 930 г. до н.э. "объединённое царство" раскололось на два: Израиль на севере и Иудею на юге.
Ну так вот, это цари иудейские только из этого периода (до захвата вавилонянами Иерусалима и разрушения Первого Храма, то есть где-то до 580 г. до н.э.). А когда
в Тель-Дане мы были, там как раз считали царей Израиля.
Хватило на всю группу, и еще остались в запасе. Кому-то достался трон царя Хизкиягу (Езекии).
И вот, именно во времена его правления, в 701 году до нашей эры, ассирийское войско под командованием царя Синнаххериба вторглось в Иудею. Об этом нам рассказывает Книга Царств, а еще так называемая Призма Синаххериба (Анналы Синнаххериба). Это шестигранная глиняная призма с аккадской клинописной надписью, повествующей о правлении ассирийского царя Синаххериба. Всего их найдено три экземпляра с почти совпадающими размерами и текстами, датируются 689-691 годами до н. э. Высота призм - 38 см, ширина - 14 см. Текст на шести сторонах призмы повествует о походах Синаххериба, в частности, о походе на Иудею и соседние царства. Призма была найдена ещё до расшифровки аккадской клинописи и послужила одним из первых предметов изучения ассирологии.
Первый экземпляр призмы был найден английским полковником Тейлором в 1830 году среди руин Ниневии, столицы Ассирии. В настоящее время призма Тэйлора находится в Британском Музее в Лондоне, два других экземпляра хранятся в музее Чикагского университета и в Израильском музее.
А это видел ассирийский художник - и увековечил. Видите, у парочки в самом низу картины и еще у одного в центре завитушки такие на шлемах? Ну вот, Татьяна наша
jaccaranda рассказывала, что откопали в Лахише такую завитушку, сравнили с этой картиной (найденной в Мосуле): ба! Да это ж здесь все происходило, ни больше и ни меньше! А потом и стрелы откопали, причем двух видов: сверху и снизу разные!
Вот так: справа - ассирийцы, слева - защитники города.
Переносимся на два века вперед, примерно в 580 год до нашей эры. Также в Лахише обнаружено большое количество остраконов с еврейскими надписями палеоеврейским шрифтом, так называемые «лахишские письма». Эти остраконы датируются VI веком до н. э. и являются ценным свидетельством, проливающим свет на повседневную жизнь города незадолго до Вавилонского пленения. Процитирую
отсюда: Одно из наиболее интересных посланий - четвертое, где говорится: «Мы ждем огненных сигналов из Лахиса, согласно указаниям моего господина, потому что не видим сигналов из Азеки». В Иер 34:7 упоминается, что Лахис и Азека (в 12 милях к северо-востоку от Лахиса) были последними городами Иудеи, сдавшимися Навуходоносору. Возможно, Азека уже пала, и халдейская петля на горле иудейского царства все сжималась. Но огни Азеки могли быть не видны и временно, из-за погодных условий или по другим причинам. Здесь важно, что документ представляет собой внебиблейское свидетельство об использовании огненных сигналов в Древнем Израиле.
На стендах парка Тель Лахиш рассказывается красивая романтическая история про Азеку ("огни Азеки больше не видны"). Вот видите - под "Азекой" нарисован факел. Даю
ссылку на рассказ
m-just-m про Азеку, правда он (вопреки всему тому, что я вижу в сети) считает, что история с Азекой случилась во время нашествия ассирийцев. Вот
тут я его пытаю на эту тему. Более того, он считает, что огни могли быть не видны просто так, без трагических последствий (которые, впрочем, все равно последовали позже)
Еще у
m-just-m очень интересно про древние и современные ивритские буквы (немного офф-топ - не про Лахиш, но про вавилонское пленение, это уже
в посте про Лахиш):
До вавилонского пленения использовался так называемый палеоиврит, или палеоеврейское письмо, основанное на арамейском алфавите.
Из пленения вернулся народ, не только говорящий на другом языке, но и использующий квадратное еврейское письмо. Такой же алфавит используется и сегодня. Апд:
уточнение
Большое растение Келах, родственник укропа - Ferula communis, the giant fennel. За деревьями вдали - современный мошав Лахиш, основанный в 1955 году
А это современная мозаика художницы из мошава.
Лахиш числится национальным парком, но почему-то платы за вход не требует. А так здорово тут все оборудовано и расписано - и все бесплатно. Прямо странно! Но приятно.
У входа в парк - столики для пикника, мы позавтракали чем бог послал и поехали дальше в сторону Беэр-Шевы.
Это была очень длинная дорога и очень длинный и познавательный день. Про вторую половину расскажу в следующем посте.