Элементы одежды, сходные с "русскими", на картине довольно легко находятся у "липков" (отличаются от "русских" только отсутствием бехтерцов и шлемов) и, чуть сложнее, у "гусар".
Отличия, конечно, есть. Но вот обусловлены они необходимостью "маркировать стороны" - или чем-то более существенным? А вот с "гусарами" в "венгерском", с шитьем на груди, есть вопрос.
Смотрим на эти две картинки.
На поясе у фигур - довольно широкие кушаки. А теперь "персонажи в колпаках" с "Победы Александра".
Фрагмент один и тот же, просто первая картинка отзеркалена. Смотрим на пояс. Оно, конечно, может быть и кушак, но не великоват ли предмет, обмотанный вокруг поясницы, для него?
А теперь парочка "гусар" с "Орши".
Вокруг пояса и через плечо, если правильно понял, верхние кафтаны. А если и на картине Альтдорфера на поясе верхние кафтаны? И тут они у нескольких воинов так повязаны. Вопрос - у какой еще части "гусар" на "Орше" под одеждой скрыты "тегиляи"/"кафтаны", мало чем отличающиеся от "русских"? И не объясняется ли различие во внешнем виде "гусар" и "русских" в первую голову все той же "маркировкой сторон"?
Еще пара моментов. У некоторых воинов цвет "безрукавки" и рукавов "кафтана" одинаков.
Для сравнения - "правильное изображение".
Это художник просто запутался и допустил помарку? Или ошибки нет и на изо что-то подобное с "ложными рукавами"?
Это, кстати, вполне обычный немецкий налатник 16-го века. Если бы художник убрал латные перчатки и специально не продемонстрировал тассеты - кто-бы сказал о панцире под тканью?
Опять же - у некоторых фигур нет опушки на фронтальном разрезе "тегиляя".
Ошибка? Или нет? А если нет - просто не виден разрез, без контрастной опушки, или там и фронтального разреза нет?
Бехтерец на безрукавке.
Опять - ошибка? Или нет?
И опять о "посадке" - у большей части "гусар" она отнюдь не "рыцарская", можно сравнить с нарисованными рядом латниками.
Куда более важное и бросающееся в глаза отличие -
лопасти, закрывающие бока коня, у русских воинов.
Białostocki, Jan. Zagadka "Bitwy pod Orszą" // Biuletyn Historii Sztuki. XVII. 1955Żygulski, Zdzisław. Bitwa pod Orszą - struktura obrazu // Rocznik Historii Sztuki. XII. 1981Żygulski, Zdzisław. Bitwa pod Orszą - struktura obrazu // Światła Stambułu. 1999Marek A. Janicki. Obraz Bitwa pod Orszą - geneza, datowanie, wzory graficzne a obraz bitwy "na Kropiwnej" i inne przedstawienia batalistyczne w wileńskim pałacu Radziwiłłów // Bitwa pod Orszą, red. M. Nagielski. 2015Лобин А. Н. Образ воинов-«московитов» на картине «Битва под Оршей» // Studia Historica Europae Orientalis. Вып.9. Минск, 2016. Датировка картины на 2015 год:
wypada przyjąć najwcześniejsze datowanie malowidła ab anno 1531, z możliwością przesunięcia tego terminu o przynajmniej dziesięciolecie, a zatem nawet ku końcowi drugiej ćwierci XVI w
То есть - самое раннее 1531 год, не исключено, что она написана вообще в 1540-е.