Поездка в прошлое: печати, карандаши, краски...

May 04, 2016 08:30

А вот теперь красненькая коробочка. Кругленькая такая...




А что в ней?







Это такой штамп для книг, что-то вроде экслибриса. Вверху надпись "Личная библиотека", а ниже еще место для подписи.

Я купил его примерно в 1988 году. У меня была очень хорошая библиотека радиотехнической и компьютерной литературы: справочники, сборники схем промышленных телевизоров, магнитофонов, приемников, много изданий "Массовой Радиобиблиотеки" (МРБ), справочники по ЭВМ (в основном, серии СМ) и другие книги. Я их часто таскал в универ, где я уже работал на кафедре, и, чтобы книги как-то не затерялись, я их отмечал таким штампом со своей подписью.

Вообще, первые печати вырезал мой отец из толстой резины - это были отдельные цифры от 0 до 9, и можно было штамповать любые числа. Позже мы купили готовый набор таких штемпелей, 9 цифр (потому, что 6 и 9 - это был а одна печатка), резинка прибита гвоздиками к деревянной основе. Я эти печатки не нашел, но они точно есть. Купли их где-то в 1980м году, не позже.

А чтобы нормально штамповать, заодно купили и штемпельную подушку. Вот она.





Поролон там уже не родной, он лет за 5 пришел в негодность, и я вырезал из какого-то большого куска. Почему-то мы с сестрой всегда всё штамповали красными чернилами. Это были самые обычные чернила типа "Радуга 2", мы их немного наливали на поролон. Хотя, синее пятно слева вверху наводит на мысль, что когда-то что-то штамповали синим, но я уже не помню, вероятно, это как-то связано с комсомольскими печатями "Уплачено" или подобными (и размер пятна наводит на эту мысль), но ни я, ни сестра подобным не занимались, так что пока это загадка.

В школе меня уже не учили писать классическими перьевыми ручками, которые макают в чернильницу (но шариковые ручки еще были под запретом вплоть до 8го класса, и все писали только чернильными авторучками). А, вот, старшую сестру еще учили. И у нее была вот эта фарфоровая чернильница "непроливайка".





Куплена не позднее 1970 года. Мне было интересно, как это работает, и я пробовал писать такими ручками, благо, и самих ручек, и разных перьев в доме было навалом. А потом я подумал: "Ну, как это - непроливайка? Если есть отверстие, то должно выливаться!" И я перевернул чернильницу,- конечно, ничего не вылилось. Тогда я стал ее трясти, пока не добился желаемого: все чернила благополучно разбрызгались на стол... "Чернильница-непроливайка научится проливать..." Но это было спето уже лет через 35 после моих экспериментов.





Вообще, у нас с сестрой всегда было много чернил разного цвета, карандашей, красок... Этого требовали и в школе, и нам это было интересно уже для своих целей. Не то, чтобы мы умели сносно рисовать, но какие-то там творческие эксперименты нам были не чужды. Вот, слева - это акварельные краски. Куплены не позднее 1981 года. Краски очень хорошие, на самом деле, качество красок было очень разное. Скорее всего, это даже не один набор. Как бы то ни было, но золотая и серебряная краски не часто встречались.

Простые карандаши - особый разговор. Отец работал в машиностроении, и он умел чертить, хотя, тогда ему уже это приходилось делать крайне редко. Но толк в чертежных принадлежностях он знал всегда. Поэтому когда в 7м классе были уроки черчения (у сестры, а позже и у меня), то проблем с карандашами не было. Самые шикарные - чешские "Кохинор" (вроде, правильно "Кохинур", но мы всегда говорили "кохинор"). Они были довольно редкие, и для баловства мне их не давали. Из советских - "Конструктор". Как и "Кохинор", они были разной твердости. Я быстро усвоил, какие для чего. Для начальных эскизов и для тонких линий - те, что Т - "твердые". Чем больше цифра, тем больше твердость. Для окончательной обводки и для толстых линий - мягкие, М. У "кохиноров" твердость обозначалась по-иному. "Конструкторы" были внешне даже похожи на "Кохиноры", такие же оранжевые. В коробке есть и другие карандаши. Внизу цветастый - по-моему, "Весна". 3М, вроде,- мягкий. Зеленый - не помню, а посмотреть забыл. Есть там и несколько кисточек, и цанговый "Кохинор", у него кнопка вверху откручивалась, и там была точилка для грифеля.





Цветные карандаши. Тоже были разные. Тут в двух коробка собраны самые лучшие, некоторые с редкими цветами. Это были карандаши марки "Искусство", "Донецкие",- у них обратная сторона была "заклеена", а сами они были шестигранные,- "Самоцвет" и "Тактика". А были двухцветные карандаши: с одного конца синий, а с другого - красный. В коробке справа есть такой карандаш. Когда карандаш становился коротким, рисовать ним было не удобно. Тогда мы просто изолентой соединяли два таких карандаша, если, конечно, они имели какой-то редкий цвет. Как я понимаю, число в конце ниже обозначения твердости - это год выпуска. Почти все карандаши второй половины 70х, есть и более старые. Отдельно скажу про черный карандаш с остатком названия "...граф", 1973г, 6 копеек. Это "Стеклограф", специальный карандаш, который действительно мог писать по стеклу.

Были еще "химические" карандаши. В обычном состоянии - как простой карандаш. Но стоит только намочить грифель, например, полизать,- и получалась такая синеватая надпись, очень и очень стойкая. Именно потому, что я пару раз так испортил одежду, "химические" карандаши были изъяты и спрятаны. Наверное, они где-то сейчас лежат...

Точилки отец не признавал, сам умел хорошо точить карандаши обычным ножом и меня научил (все говорили "точить карандаши", а не "чинить",- и отец, и оба деда). Это сейчас я по лени использую электрические точилки на работе. А раньше - только ножом! Хотя, маленькая точилка (а вот тут мы говорили "чинка", забавно) в виде книжечки у нас была. Но, действительно, заточенный ней карандаш был гораздо хуже, чем тот, что мы с отцом точили ножом. Главное, чтобы нож был очень острый. Я вполне сносно чертил, умел и читать чертежи, и нарисовать эскиз или чертеж. Но чаще всего я чертил электронные схемы, аналоговые и цифровые, рисовал разводку печатных плат и монтажные схемы.

Все коробки с красками и карандашами не родные. Картонные склеены мной и сестрой, скорее всего, внутренние части у картонных коробок "промышленные", а, вот, наружные - точно самодельные, из добротного плотного картона, потому, что родные очень быстро истрепались. А две пластмассовые на нижних фотографиях сделаны из двух половинок коробки от радиоконструктора, который мне подарили в 1979 году. Так что посмотреть, когда что изготовлено, и какие были цены, уже негде.

И еще две картинки, в качестве бонуса.





"Танковые" часы, подаренные отцу в 1987 году. Вместе с этим самодельным деревянным корпусом. Идут точно, заводить надо раз в три дня. Не светятся. Справа - одна из моих первых поделок, выпиленных лобзиком. Весьма простая и примитивная, но и мне тогда было восемь с половиной лет. Рисунок сделал я, а надпись - сестра. Отверстия выполнены ручной дрелью, электрическую мне тогда не доверяли. Может, для раскрашивания рисунка я использовал какие-то цветные карандаши, показанные выше. Потом мы это покрыли слоем клея ПВА, он при засыхании становится прозрачным матовым, и, в отличие от лака, не растворяет надписи и рисунки, сделанные карандашом или фломастером. Фанера за годы рассохлась, и сама поделка неоднократно падала со стены, так что теперь на ней трещины.

В следующий раз расскажу о технических вещах...

карандаши, 80-е годы, 70-е годы

Previous post Next post
Up