в апреле

Apr 15, 2016 23:51

мы как-то вдруг собрались и поехали с концертом в детский дом. не ждали подходящего случая, не ждали погоды.
скрипачка со своей ученицей, я со своими двумя, включая дочу. мои неделю назад отыграли конкурс и мы сейчас в своей лучшей форме.

шел ливень и пахло тюльпанами - у людей они были охапками в руках. мы трижды меняли транспорт и исколесили всю одессу, пока не добрались до ее самого почти края, недалеко от монастыря.
этот детский дом особенный. меценаты много вкладывают сюда для того, чтобы дать детям настоящее детство.



здесь маленькие группы 6-11 человек, группы в форме солнышка с гостиной посередине и лучиками: отдельными спальнями для мальчиков и девочек, потрясающий ремонт и мебель, вообще материальная база колоссальная: работающий бассейн с водной горкой, детский городок и лабиринт, беседка с очагом и мангалом, студия изо под стеклянной крышей, большой телескоп, спортивный зал с кучей инвентаря, новые кроватки и шкафчики, укомплектованная кухня, куда детям вход свободный, а молодой повар позволяет пользоваться электроприборами и помогать в готовке. и все это не показушное, это работает, этим пользуются дети, которым везде можно, даже в подвал, в прачечную, на улицу, в магазин и т.п.

дети не пленники, не заключенные, у них ежемесячные карманные деньги, у подростков - уже на карточке, у детей помладше - наличные, они устраивают "голодные субботы" - планируют меню, закупают самостоятельно продукты и самостоятельно готовят.
дети постарше могут при желании сами приготовить себе завтрак: с вечера им оставляют масло, сыр, хлеб и молоко, они делают горячие бутерброды, если не хотят есть то, что положено им по меню: в их распоряжении микроволновка.

они учатся в обычной школе с обычными детьми. они с раннего детства вписаны в социум, а не изолированы от него.
этот детский дом - эксперимент продолжительностью пока всего в 10 лет. есть только одна выпусница, которая поступила в педучилище.
дети участвуют в археологических раскопках - у них музей с подписанными находками.
у них есть маленькая комната пушкина с приглушенным светом, плотными шторами, мебелью в старинном стиле, с комодиками и обитыми тканью диванчиками, с цветной томиной сказок пушкина, с проектором. сюда может зайти любой.
у них есть маленькая молельная комната с дорогими иконами. там всегда открыто.
из монастыря приходят монахи для воскресной школы и бесед с детьми. дети получают понимание морали в христианском контексте.



и главное - это ощущение внутри. там спокойно и тихо. там нет нервов и негатива. с тобой здороваются и улыбаются все, кого ты встретишь: от директора и завуча до работников прачечной, которые гладят детские рубашки.
хотя нет. главное - это сами дети. они открытые, не забитые, очень адекватные и коммуникабельные. у них большой словарный запас. они дадут фору многим детям из нормальных семей.



но даже находясь в таких условиях, дети все равно стремятся к семье.
"нас никто не хочет усыновлять" - сказала одна девочка моей кузьме. у кузьмы сразу полные глаза слез, но я успела ей пригрозить: "не смей!".
дети называют воспитателей - и своих, и чужих, и педагогов по живописи и музыке - мама.
и завуча, физрука, повара - папа.
"мы пытались им запретить - но они все равно нас так называют. мы смирились - у них же потребность в этом".

некоторые из этих детей родились в тюрьме.
симпатичный голубоглазый сережа ждал маму 2 марта. "мама пообещала, что придет за мной 2 марта - когда выйдет из тюрьмы" . воспитатель рассказывала, как начала загодя готовить почву для отступления: "может и не успеть к 2 марта - документы для освобождения делаются очень долго. - сколько? - может и год...".  сережа считал дни с нового года. 2 марта, конечно, никто за ним не пришел.
.. а какие есть дети славные, красивые..  не просто ухоженные, а именно красивые, раскрепощенные и очень искренние. они прикалываются над тобой, они играют и задираются.



после концерта они достали свои лучшие сервизы, мы пили чай с домашней выпечкой от воспитателей, а повар - парень лет 20 - принес тёплые слойки с творогом.
серьезный семилетний дима взял меня за руку, плотно вложил свою ручку в мою ладонь, и повел на экскурсию по дому, не отрывая руку ни на лестнице, ни в комнатах. теплое доверчивое ощущение. мне было страшно дать ему надежду.  и я не хотела быть закрытой. сложно..

я после думала, и думаю до сих пор. я смогла бы усыновить ребенка - уже подрощенного, не маленького, без тайны усыновления. но для этого нужны двое. и нужна готовность отступиться от своих дел и поставить во главу своей жизни этого ребенка - хотя бы на какой-то срок. и - да, нужна материальная база.
и пока ты будешь думать о своей готовности, или планировать увеличение своих заработков, сережа, или дима, или богдан вырастут, и ты им будешь уже не нужна.



а этот детский дом уже воюет с чиновниками. им не дают новых детей, распределяют по старорежимным детским домам.
"почему не дают? - слишком хорошее место мы занимаем, на 16 станции большого фонтана, у моря. земля дорогая".

будет трудно - пришлёшь говоруна

Previous post Next post
Up