Лекции

Aug 10, 2007 20:42

Замечательный пост shkrobius'a о странном ритуале лекций. (По-английски.)

education

Leave a comment

Comments 118

flying_bear August 11 2007, 05:14:02 UTC
Для меня, честно признаться, это всего лишь еще одно подтверждение того, что все люди разные, и чей-то крик души со стороны зачастую кажется малообъяснимым чудачеством. Наверняка, работает в обе стороны. Мне в равной мере не показались convincing аргументы против лекций... Да и что здесь может быть convincing? Все, мне кажется, в пределах индивилуальных особенностей.

Reply

sowa August 11 2007, 05:51:56 UTC
Я это обсуждал не раз, в том числе и в ЖЖ. Никто мне так и не привел убедительных аргументов в пользу лекций.

Reply

flying_bear August 11 2007, 07:44:31 UTC
Какие аргументы? Мое свидетельство, что лично для меня многие лекции были полезны - для меня аргумент. Для Вас, видимо, нет. Ну и что?

Reply

sowa August 11 2007, 08:08:11 UTC
Хорошо, я могу сказать почти то же самое - для меня были полезны некоторые лекции. (Я не знаю, сколько это - "много" - и потому ограничиваюсь надежным "некоторые".) Ну и что? В пользу чего это аргумент?

Представьте себе, что мы обсуждаем такое предложение: заменить в некотором университете лекции чтением учебников студентами и консультациями профессоров. Предлагается, чтобы студенты сначала обсуждали трудности между собой, а на долю профессора оставалось бы объяснение того, с чем никто не смог справиться.

Или, вполне реалистично - заменить некоторый лекционный курс он-лайн курсом.

Может ли ваше свидетельство служить аргументом за или против этих предложений?

Reply


bors August 11 2007, 06:00:08 UTC
Если говорить о математике, то мне казались лекции полезными лишь в одной ситуации. Я уже давно локально понимаю доказательство одной теоремы, а профессор на лекции передает свою интуицию на эту тему, благодаря чему я начинаю понимать теорему глобально.

Новый материал слушать совсем не люблю.

Reply

sowa August 11 2007, 06:10:13 UTC
Разумеется, из лекций можно извлечь пользу, такое бывает.

Ситуация, которую вы описываете, мне кажется довольно редкой. И если бы у вас была возможность спросить профессора про эту теорему, то, наверное, вы бы получили больше пользы. А у него нет времени, он готовится к лекциям и читает их. :-)

Мне кажется, что было бы гораздо полезнее, если бы студенты читали книги, а профессор ровно то же самое время, которое он читает лекции, был бы доступен для вопросов.

Reply

bors August 11 2007, 18:01:24 UTC
Все так, но есть нюансы. Когда я читаю книжку, я не могу сразу задать правильные вопросы. Более того, я не всегда знаю, что мне тут что-то непонятно, что существует объяснение, вносящее в тему ясность.
(При этом при всем вопросов появляется много, жаль, их не всегда есть кому задать)

Лекции вносят полезный элемент случайности. Я не могу выучить большую тему по математике раз и навсегда, всегда есть какие-то дыры, неполное понимание в некоторых местах, лекции могут помочь. Лекции это элемент "математической среды".

Reply

sowa August 11 2007, 22:09:59 UTC
Вы можете задать какие-то вопросы. У вас есть однокурсники, вы можете спросить их. Обсуждения с однокурсниками всегда очень полезны. Профессор мог бы посвятить все то время, которое сейчас отведено на лекции, ответам на вопросы и всяким пояснениям. Если бы студенты предварительно поработали над материалом по книге, такие сессии вопросов и ответов были бы очень полезны.

Насколько реально задавать вопросы по ходу лекции, если в аудитории 100-150 человек? А даже если и 20? Насколько это этично? Вы чего-то не поняли, и вы тормозите десятки человек.

Reply


faceless_lady August 11 2007, 06:29:49 UTC
да, очень правильно написано...
А мне казалось, что это моя личная проблема с лекциями...плохое зрение плюс постоянно отвлекаешься на лектора, как на артиста.А если он ещё и нравится...ой.
Представьте, что вам читает лекцию фемина с внешностью фотомодели, в супер-короткой юбке и при полном макияже...получится сосредоточиться?
А когда сидишь над книгой никаких таких проблем не возникает.

И потом вот это...что нельзя вернуться на предыдущую страницу и обдумать...и сразу же ответить на возникший вопрос...и приходится делать пометки, чтобы к концу лекции не забыть..и всё равно забываешь...

А студенты вокруг...кто-то болтает, кто-то жуёт, кто-то соблазнительно дремлет..играют в морской бой, чихают, выходят...

Reply

solomon2 August 11 2007, 06:39:29 UTC
>Представьте, что вам читает лекцию фемина с внешностью фотомодели, в супер-короткой юбке и при полном макияже...получится сосредоточиться?<

Стопудово! Да к такому профессору бы народ валил толпами и все сдавали на отлично.

Reply

faceless_lady August 11 2007, 06:42:25 UTC
ну...это, мне кажется, другой несколько механизм был бы задействован.. :-)

Соперничество, тщеславие, амбиции...НО...учмли бы они(студенты) предмет - по книжкам...спорю.

Reply

solomon2 August 11 2007, 06:49:47 UTC
Трудно спорить по поводу чисто о гипотетической ситуации. А вот ваш коммент, чтт девушки не могут сосредоточиться на лекциях импозантного преподавателя меня очень беспокоит и печалит ;)

Reply


mathreader August 11 2007, 11:21:48 UTC
Всего два аргумента:

1. Для чтения книги нужно гораздо больше усилий, чем для процесса понимания лекции. (Не очень понятно почему, но факт.)

2. Решается организационный момент: лекция читается "здесь и сейчас", а чтение книги можно отложить на после-после...-завтра. (В том случае, если материал не интересен.)

Оптимальным считаю такой вариант: прослушивание лекции, затем прочтение соответствующего материала по книге уже с большим пониманием, затем - задание вопросов по тому, что так и не удалось понять.

Reply

sowa August 11 2007, 22:45:52 UTC
1. То, во что вложено меньше усилий, быстрее вылетает из головы.

Так называмые хорошие лекции создают иллюзию понимания здесь и сейчас. Спустя некоторое время, часто уже к следующий лекции, обнаруживается, что понимания нет.

Убеждался в этом не один раз, и как слушатель, и как лектор.

2. Самодисциплина - вещь очень полезная не только при изучении математики. Даже лекционная система предполагает, что студенты к началу обучения в университете владеют этим искусством.

Касательно вашего оптимального варианта: даже на курсах калкулуса официальная позиция состоит в том, что студенты должны сначала знакомится с материалом по книге, потом слушать лекцию (и на этом этапе задавать вопросы), потом снова возвращаться к книге. В реальной жизни так поступают только очень немногие студенты, и вот они-то и справляются с материалом.

Reply

faceless_lady August 12 2007, 23:53:48 UTC
Так называмые "хорошие лекции" создают иллюзию понимания здесь и сейчас.

не только лекции...приватные занятия тоже. Один из моих учкников лет 10 назад жаловался, что на урове (частный урок) всё кажется ему очень простым и понятным, а когда он пытается решить заданное на дом - в голове обнаруживается полная "каша".
До тех пор я считала себя неплохим преподавателем....после - пришлось задуматься и огорчиться.
Думаю, тот есть что-то от НЛП...есть приёмы, позволяющие убедить человека в логичности каких-то часто нелогичных рассуждений.Многие хорошие ораторы(артисты) используют их чисто интуитивно, видимо...слушателям кажется, что они понимают...Это немного сродни внушению.

Reply

sowa August 13 2007, 00:32:45 UTC
А что такое НЛП?

Наверное, такое может быть и в преподавании один на один. Но в лекциях, и особенно в научных докладах это становится доминирующим методом.

Может, ваш ученик был просто недостаточно способным?

Reply


selfmade August 11 2007, 19:07:44 UTC
Интересно ваше мнение о http://ocw.mit.edu/index.html
Как бы вы сравнили OpenCourseWare с обычной учёбой в университете, и с чтением книг?

Reply

sowa August 11 2007, 22:29:11 UTC
Я слышал об этом, и сейчас посмотрел, что там есть по математике.

Мне кажется, что это просто недокниги. Сырой материал. Мне кажется, смысла в этом куда меньше, и чем в книгах, и чем в лекциях.

Reply

selfmade August 12 2007, 00:56:49 UTC
Там курсы неравномерно покрыты. Например к EECS по ряду предметов есть и лекции (видео) и лекции в виде текста и практические задания и рекомендованные книги.

Reply

sowa August 12 2007, 01:14:29 UTC
"лекции в виде текста и практические задания и рекомендованные книги."

Ну это и есть недокниги.

Что касается видеолекций, то тут широкого опыта нет. Мне этот жанр пока кажется уже совсем унылым. Я пробовал смотреть записи некоторых математических докладов. Обычно просто скучно. Театральность исчезает, и сразу становится видно, насколько медленно передается информация в начале, и насколько все скомкано в конце.

Один видео-доклад мне понравился - видеозапись (VHS) одной лекции Халмоша, распространяемая AMS. Тут проявилось преимущество (видео)записи по сравнению с реальной лекцией - когда мне захотелось продумать одно место, прежде чем идти дальше, я просто остановил VCR. Но я бы предпочел иметь тот же материал в виде текста. Им хотя бы можно было пользоваться - писать конспект перед телевизором я не в состоянии.

Reply


Leave a comment

Up