Для меня, честно признаться, это всего лишь еще одно подтверждение того, что все люди разные, и чей-то крик души со стороны зачастую кажется малообъяснимым чудачеством. Наверняка, работает в обе стороны. Мне в равной мере не показались convincing аргументы против лекций... Да и что здесь может быть convincing? Все, мне кажется, в пределах индивилуальных особенностей.
Хорошо, я могу сказать почти то же самое - для меня были полезны некоторые лекции. (Я не знаю, сколько это - "много" - и потому ограничиваюсь надежным "некоторые".) Ну и что? В пользу чего это аргумент?
Представьте себе, что мы обсуждаем такое предложение: заменить в некотором университете лекции чтением учебников студентами и консультациями профессоров. Предлагается, чтобы студенты сначала обсуждали трудности между собой, а на долю профессора оставалось бы объяснение того, с чем никто не смог справиться.
Или, вполне реалистично - заменить некоторый лекционный курс он-лайн курсом.
Может ли ваше свидетельство служить аргументом за или против этих предложений?
Если говорить о математике, то мне казались лекции полезными лишь в одной ситуации. Я уже давно локально понимаю доказательство одной теоремы, а профессор на лекции передает свою интуицию на эту тему, благодаря чему я начинаю понимать теорему глобально.
Разумеется, из лекций можно извлечь пользу, такое бывает.
Ситуация, которую вы описываете, мне кажется довольно редкой. И если бы у вас была возможность спросить профессора про эту теорему, то, наверное, вы бы получили больше пользы. А у него нет времени, он готовится к лекциям и читает их. :-)
Мне кажется, что было бы гораздо полезнее, если бы студенты читали книги, а профессор ровно то же самое время, которое он читает лекции, был бы доступен для вопросов.
Все так, но есть нюансы. Когда я читаю книжку, я не могу сразу задать правильные вопросы. Более того, я не всегда знаю, что мне тут что-то непонятно, что существует объяснение, вносящее в тему ясность. (При этом при всем вопросов появляется много, жаль, их не всегда есть кому задать)
Лекции вносят полезный элемент случайности. Я не могу выучить большую тему по математике раз и навсегда, всегда есть какие-то дыры, неполное понимание в некоторых местах, лекции могут помочь. Лекции это элемент "математической среды".
Вы можете задать какие-то вопросы. У вас есть однокурсники, вы можете спросить их. Обсуждения с однокурсниками всегда очень полезны. Профессор мог бы посвятить все то время, которое сейчас отведено на лекции, ответам на вопросы и всяким пояснениям. Если бы студенты предварительно поработали над материалом по книге, такие сессии вопросов и ответов были бы очень полезны.
Насколько реально задавать вопросы по ходу лекции, если в аудитории 100-150 человек? А даже если и 20? Насколько это этично? Вы чего-то не поняли, и вы тормозите десятки человек.
да, очень правильно написано... А мне казалось, что это моя личная проблема с лекциями...плохое зрение плюс постоянно отвлекаешься на лектора, как на артиста.А если он ещё и нравится...ой. Представьте, что вам читает лекцию фемина с внешностью фотомодели, в супер-короткой юбке и при полном макияже...получится сосредоточиться? А когда сидишь над книгой никаких таких проблем не возникает.
И потом вот это...что нельзя вернуться на предыдущую страницу и обдумать...и сразу же ответить на возникший вопрос...и приходится делать пометки, чтобы к концу лекции не забыть..и всё равно забываешь...
А студенты вокруг...кто-то болтает, кто-то жуёт, кто-то соблазнительно дремлет..играют в морской бой, чихают, выходят...
Трудно спорить по поводу чисто о гипотетической ситуации. А вот ваш коммент, чтт девушки не могут сосредоточиться на лекциях импозантного преподавателя меня очень беспокоит и печалит ;)
1. Для чтения книги нужно гораздо больше усилий, чем для процесса понимания лекции. (Не очень понятно почему, но факт.)
2. Решается организационный момент: лекция читается "здесь и сейчас", а чтение книги можно отложить на после-после...-завтра. (В том случае, если материал не интересен.)
Оптимальным считаю такой вариант: прослушивание лекции, затем прочтение соответствующего материала по книге уже с большим пониманием, затем - задание вопросов по тому, что так и не удалось понять.
1. То, во что вложено меньше усилий, быстрее вылетает из головы.
Так называмые хорошие лекции создают иллюзию понимания здесь и сейчас. Спустя некоторое время, часто уже к следующий лекции, обнаруживается, что понимания нет.
Убеждался в этом не один раз, и как слушатель, и как лектор.
2. Самодисциплина - вещь очень полезная не только при изучении математики. Даже лекционная система предполагает, что студенты к началу обучения в университете владеют этим искусством.
Касательно вашего оптимального варианта: даже на курсах калкулуса официальная позиция состоит в том, что студенты должны сначала знакомится с материалом по книге, потом слушать лекцию (и на этом этапе задавать вопросы), потом снова возвращаться к книге. В реальной жизни так поступают только очень немногие студенты, и вот они-то и справляются с материалом.
Так называмые "хорошие лекции" создают иллюзию понимания здесь и сейчас.
не только лекции...приватные занятия тоже. Один из моих учкников лет 10 назад жаловался, что на урове (частный урок) всё кажется ему очень простым и понятным, а когда он пытается решить заданное на дом - в голове обнаруживается полная "каша". До тех пор я считала себя неплохим преподавателем....после - пришлось задуматься и огорчиться. Думаю, тот есть что-то от НЛП...есть приёмы, позволяющие убедить человека в логичности каких-то часто нелогичных рассуждений.Многие хорошие ораторы(артисты) используют их чисто интуитивно, видимо...слушателям кажется, что они понимают...Это немного сродни внушению.
Там курсы неравномерно покрыты. Например к EECS по ряду предметов есть и лекции (видео) и лекции в виде текста и практические задания и рекомендованные книги.
"лекции в виде текста и практические задания и рекомендованные книги."
Ну это и есть недокниги.
Что касается видеолекций, то тут широкого опыта нет. Мне этот жанр пока кажется уже совсем унылым. Я пробовал смотреть записи некоторых математических докладов. Обычно просто скучно. Театральность исчезает, и сразу становится видно, насколько медленно передается информация в начале, и насколько все скомкано в конце.
Один видео-доклад мне понравился - видеозапись (VHS) одной лекции Халмоша, распространяемая AMS. Тут проявилось преимущество (видео)записи по сравнению с реальной лекцией - когда мне захотелось продумать одно место, прежде чем идти дальше, я просто остановил VCR. Но я бы предпочел иметь тот же материал в виде текста. Им хотя бы можно было пользоваться - писать конспект перед телевизором я не в состоянии.
Comments 118
Reply
Reply
Reply
Представьте себе, что мы обсуждаем такое предложение: заменить в некотором университете лекции чтением учебников студентами и консультациями профессоров. Предлагается, чтобы студенты сначала обсуждали трудности между собой, а на долю профессора оставалось бы объяснение того, с чем никто не смог справиться.
Или, вполне реалистично - заменить некоторый лекционный курс он-лайн курсом.
Может ли ваше свидетельство служить аргументом за или против этих предложений?
Reply
Новый материал слушать совсем не люблю.
Reply
Ситуация, которую вы описываете, мне кажется довольно редкой. И если бы у вас была возможность спросить профессора про эту теорему, то, наверное, вы бы получили больше пользы. А у него нет времени, он готовится к лекциям и читает их. :-)
Мне кажется, что было бы гораздо полезнее, если бы студенты читали книги, а профессор ровно то же самое время, которое он читает лекции, был бы доступен для вопросов.
Reply
(При этом при всем вопросов появляется много, жаль, их не всегда есть кому задать)
Лекции вносят полезный элемент случайности. Я не могу выучить большую тему по математике раз и навсегда, всегда есть какие-то дыры, неполное понимание в некоторых местах, лекции могут помочь. Лекции это элемент "математической среды".
Reply
Насколько реально задавать вопросы по ходу лекции, если в аудитории 100-150 человек? А даже если и 20? Насколько это этично? Вы чего-то не поняли, и вы тормозите десятки человек.
Reply
А мне казалось, что это моя личная проблема с лекциями...плохое зрение плюс постоянно отвлекаешься на лектора, как на артиста.А если он ещё и нравится...ой.
Представьте, что вам читает лекцию фемина с внешностью фотомодели, в супер-короткой юбке и при полном макияже...получится сосредоточиться?
А когда сидишь над книгой никаких таких проблем не возникает.
И потом вот это...что нельзя вернуться на предыдущую страницу и обдумать...и сразу же ответить на возникший вопрос...и приходится делать пометки, чтобы к концу лекции не забыть..и всё равно забываешь...
А студенты вокруг...кто-то болтает, кто-то жуёт, кто-то соблазнительно дремлет..играют в морской бой, чихают, выходят...
Reply
Стопудово! Да к такому профессору бы народ валил толпами и все сдавали на отлично.
Reply
Соперничество, тщеславие, амбиции...НО...учмли бы они(студенты) предмет - по книжкам...спорю.
Reply
Reply
1. Для чтения книги нужно гораздо больше усилий, чем для процесса понимания лекции. (Не очень понятно почему, но факт.)
2. Решается организационный момент: лекция читается "здесь и сейчас", а чтение книги можно отложить на после-после...-завтра. (В том случае, если материал не интересен.)
Оптимальным считаю такой вариант: прослушивание лекции, затем прочтение соответствующего материала по книге уже с большим пониманием, затем - задание вопросов по тому, что так и не удалось понять.
Reply
Так называмые хорошие лекции создают иллюзию понимания здесь и сейчас. Спустя некоторое время, часто уже к следующий лекции, обнаруживается, что понимания нет.
Убеждался в этом не один раз, и как слушатель, и как лектор.
2. Самодисциплина - вещь очень полезная не только при изучении математики. Даже лекционная система предполагает, что студенты к началу обучения в университете владеют этим искусством.
Касательно вашего оптимального варианта: даже на курсах калкулуса официальная позиция состоит в том, что студенты должны сначала знакомится с материалом по книге, потом слушать лекцию (и на этом этапе задавать вопросы), потом снова возвращаться к книге. В реальной жизни так поступают только очень немногие студенты, и вот они-то и справляются с материалом.
Reply
не только лекции...приватные занятия тоже. Один из моих учкников лет 10 назад жаловался, что на урове (частный урок) всё кажется ему очень простым и понятным, а когда он пытается решить заданное на дом - в голове обнаруживается полная "каша".
До тех пор я считала себя неплохим преподавателем....после - пришлось задуматься и огорчиться.
Думаю, тот есть что-то от НЛП...есть приёмы, позволяющие убедить человека в логичности каких-то часто нелогичных рассуждений.Многие хорошие ораторы(артисты) используют их чисто интуитивно, видимо...слушателям кажется, что они понимают...Это немного сродни внушению.
Reply
Наверное, такое может быть и в преподавании один на один. Но в лекциях, и особенно в научных докладах это становится доминирующим методом.
Может, ваш ученик был просто недостаточно способным?
Reply
Как бы вы сравнили OpenCourseWare с обычной учёбой в университете, и с чтением книг?
Reply
Мне кажется, что это просто недокниги. Сырой материал. Мне кажется, смысла в этом куда меньше, и чем в книгах, и чем в лекциях.
Reply
Reply
Ну это и есть недокниги.
Что касается видеолекций, то тут широкого опыта нет. Мне этот жанр пока кажется уже совсем унылым. Я пробовал смотреть записи некоторых математических докладов. Обычно просто скучно. Театральность исчезает, и сразу становится видно, насколько медленно передается информация в начале, и насколько все скомкано в конце.
Один видео-доклад мне понравился - видеозапись (VHS) одной лекции Халмоша, распространяемая AMS. Тут проявилось преимущество (видео)записи по сравнению с реальной лекцией - когда мне захотелось продумать одно место, прежде чем идти дальше, я просто остановил VCR. Но я бы предпочел иметь тот же материал в виде текста. Им хотя бы можно было пользоваться - писать конспект перед телевизором я не в состоянии.
Reply
Leave a comment