Блеск и нищета Рыбинска. Часть 2. Что стало

Feb 21, 2024 02:36

В последние годы исторический центр Рыбинска, города с населением почти 200 тыс. человек, подвергся масштабной реконструкции, и теперь он напоминает зажиточный русский купеческий городок XIX века.





Особенно видны изменения туристам, кто регулярно бывает в Рыбинске. Как выглядел центр города до реконструкции можно посмотреть в 1 части рассказа - Что было.



Дом с нижним этажом цвета бедра напуганной Барби (фото 2016 года), через три года позеленел, и внезапно стал очень красив.









Кроме улицы Крестовой, изменения в сторону прошлого лучше всего видны на улице Стоялой.









Улица Стоялая выводит путешественников к Волге, а в сквере можно увидеть бюст адмиралу Ушакову - человеку, память о котором бережно хранят в Рыбинске.





Если попытаться разобраться в разительных переменах, случившихся в центре отдельно взятого провинциального города, выясняется, что за ними стоит инициатива одного творческого человека.



Музыкант и предприниматель Дмитрий Кузнецов в 2017 году предложил властям Рыбинска преобразить городскую среду и привлечь туристов с помощью ретро-вывесок.



С тех пор около 300 кафе, магазинов, аптек и офисов крупных компаний, в том числе ВТБ, «ВкусВилла», «Магнита» в Рыбинске сменили вывески на стилизованные под старину.



Сначала власти весьма жестко требовали от владельцев заведений менять уличные конструкции, что учитывая использование материалов, идентичных вывескам позапрошлого века, весьма недешевое удовольствие.



Оргстеклом и пластиком (даже с подсветкой!) их не заменишь!



Что интересно, по мере преображения центра города, которое бы я назвал «Назад в прошлое!», многие предприниматели сами включились в игру.



Это только в данном рассказе фотографии и события меняют друг друга со скоростью клика мыши.



В реальной жизни эти процессы потребовали несколько лет согласований и выработки правил игры.



В 2015 году Дмитрий Кузнецов разрабатывал афишу для спектакля, стилизованную под старину. Чтобы вдохновиться, он решил изучить старые фотографии городов, и его очаровали купеческие вывески XIX века. «Я подумал: попасть в то время я не могу, но вот бы заменить в Рыбинске все пластиковые вывески на сделанные по старинным технологиям», - вспоминает он.



Летом 2019 года уже можно было говорить о необратимых изменениях в облике исторического центра.



Но понадобится еще несколько лет, прежде чем картина преображения станет полной.



Только через шесть лет после старта проекта Дмитрий Кузнецов стал известным и уважаемым человеком в Рыбинске. К нему на улице теперь подходят незнакомцы и благодарят - теперь город выглядит так, что можно без декораций снимать кино про XIX век.





История с вывесками стала импульсом, после которого стало происходить глобальное преображение центральных улиц: на них уложили брусчатку, отремонтировали фасады, убрали под землю коммуникации, установили стилизованные фонари и уменьшенные дорожные знаки. Причем многие работы провели за счет местного бюджета и малого бизнеса.



Проект начали реализовывать с центральной Красной площади Рыбинска: первые стилизованные вывески сделали из пластика, что огорчало Кузнецова. Он уверен, что их должен создавать художник или ремесленник из натуральных материалов, так же как в XIX веке - из дерева, металла или камня.



Открытие новых вывесок превратилось в отдельное шоу: их завешивали темной тканью, а в день открытия эффектно дергали за шнурок. На одной из конструкций - «Хлебный гостинный дворъ» Дмитрий намеренно сделал ошибку, чтобы «вызвать скандальчик».



По правилам современного русского языка в слове «гостиный» - одна буква «н», но до революции в этом контексте писали две, уверяет Кузнецов. В результате о «возмутительной ошибке» написали все ярославские СМИ, и о проекте узнала широкая аудитория.



До революции в России использовали около 1500 шрифтов, живопись, резьбу по дереву. Заниматься вывесками не гнушались известные художники, такие как Борис Кустодиев и Нико Пиросмани.



В администрации Рыбинска разработали требования к вывескам, в которых оговаривались разрешенные цвета (приглушенные природные оттенки), материалы, шрифты, орфография. «Декор должен соответствовать образцам XIX - начала XX веков», - говорится в документе. Центр города попал в зону «особого информационного контроля»: от владельцев зданий и арендаторов потребовали убрать весь визуальный мусор вроде рекламных щитов с фасадов и объявлений с витрин. Для нарушителей ввели штрафы - до 100 000 рублей.



Особого рассказа заслуживает процесс создания и согласования вывески для магазина «Магнит Косметик» в стиле модерн.



По словам Кузнецова, он длился почти два года, в него были вовлечены топ-менеджеры торговой сети на федеральном уровне. В пресс-службе «Магнита» сообщили, что «обновление внешнего вида магазина способствовало улучшению бизнес-показателей - динамика роста продаж у него на 10 п. п. выше, чем в других магазинах сети в Рыбинске».





Должен признать, «Магнит Косметик» на Крестовой улице - одна из ключевых знаковых локаций центра города. Не заметить этот магазин просто невозможно.



Гораздо скромнее смотрится вывеска Мытного рынка - реального портала в 90-е годы прошлого века со всеми атрибутами суровой и беспощадной торговли провинциального города.







Среди предпринимателей после решения администрации о массовой смене вывесок поднялась волна недовольства, - менять конструкции им предложили за свой счет.





Только на улице Крестовой арендаторы и собственники зданий, по данным администрации города, в 2019 году потратили 5,4 млн рублей на новые вывески, ремонт фасадов и оформление витрин.



«Хорошее дело так обычно не преподносят, требование было довольно жестким - мол, куда вы денетесь!» - вспоминает Ирина Шереметьева, владелица кафе «12 стульев» на улице Стоялой. Письмо с новыми предписаниями она выбросила, после этого ее лично приглашал на беседу мэр и пытался уговорить. Но ресторатор к тому моменту только установила новую вывеску, и менять ее не собиралась.



Спустя некоторое время владелица «12 стульев» признала, что была не права. «Я шла по нашей улице, на которой уже появились красивые вывески, и подумала: «Вот же я идиотка! Как теперь наша вывеска портит общую картину», - смеется Ирина.



И в итоге заказала Дмитрию Кузнецову новую конструкцию.



В общей сложности за шесть лет в исторической части Рыбинска появилось 285 стилизованных вывесок.



В преобразившийся Рыбинск поехали туристы, а доходы города от туризма, по заявлению администрации, за пять лет выросли в 4,5 раза, составив около 1 млрд рублей в год.



«С 2018 года поток уникальных экскурсантов в Рыбинске увеличился со 144 000 до 300 000 человек», - рассказали в администрации города. Самый большой скачок произошел после пандемии - число поездок в 2021-м выросло на 144% по сравнению с предыдущим годом, а туристы потратили в городе на 198% больше - 704 млн. рублей (только по данным Сбербанка). Летом гостиницы заполнены, мест не хватает, поэтому в городе строится пять новых отелей.



В рассказе использованы фотографии Рыбинска 2016, 2019 и 2021 годов.
В тексте использованы материалы редакции Forbes проекта «Местные. Предприниматели, меняющие Россию» 2023 года.

Россия, путешествия, Волга, Ярославская область, Рыбинск

Previous post Next post
Up