Статья о снукере, часть 1

Mar 02, 2017 22:53

Я знаком со снукером уже довольно много лет. Я даже ездил на снукер в Англию: фотографии и текстовый отчет. Теперь же я написал статью-рассуждение о снукере. Она под катом. Два предупреждения. Во-первых, букв ОЧЕНЬ много. А во-вторых, если вы "вляпаетесь" в снукер, это будет надолго, хотя вряд ли вы об этом пожалеете. Желаю приятного чтения!

Кстати, для наглядности, так выглядит снукерный стол (картинка из Википедии).





Снукер - это лишь одна из многих бильярдных игр (которые предполагают удар кием по шарам на специальном столе, на котором не всегда есть лузы), но, пожалуй, самая интересная из них, со своими простыми и сложными моментами. Конечно, в своем основании снукер - это игра и развлечение, но современный профессиональный снукер - это спорт высших достижений, требующий от игроков высочайшего мастерства и постоянных длительных и тяжелых тренировок. В этой заметке будет рассказано о правилах и особенностях этой игры.

Снукер - это что-то среднее между теннисом и шахматами (все эти виды спорта роднит игра двух соперников). Снукер требует почти таких же мышления и расчетов, как шахматы; а физической подготовки - не намного меньше, чем в теннисе (хотя с первого взгляда это и не заметно). Кроме того, так же как и в теннисе, профессиональный снукерный матч состоит не из одного фрейма (партии или сета). А еще нередко имеет значение, какой рукой (правой или левой) ведет игру участник, и насколько хорошо он играет другой рукой. Выигрыши ведущих снукеристов меньше, чем в теннисе (или гольфе), но вполне сопоставимы с шахматами. В снукере, как и в шахматах, можно рассчитывать рейтинг ЭЛО, но этого не делается, видимо, в виду определенной замкнутости снукерного сообщества: профессиональных игроков в снукер куда меньше, чем гроссмейстеров в шахматах, а разница между профессионалом и любителем в снукере гораздо больше, чем в шахматах. По сложности организации снукер гораздо проще тенниса (или гольфа), но, конечно, сложнее шахмат. Однако экипировка для игры в снукер достаточно дешева - требуется только кий, пара удлинителей для него и такой расходный материал, как мелок (чтобы мелить наклейку кия). Правда, игровой стол требуется особенный; о его размерах и разметке будет сказано далее.

Снукер был изобретен во второй половине 19-го века английскими колонистами в Индии. Известны даже точные дата и имя изобретателя - 17 апреля 1875 года, город Джабалпур, Невилл Фрэнсис Фицджеральд Чемберлен (тогда старший лейтенант, впоследствии кавалер Ордена Бани и Королевского Викторианского ордена). Правила игры официально установлены в начале 20-го века; первый Чемпионат мира прошел в 1927 году. До середины 1960-х годов из-за своих особенностей (важности разного цвета шаров) снукер не пользовался особой популярностью; с возникновением же цветного телевидения снукер стал активно развиваться, хотя из-за этих особенностей снукер все еще уступает в популярности другим видам бильярда. Ныне он популярен, любим и уважаем на Британских островах (в Великобритании и Ирландии), а также в Китае; в других странах интерес к снукеру не очень большой, но кто заинтересовался снукером, полюбил его - тот навсегда сохранит этот интерес и любовь. В России снукер любят зрители спутникового телеканала «Евроспорт» (поэтому, на мой взгляд, наличие этого канала необходимо и обязательно для всех телеоператоров).

Размеры игрового стола для снукера самые большие в бильярде: 3,5 метра в длину; 1,75 метра в ширину (правильнее, 12 футов на 6 футов). Это указаны параметры стола от одного до другого края, тогда как размеры игрового поля несколько меньше, но все равно стол очень велик - и широк и длинен. Практически все расстояния в снукере измеряются в английской системе мер - в футах и дюймах (фут составляет 12 дюймов или 304,8 мм; дюйм - 2,54 см, что примерно соответствует ширине большого пальца руки). В основе стола лежит графитовая плита толщиной 60 миллиметров, придающая столу максимальную устойчивость, и его общий вес составляет 2 тонны. Так как строго горизонтально установить стол трудно, даже на крупнейших профессиональных турнирах случаются погрешности в его установке (составляющие, возможно, доли миллиметра). Из-за этого стол, как говорят специалисты, «ведет», и из-за этого искажается  движение шаров, то есть оно оказывается не прямолинейным. На столе натянуто сукно зеленого цвета с зачесом ворса в сторону дальнего (черного) короткого борта. Зачес сукна нужно учитывать, так как он мешает или помогает движению шаров.

Стол должен быть размечен специальным образом; обычно разметка стола делается мелом. На расстоянии 29 дюймов от ближнего к игрокам и зрителям в зале короткого борта рисуется так называемая болкерная линия, на которой (в сторону ближнего борта) рисуется полукруг - сектор D диаметром 11 дюймов. Центр диаметра этого полукруга (на болкерной линии) является отметкой коричневого шара; в месте касания полукруга и болкерной линии слева находится точка жёлтого шара, справа - зеленого. В центре стола рисуется отметка синего шара, а точно по середине между этой отметкой и дальним бортом делается отметка розового шара, за которым, в сторону дальнего борта, устанавливается пирамида красных шаров. Под пирамидой на расстоянии 12 дюймов от дальнего борта ставится отметка черного шара.

Традиционно камеры, показывающие снукерный матч, расположены со стороны черного шара, вдали от болкерной линии (тогда как зрители в зале сидят наоборот, и черный шар от них далеко, в болкерная линия близко). Следовательно, дальний по букве правил борт становится ближним для телезрителей; иначе его называют «черный борт», так как ближе всех к нему расположен черный шар. Исходя из этого, ближние к черному борту и телезрителям угловые и средние лузы называются, соответственно, левыми и правыми угловыми и средними. Дальние же угловые лузы в обиходе именуются по названиям ближайших к ним цветных шаров - дальняя левая угловая называется «желтой», а правая - «зеленой». На профессиональных турнирах действует правило: место игрока с более высоким рейтингом располагается напротив желтой лузы, тогда как игрока с более низким рейтингом - напротив зеленой; если же игроки сидят рядом друг с другом, то место игрока с более высоким рейтингом находится левее, если смотреть фронтально.

В соответствии с правилами профессионального снукера, в помещении, в котором идет игра, не должно быть окон, в помещение не должен проникать дневной свет (надо заметить, что точно такие же требования предъявляются к игральным залам в казино). Освещается снукерный стол мощной лампой, закрепленной над столом. Кроме того, стол специальным образом подогревается: температура поверхности составляет около 40 градусов.

Размер шаров в снукере 52,5 миллиметра, точный размер луз в правилах не сообщается: он должен просто соответствовать принятым стандартам, а они таковы, что луза получается почти в 2 раза больше шара. Такой размер луз позволяет играть шары, находящиеся близко к борту (и даже прижатые к нему), что невозможно в русском бильярде. Таки образом просто забить шар в лузу не очень трудно, однако, несмотря на кажущуюся простоту, маленькие размеры шаров и большие размеры стола создают немалые (хотя и не самые серьезные) проблемы при игре. Из-за этого же снукер совершенно не сочетается с русским бильярдом, где все наоборот - шары большие, а лузы маленькие.

В снукере 21 шар - 15 красных шаров (изначально стоящих в форме пирамиды) и 6 цветных шаров (в начале игры стоящих на своих отметках). Кроме того, есть биток белого цвета, и только по нему можно ударять кием. Двукратный удар по битку запрещен, называется «пропих» и ведет к фолу (ошибке со штрафом). Битком обязательно нужно попасть в правильный прицельный шар, при отсутствии такого попадания после остановки битка тоже объявляется фол. Игроки по очереди подходят к столу и совершают удары, пока кто-то не забьет в лузу правильный прицельный шар, которым в начале любого подхода к столу всегда является красный, а при отсутствии красных на столе - самый дешевый из оставшихся цветных. Самый первый удар во фрейме называется «начальный удар» или просто «подбой», и его невозможно сделать таким образом, чтобы сразу забить красный шар (в отличие, например, от пула).

Если красный забит без нарушения правил, игрок должен делать следующий удар по одному из шести цветных шаров, и в этом состоит одно из основных правил снукера: игра шаров с чередованием «красный - цветной». Если прицельный цветной при этом очевиден, его не нужно называть; если же есть сомнения в том, по какому шару будет вестись игра, то цветной шар нужно заказывать (и за попадание по другому цветному, или по красному, разумеется, следует фол). Если ошибок при забитии правильного прицельного шара не совершено, игрок получает за него очки в соответствии со стоимостью шаров: красный - 1 очко, желтый - 2, зеленый - 3, коричневый - 4, синий - 5, розовый - 6 и черный - 7.

Еще важно то, что при ударе по красному шару допускается падение в лузу любого количества красных шаров - и за каждый из них будет дано по одному очку. Если же вместе с красным падает цветной (или биток) - назначается штраф, и очки за упавшие шары не зачисляются. При ударе по цветному забивать можно только один цветной; если в лузу упадет любой другой шар - очки тоже не будут начислены и будет назначен штраф. Подробнее о штрафах будет сказано далее.

Когда игрок после забитого красного играет по цветному и забивает его - он продолжает свой подход, и снова бьет по красному, продолжая чередовать забитие красных и цветных шаров. При этом забитые в лузу красные шары так и остаются там до конца фрейма, а забитые цветные выставляются обратно на стол на свою отметку. Если отметка цветного шара по какой-то причине занята прикатившимся (или выставленным) на нее другим шаром, то цветной выставляется на самую дорогую из свободных отметок, а если свободных точек нет вообще - то как можно ближе к своей отметке со стороны черного борта.

Несколько шаров, забитых в соответствии с правилами при одном подходе, называются «серия» или «брейк». Чтобы такая игра была возможна, от игрока требуется совершать так называемые выходы, то есть не просто ударять по битку, чтобы забить прицельный шар, но ударять так, чтобы после этого биток выкатился на удачную и простую позицию для следующего удара. Вероятно, именно необходимость постоянно делать выходы составляет главную сложность снукера. Об этом подробно будет рассказано далее.

Если же правильный прицельный шар не забит, удар переходит к сопернику, и он снова должен бить по красному, независимо от того, на каком шаре (красном или цветном) потерпел неудачу его соперник. Таким образом, первый удар в подходе всегда совершается по красному шару, если красные остались на столе. Когда все красные шары заканчиваются, то игра продолжается на цветных, которые играются в порядке возрастания их стоимости, и в этом случае забитые цветные на стол уже не возвращаются.

Партия (фрейм) заканчивается, когда забиты все шары, или после забитого розового преимущество одного из игроков больше 7 очков (стоимости черного шара). Побеждает во фрейме тот, кто набрал больше очков, чем соперник. Важным понятием здесь является «фрейм-болл», то есть шар, после забития которого сопернику бьющего не хватает оставшихся на столе очков для того, чтобы выиграть фрейм (если его противник не совершит ошибку). После того, как фрейм-болл сыгран, игрок может позволить себе не особо стараться, не забивать дальше и закончить фрейм, но правила игры (да и просто хорошего тона) обязывают его продолжать подход далее; не обязательно забивать только последний черный шар. И это понятно: играть, зная, что взял фрейм, легче, чем под напряжением, так что игра идет в более расслабленном состоянии и с все нарастающей уверенностью игрока в самом себе.

Оставшееся (имеющееся) на столе количество очков - это очень важный момент в снукере. Число оставшихся очков считается по формуле - красные через черный плюс все цветные шары. Например, если на столе остались два красных шара, то число очков, которые можно набрать - 16+27=43, то есть два раза нужно сыграть красный с черным - это 16 очков, а потом все цветные, это 27 очков. Приведем расчет количества оставшихся на столе очков для разного количества шаров. Если остались два шара - розовый и черный - то на столе 13 очков; если остались синий, розовый и черный - 18 очков. При добавлении к ним коричневого шара - 22 очка, с зеленым - 25 очков, а с желтым (то есть когда на столе все 6 цветных) - 27 очков. Далее по количеству красных шаров (при условии игры «красный - черный»): 1 красный - 35 очков, 2 красных - 43 очка, 3 красных - 51 очко, 4 красных - 59 очков, 5 красных - 67 очков; 6 красных - 75 очков; 7 красных - 83 очка; 8 красных - 91 очко; 9 красных - 99 очков и так далее. Таким образом, не трудно подсчитать, что абсолютным максимумом очков, которые можно набрать за один фрейм, является 147 очков (но такое случается очень редко).

Многие фреймы заканчиваются большой серией одного из игроков (не обязательно трехзначной), тогда как его сопернику вовсе не удается набрать ни одного очка. Но нередко что-то мешает игроку сделать большую серию, или у его соперника во фрейме тоже был набраны какие-то очки. В этом случае, если преимущество лидера партии велико, соперник не будет выходить к столу. Но если преимущество небольшое, обычно от 1 до 12 очков (но может быть и больше), соперник, скорее всего, попробует отыграться. Сделать это можно путем постановки снукеров.

Снукером (в честь чего названа сама игра) является позиция, при которой прицельный шар не находится для битка в зоне прямой видимости. Если следовать букве правил, снукером считается позиция, при которой прицельный шар не виден полностью (даже для самого тонкого или слабого попадания битком) с двух сторон. В реальной же игре снукером называется ситуация, когда какие-либо шары не позволяют достать прицельный шар прямым ударом (то есть нужно играть или обводящим или через борт). Соответственно, снукер затрудняет удар и может привести к неправильному попаданию и штрафу.

Штраф в снукере начисляется в пользу соперника игрока, который допустил ошибку. Обычный штраф - 4 очка (в пользу соперника), но при ошибке на синем, розовом или черном штраф приносит столько очков, сколько стоит шар, на котором совершена ошибка.

Важный момент: если после ошибки одного игрока, биток приходит в снукер (именно соответствующий правилам), то назначается свободный шар. То есть любой цветной шар (его нужно заказать) можно играть, как красный - в случае забития он будет стоить 1 очко. Потом снова надо будет играть любой цветной шар, и далее - по основному правилу «красный - цветной». Именно игра со свободным шаром позволяет набрать серию свыше официальной максимальной в 147 очков. И еще одно замечание: нельзя ставить снукер за шар, выбранный в качестве свободного.

Если же после того, как сыграны все шары, число очков у игроков одинаковое - назначается переигровка на черном шаре, который выставляется на свою отметку, а биток ставится в любую точку сектора «D». Таким образом, ничьей в снукерном фрейме быть не может. Независимо от того, кто забил черный, сравняв счет, и кто начинал партию, между игроками проходит жеребьевка за право первого удара по черному шару. Обычно первый удар считается преимуществом, но в этой ситуации победивший в жеребьевке обычно отдает первый удар сопернику. Теоретически можно забить черный с первого удара, но даже профессионалам это удается не часто; кроме того, такой удар связан со значительным риском оставить черный около лузы, в простой для соперника позиции, а переигровка риска не допускает и требует именно точной обороны. А побеждает во фрейме при переигровке тот, кто забил черный шар, или соперник того, кто уронил в лузу биток.

Если игрок (разумеется, в соответствии с правилами) забил все шары, которые были на столе, это называется «клиренс» (clearance). Если игрок забил все шары во фрейме, начиная с первого (то есть сделал 36 точных ударов), это называется «тотал клиренс» (total clearance). Подобное является большой редкостью но, к сожалению, мне так и не удалось найти никакой статистики об этом. Тотал клиренс со свободным шаром составляет 38 точных ударов, но такая серия в официальном матче есть у трех-четырех игроков. Многие зрители ждут серий со свободным шаром, превышающих максимальную. Однако такая серия - чистый плод труда игрока, но и воля случая (необходимо, чтобы до первого забитого красного появился свободный шар), что несколько снижает ее ценностью.

Суть снукера - с одной стороны, в серийности (умении строить серии), а с другой стороны, в позиционной борьбе и постановке снукеров, и этим он довольно сильно отличается от других бильярдных игр. Необходимо мыслить на несколько ходов вперед, и не только забивать шары в лузы, но и делать удобные выходы на следующие прицельные шары. Точность удара должна быть очень высокая, иначе проблем не избежать. Иногда неправильное попадание с ошибкой в 2 - 3 миллиметра может привести к серьезным отклонениям от задуманного и поставить продолжение серии (или безопасность отыгрыша) под вопрос. Необходимая точность достигается ежедневными многочасовыми тренировками в течение многих лет, и все игроки, выступавшие на рейтинговых турнирах - это профессионалы высшего класса, которые посвятили снукеру всю свою жизнь с детства.

Любители снукера делятся на две категории - одни очень любят яркие и большие серии, а другие предпочитают позиционную игру, сложные и требующие особой точности ударов или нестандартных решений снукеры. А игроки, скорее наоборот - одни не любят позиционную игру (хотя все равно ведут ее довольно точно), а другие сильны в позиционной игре и не очень серийны (хотя могут сделать хорошую серию). На главных турнирах, например, Чемпионате мира или Чемпионате Великобритании, побеждают те, кто равно безупречно и великолепно играет в обоих компонентах снукера.

Вообще, для тех, кто хочет что-то понимать в снукере, важно запомнить одну простую вещь: забить в лузу шар не очень трудно (особенно профессионалу) - главная сложность именно в качественном выходе. Даже небольшая погрешность в выходе резко затрудняет продолжение серии. Именно постоянная необходимость делать выходы и приводит к большинству ошибок при забивании шаров и к особой сложности игры в снукер. Чтобы сделать успешный выход игрокам зачастую приходится настолько усложнять удар, что биток после соударения с прицельным в этом ходе шаром, касается другого шара, касается трех бортов стола, и только потом приходит в точку, с которой будет совершаться следующий удар. И выход - это столь же необходимая цель для игрока, как забивание шара. Таким образом, игрок должен рассуждать примерно так: «Я бесспорно забиваю прицельный шар. В какую область мне надо при этом вывести биток, чтобы точно забить следующий шар, а так же иметь возможность сделать хороший выход на последующий шар?»

Из-за необходимости постановки выхода бывают случаи, что игрок не забил прицельный шар, а выход сделал. При этом удар, естественно, переходит к его сопернику, который играет с относительно простой позиции и после этого может вообще выиграть весь фрейм. Такие случаи происходят весьма часто: игрок готовит удобную позицию для себя, но пользуется ею его соперник. Даже когда играется фрейм-болл, игрок старается сделать выход, чтобы продолжать забивать дальше, и чтобы соперник не имел шансов отыграться через постановку снукера. Но нередко фрейм-болл забить не удается, и именно из-за того, что игрок искал выход на следующий шар. То есть создается впечатление, что некоторые игроки вообще не умеют играть без выходов, несмотря на всю сложность его получения.

Местоположение цветных шаров примерно известно, и зачастую оно одно и то же, что несколько облегчает их забитие. При этом еще стоит помнить, что для продолжения серии совершенно не важно, сколько очков стоит цветной шар; и необходимо играть более дешевый шар, обеспечивающий лучший выход, а не дорогой, с которого выходить некуда. Местоположение красных шаров, в общем, случайно, и как раз это вносит в игру значительные трудности. Отдельные трудности добавляет еще и то, что красные могут перекрывать цветным путь в лузу, а также одни красные могут создавать препятствия другим. Но игроки очень хорошо управляют битком, что позволяет подвигать неудобные шары, открывать путь другим шарам и таким образом находить продолжение серии. А забитие с точек любых цветных шаров специально тщательно тренируется. Если игрок не забивает цветной с точки - это говорит о том, что в данный момент этот игрок  чувствует себя не самым лучшим образом.

Разумеется, в снукере, в отличие, скажем, от шахмат, существует элемент случайности. Кому-то больше везет с позицией, с раскатом шаров после не самых хороших подбоев, с падением случайных шаров, за которым следует серия. Другим же как раз сильно не везет, шары не забиваются, не так раскатываются. Есть мнение, что везет сильнейшим, хотя это не всегда так. Впрочем, каждому игроку в разное время в равной степени везет или не везет, так что чистых везунчиков или патологических неудачников в снукере нет. И большие победы никогда не достигаются везением - они достигаются только игрой высочайшего класса.

Снукер любит мягкие и не сильные удары; повышение силы удара часто приводит к промахам. Когда игрок выполняет тихий удар, то я за него не беспокоюсь - скорее всего, шар будет забит; если же сила удара высокая, то это сразу же вызывает у меня сомнения в забитии шара (и часто шар в самом деле оказывается не забитым). Из-за необходимости постоянно делать выходы на следующие шары, в снукере постоянно приходится придавать винты и вращения битку, а так же совершать сильные удары. В снукере практически никогда удар не совершается в центр битка - он совершается в одну из его боковых сторон (как левую или правую, так и верхнюю или нижнюю) с приданием ему вращения (как бокового, так и прямого, так и даже обратного). Отдельным пунктом мастерства является удар (обычно сильный и прямой) на оттяжке, когда биток, совершив удар по прицельному шару, возвращается обратно, в ту же точку, в которой он стоял, или даже дальше.

Забивают шары тоже чаще всего не прямо, а под углом (говоря по-снукерному, на резке), и прямой шар считается недостатком, мешающим продолжению серии (так как с него сложнее увести биток на выход). Впрочем, сложные резки нередко срываются - игроки не дорезают, то есть придают меньший угол чем нужно; или перерезают, то есть угол оказывается излишним. С другой стороны, часто сами игроки для более хорошего выхода вынуждены делать недорезку или перерезку. Вообще же резки позволяют забивать шары и под углом 90 (а иногда даже более) градусов относительно направления попадания в них битком (помогают в этом винты при ударе по битку, а также особый зачёс сукна на игровом столе).

Так как вся запись превысила максимально допустимый объем поста, вторая часть выложена здесь: http://spalexxx.livejournal.com/88164.html

снукер, спортивная заметка, рассуждение, статья, моя программа, мой взгляд

Previous post Next post
Up