Вальс-миньон

Aug 17, 2006 01:31

Миньон (который мы сейчас называем вальсом-миньоном), судя по информации, приведенной Ивановским, был создан в конце 19 в. ( у Васильевой стоит примечание: Танец сочинен Н. Гавликовским. См.: Гавликовский. Н. Руководство для изучения танцев. Спб., 1907. )
Сейчас он активно исполняется в рамках отечественной программы СБТ.

Состоит из двух частей.
Часть первая:
вальс-миньон
На затакт - плие.
1-й такт па глиссе по линии танца (у дамы - с правой, у кавалера - с левой ноги)
2-й такт первая половина па вальса в правую сторону
3-й такт па глиссе по линии танца (у дамы - с левой, у кавалера - с правой ноги)
4-й такт вторая половина па вальса в правую сторону
5-8 такты - повторение 1-4

Часть вторая:
Вариации. исполняются на 8 тактов.

Из современной танцевальной практики мне известны три вариации:

1. (из Ивановского, повторено у Васильевой, также исполняется на балах СБТшников в СПб)
1 такт балансе вперед по линии танца, соединенные руки (правая - дамы и левая - кавалера) поднимаются над головой
2 такт «Кавалер снимает правую руку с талии дамы и с правой ноги делает полтура вальса вправо, дама делает это движение с левой ноги влево. Соединенные руки плавно опускаются вниз» танцующие оказываются в положении dos-a-dos ( спина к спине)
3 такт балансе назад по линии танца
4 такт переход в положение vis-a-vis (лицо к лицу) «Кавалер влево, а дама вправо делают полтура вальса и принимают исходное положение»
5-8 такты - повторение 1-4 тактов

2. (из танцевальной практики москвичей, предположительно придумана Териеном):
1 такт Одиночное балансе против линии танца.
2 такт Раскрытие по линии танца без продвижения.
3 такт Променад обоих партнеров по линии танца.
4 такт Закрытие по линии танца без продвижения.
5-8 такты Повторение предыдущих четырех тактов.

3. (показано томичами на экзамене на ФСТ-6):
1 такт Раскрытие по линии танца с продвижением
2-3 такты Променад по линии танца
4 такт Закрытие по линии танца с продвижением
5 такт Раскрытие по линии танца с продвижением
6 такт Променад по линии танца
7-8 такты «Соло» (dos-a-dos и vis-à-vis вальсовым шагом)

Обратившись к другим источником, я обнаружила следующее описание:
Из книги Х.Шунина Бальные и балетные танцы. Практический самоучитель. М., 1904, с.104:
«Миньон
Миньон -танец составной.
Первые восемь тактов его танцуют так:
1) Кавалер левой, а дама правой делают шассе вперед, на вторую четверть. Как кавалер, так и дама придвигают к пятке ноги, становясь на носки. При третьей четверти танцующие поднимают руки кверху и опускаются на подошвы. Далее, второй такт дама левую ногу, а кавалер правую, скользя отодвигают назад во вторую четверть. Затем, приподнимаясь, придвигают ноги в третью позицию и опускаются на пятки, при этих движениях танцующие держат руки вниз. Потом один такт, делают тур лицом друг к другу, а второй такт такой же тур, спиной друг к другу. После чего повторяют эти четыре такта сначала, а в заключение танцуют восемь тактов вальса.
Значит танец состоит из 8 тактов, напоминающих па менуэта и 8 тактов вальса.»

Мне кажется, что часть «вариация» по этому описанию может быть разобрана так:
1 такт шассе (может быть заменено на глиссе, аналогичное глиссе из вальсовой части) по линии танца
2 такт глиссе против линии танца
3-4 такты «Соло» (dos-a-dos и vis-à-vis вальсовым шагом)
5-8 такты Повторение предыдущих четырех тактов
вальсовая часть у Шухнина дана в упрощенном виде (глиссе заменены на вальсовые шаги), но небольшое упрощение вообще характерно для этого автора.

При наличии такого количества вариаций, я консультировалась с несколькими преподавателями СБТ из Петербурга, о том, что же правильно, а что - нет. Они подтвердили мое мнение о том, что миньон слегка изменился за последние сто лет, и наиболее правильным будет вариант, при котором партнеры сами решают, какие вариации они танцуют, чередуют их или нет. (Т.е. схема танца аналогична многими любимому «народному» скоттишу).

Существуют еще два варианта, не полностью подходящие под эту схему:

Первый вариант - это клип № 1355 с сайта Дансилла
1 такт Продвижение с раскрытием
2 такт продвижение с закрытием
3-4 такты «Соло» (dos-a-dos и vis-à-vis вальсовым шагом)
5-8 такты Повторение предыдущих четырех тактов
1-2 такты два глиссе по линии танца
3-4 такты два глиссе против линии танца
5-8 такты 4 шага вальса

Скорее всего, это - результат эволюции миньона, происходившей в Западной Европе: здесь все глиссе собраны вместе, и все вальсовые шаги - также вместе.

В книге И.И.Иванова Новейший самоучитель бальных танцев., М, 1911 помещено следующее описание (с.40-41):
«Дама кладет правую руку в левую руку кавалера, свободной рукой дама придерживает слегка приподнятое платье; кавалер правую руку держит у своей талии. Дама правой, а кавалер левой ногой скользят вперед и делают на них остановку, середину другой ноги танцующие приставляют к каблуку ноги, на которой останавливаются и затем приподнимаются на пальцы, опуская выставленную вперед ногу на каблук; левой ногой скользят в сторону и передвигаются корпусом на эту ногу; правую ногу отодвигают к левой на небольшое разстояние, причем носок правой ноги слегка касается пола, затем делают полуоборот назад вправо, придвигая правую ногу к левой, не отрывая от полу ни той, ни другой ноги и опираясь корпусом на левую ногу; далее кавалер и дама, смотря друг на друга, не выпускают рук и скользят левой ногой в сторону, передаваясь корпусом на левую ногу, правую ногу придвигают к передней части левой ступени и приподнимаются слегка на носок, правую ногу опускают на каблук, передаваясь корпусом на эту же ногу.»
Здесь явно «нехватает» большей половины танца. Впрочем, эта книга «отличается» неполноценными описаниями (ср. описание па-де-граса, в котором просто пропала часть шагов: http://spb-bal.livejournal.com/12673.html )

waltz, descriptions

Previous post Next post
Up