Испанский вальс (испанский танец, вальс-контрданс, круговой вальс)

Nov 11, 2008 02:24


Прежде всего хочется изложить краткую историю этого танца по статье Фабио Моллика.
Fabio Mollica Il Valzer dei Maestri Перевод Татьяны Куринской (Mollica 2005:31-42)

«Лондонский преподаватель Чиверс в своем The Modern Dancing Master в 1822 году приводит главу об испанских танцах, которые представляют собой не что иное, как контрдансы, в которых кавалеры в танце передвигаются вдоль ряда дам, и сообщает, что единственным допустимым шагом является вальсовый. Вальсовым контрдансом становится здесь "Гуарача" (Guaracha).
В главе о кадрилях Лоу предлагают уже известный нам La valse en Cotillon с теми же фигурами, что и в опубликованном Барклаем Даном в 1818, а также D'Egville с быстрым вальсовым шагом. Из книги Чиверса берутся Les Mescolanzes, в которых вальс вставлен в различные фигуры; среди прочих отметим сарабанду, которая является не чем иным, как вальсовым контрдансом. Мода на испанские танцы привела к появлению такого вида танцев, как Spanish Dances, которые ничем не отличаются от контрдансов, кроме использования испанских терминов и постоянного использования па де вальс и вальсового вращения, особенно при выполнении "пуссета" - фигур контрданса, включавших вращение одной пары вокруг другой.
Отсылки к Испании, которые окрашивают работы различных преподавателей, обоснованы не только любовью к экзотике, которая время от времени охватывала создателей моды, но и тем, что в Испании вальс действительно использовался в контрдансах. Доказательство этому мы находим в работе преподавателя Антонио Биоска, вышедшей в Барселоне в 1832 году. В его "Искусство танцевать... французские контрдансы" Биоска вводит различные части кадрили, которые в своем названии имеют отсылку к вальсу. El Wals Sensillo, Wals de cuatro Vueltas, El Wals Cortes, хотя и не описывает никаким образом выполнение вальсового шага.
Подтверждение тому, что эта практика укоренилась, мы находим в США. В маленьком анонимном учебнике, опубликованном в Нью-Йорке в 1841 г., The Ballroom Instructor, мы находим описание уже известного Spanish Dance, но с небольшим отличием, которое мы приводим здесь, поскольку оно часто будет встречаться в последующие десятилетия.
Пары могут быть расположены в колонны, в таком случае первая пара меняется местами перед началом так, чтобы кавалер танцевал вдоль линии дам, а дама - вдоль линии кавалеров, или же пары располагаются друг напротив друга по кругу в зале.
Музыка в ритме вальса.
Первая часть: пары балансе вперед назад и меняются местами. Повтор с партнером. Балансе вперед-назад и смена мест. Повтор снова с визави и партнером до возвращения на место.
Вторая часть: пары выполняют мулине правой рукой, на мулине левой рукой возвращаются на место.
Третья часть: пары выполняют прогрессию променадом.
Автор не приводит ни музыкального размера для исполнения отдельных фигур или частей, ни описания вальсового шага или поворота. Это лишь подтверждает, что танцевать вальс в контрдансе стало уже традиционно. Там же, в Нью-Йорке, несколькими годами позже выходит Leaflets of the Ballroom, в котором мы находим снова Spanish Dance в той форме, в которой мы его только что привели,
В Филадельфии Чарльз Дуранг в своем бесценном The Fashionable Casket, вышедшем в 1856 г., дает широкий обзор групповых танцев. Мы снова находим вальс-котильон с некоторыми вариациями.
Мы также находим spanish dance, в котором пары расположены в 2 ряда или лицом к друг другу, по кругу. В этом описании есть небольшое отличие в середине: вперед-назад, смена мест с визави и с партнером повторяется 4 раза на вальсовых шагах, как в традиционном. Затем вместо мулине две пары замыкают круг и выполняют вперед-назад-продвижение дам направо повторяется 4 раза. Затем продвижение пар вальсовым вращением. Эта версия стала общепринятой и сохранилась до наших дней под названием вальсового контрданса.
Преподаватель Хоу из Бостона публикует в 1858 году книгу, в которой предлагает широкий выбор новых вальсовых контрдансов в дополнение к уже известным вальсу-котильону и spanish dance. Это настоящие танцы в 2 колонны с фигурами и шагами вальса. Приведем здесь некоторые из них.
Испанский вальс (Spanish Waltz)
Первая пара - cast off, встречается в конце и танцует вальс вверх по сету (lead up), возвращаясь на место.
Вторая пара повторяет.
Первая пара - вальс в конец колонны (lead down), обратно и cast off на одну позицию.
Первая и вторая пары - right and left.
Де Гармо, преподаватель в Нью-Йорке, между 1865 и 1877 гг. выбирает вариант с мулине правыми и левыми руками в середине танца, тогда как в 1866 году в Лондоне в учебнике The Ballroom Guide предпочтение отдается варианту с замкнутым кругом и постоянной сменой дам.
До 80-90 гг. вальсовый контрданс в виде spanish dance, вальса-котильона и кадрилей в ритме и на шагах вальса сохраняет свои позиции (свое место) в программах таких преподавателей, как Сауз в Глазго (1889) или Харвей в Нью-Йорке (1889). Но внимание преподавателей все больше притягивали новые танцы - такие, как американский вальс бостон, французские фигурные вальсы, английские сиквенс-вальсы. Наконец, в конце 10х годов 20 века в танцевальные залы врываются совершенно другие танцевальные ритмы. Вальсовые контрдансы и вальс-котильон сохраняются на периферии, вдали от шума модного общества. Преподаватель Джон Маклеод из Кирккалди (Шотландия) продолжает предлагать их в 1897 году, Энеас Маккей, преподаватель из Стирлинга, и Космо Митчелл, преподаватель из Абердина, предлагает их еще в 1910 году. После первой мировой войны общественные танцы настолько изменятся, что контрдансы в ритме и на шагах вальса будут рассматриваться и изучаться различными исследователями, которые посвятят себя восстановлению национальных традиций. Они станут элементами (частями) английских old-time dancing , американских vintage dance, французских danse populaire, т. е. свидетельством прошлого.»

В дополнение к обзору, написанному Фабио, хочется отметить следующие факты:
Я не берусь судить о традиции в Испании, но в испаноговорящей Ламерике вальсы-контрдансы были очень популярно. Их форма - то, что движения идут медленно и танцуют все, а не только первая пара - были идеальны для жаркого климата той страны (Calderon de la Barca 1843:24-25; Cochrane 1825: 117-121; Hall 1824:153-155).
Когда из Испании вальсы-контрдансы перекочевал в Англию, в 1830-м г. была опубликована Royal Spanish Quadrill, также исполнявшаяся на вальсовых шагах. Однако фигуры вальсов-контрдансов в ней не использовались (Rogers 2003:103).
Оба варианта испанского вальса (более известного под именем испанского танца) - с мулине и с замкнутым кругом и постоянной сменой дам - были одинаково распространены по обе стороны Атлантики и мирно сосуществовали. Так, в 1847-м г. в книге Leaflets of the ball room упоминаются оба варианта второй части как одинаково возможные (Leaflets of the ball room 1847:15). А два типа построения - в колонну или по кругу - описываются еще в 1841 г. в The Ballroom Instructor (The Ball-room instructer 1841:35-37).
Испанский танец рассматривается авторами как общеизвестный и исключительно популярный. В 1868 г. о нем пишут: «Его не следует танцевать более двух раз за вечер. (It should not be danced more than twice during an evening)» (Beadle's dime ball-room companion 1868:24), а в 1863 г., в книге The ball-room manual of contra dances and social cotillons, with remarks on quadrilles and Spanish dance., посвященной контрадансам и ставящей своей целью познакомить публику с этим видом танцев, описания испанского танца не приводится, но только построение и способ вальсирования (аналогично кадрили в этой работе посвящен всего один абзац) (The ball-room manual of contra dances 1863:28).
Не обходилось и без забавных случаев: в изданном в Мельбурне в 1875 г. «Roberts' manual of fashionable dancing and vade mecum for the ball-room» описаны два «разных» танца испанский вальс и круговой вальс, все отличие которых заключалось в том, что первый танцевался в колонне, а второй - в колонне, замкнутой в круг (Robertson 1875:126-127).
А вот в учебниках Хоува испанский танец и испанский вальс действительно являются разными танцами (описание приведено выше - см. Howe 1858; Howe 1862; Howe 1886).
На рубеже веков появился новый интересный вариант - когда пары стоят в едином кругу, и танцуют не в четверках, а в общем круге (он привезен в Россию Фабио - по словам исследователя, он нашел его в одном из английских учебников).
В наше время традиция вальса-контрданса развивается. К примеру, Тьерри среди прочих бретонских танцев привез вальс «огонь свечи», где мулине (или продвижение в закрытом круге) заменено на шен.

Beadle's dime ball-room companion 1868 Beadle's dime ball-room companion and guide to dancing. Comprising rules of etiquette, hints on private parties, toilettes for the ball-room, etc. Also, a synopsis of round and square dances, dictionary of French terms, etc. New York, Beadle and Co. [c1868] http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.101

Calderon de la Barca 1843 Madame Calderon de la Barca, Calderon de la Barca Life in Mexico During a Residence of Two Years in that Country C. C. Little and J. Brown, 1843 http://books.google.com/books?id=X2ge2Jh1S6cC&dq

Cochrane 1825 Charles Stuart Cochrane Journal of a Residence and Travels in Colombia During the Years 1823 and 1824 chapter 11 1825 http://books.google.com/books?id=RrECAAAAYAAJ&dq

Hall 1824 Basil Hall Extracts from a Journal: Written on the Coasts of Chili, Peru, and Mexico, in the Years 1820, 1821, 1822. A. Constable and Co., 1824 http://books.google.com/books?id=2QtJAAAAIAAJ&dq

Howe 1858 Howe, Elias Howe's complete ball-room hand book, containing upwards of three hundred dances, including all the latest and most fashionable dances ... with elegant illustrations, and full explanation and every variety of the latest and most approved figures, and calls for the different changes, and rules on deportment and the toilet, and the etiquette of dancing. Boston, Ditson & Co., c1858 http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.243

Howe 1862 Howe, Elias American dancing master, and ball-room prompter: containing about five hundred dances including all the latest and most fashionable ... with elegant illustrations, and full explanation and every variety of the latest and most approved figures, and calls for the different changes, and rules on deportment and the toilet, and the etiquette of dancing. Boston, E. Howe, 1862. http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.102

Howe 1886 Howe, Elias The pocket ball-room prompter, containing calls for the different changes and figures to all the principal quadrilles, cotillons, country dances and fancy dances of the day Boston, O. Ditson & Co., c1886 http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.099

Leaflets of the ball room 1847 Leaflets of the ball room. Being a sketch of the polka quadrilles, the Baden, mazurka figures &c. &c. to which is appended the music of the celebrated Redowa waltz, now first published in the United States. Philadelphia, New York, Turner & Fisher [c1847] http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.188

Mollica 2005 Fabio Mollica Il Valzer dei Maestri Storia ottocentesca di una danza // I Libri della Societa di Danza V 2005 Стр. 31-42 Перевод Татьяны Куринской http://olka-fialka.livejournal.com/760154.html

Robertson 1875 Roberts' manual of fashionable dancing and vade mecum for the ball-room; containing a review and full description of all the modern dances, &c. Melbourne, G. Robertson, 1875 http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.147

Rogers 2003 Rogers Ellis A. The Quadrille. A practical guide to its origin, development and performers. Orpington 2003

The Ball-room instructer 1841 The Ball-room instructer [sic]; containing a complete description of cotillons and other popular dances, with illustrations. New York, Huestis & Craft, 1841 http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.225

The ball-room manual of contra dances 1863 The ball-room manual of contra dances and social cotillons, with remarks on quadrilles and Spanish dance. Belfast, Me., H. G. O. Washburn; Boston, G. W. Cottrell, 1863 http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.011

waltz, ecd

Previous post Next post
Up