В связи с надвигающимся ФСТ и аттестацией у меня возник следующий вопрос:
Основным, доступным нам источником по технике шагов 19 века является работа Гордон-Дье (
http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.212) и фактически ее переработанный перевод на английский, выполненный Александром Страти (
http://hdl.loc.gov/loc.music/musdi.154). Жете и ассамбле у Страти описаны седующим образом: ассамбле (36-38 стр)
This step is occasionally performed in all the positions, but at present I shall only describe it as performed in the fifth position. Place your feet in the fifth position, the body erect, (as already directed for the deportment), and the knees well turned outward; rest the body entirely on the leg that is before, taking care to balance yourself well on the haunch; this will disengage the leg that is behind; bend on the leg that is before, and at the same time raise the foot that is behind to the point, keeping the knee well turned outward; extend the knee of the leg that is behind, by sliding the foot on the point just to the second position, where it should arrive, the knee and instep extended, at the same moment you cease to bend on the other leg; then raise yourself on the point of the foot you stand upon, and at same time slide the foot from the second position, into the fifth position before, when both knees should be alike extended; gradually place the heels, keeping them well forward, that you may form the fifth position more easily; finish the step with both knees straight. This step should be performed with both feet alternately. To perform the Assemblé in the fifth position behind, observe the same rule, disengaging the foot that is before, and entering it behind. This step, as an exercise, gives steadiness and the habit of bending and extending the knees and insteps.
Этот шаг в разных ситуациях танцуется из разных позиций, но здесь я его опишу как танцующийся из пятой позиции. Поставьте свои ноги впятую позицию, выпрямите корпус (как всегда полагается для поддержания осанки); и колени разверните в строны; расположите корпус всецело над ногой, которая стоит спереди, позаботьтесь о вашем равновесии на уровне тазовых костей; это вам освободит ногу сзади; присядте на ноге, стоящей спереди, и одовременно поднимите заднюю ногу на носок, сохраняя колено вывернутым наружу; распрямите колено задней ноги скользя носком ноги во вторую позицию, куда она должна прийти, колено и подъем ноги выпрямлены, в то же время вы прекращаете сгибать другую ногу; потом поднимите себя на носке той ноги, на которой вы стояли, и одновременно подтяните ногу из из второй позиции в пятую позицию спереди, при этом оба колена долны быть одинаково распрямлены; постепенно поставьте пятки, сохраняя их вывернутыми, так вы сможете принять пятую позицию легче; окончите шаг с выпрямленными обоими коленями. Этот шаг может выполняться с обеих ног. Для того чтобы выполнить ассамбле в пятой позиции назад, соблюдайте те же правила, отводя ногу, стоящую спереди, и подводя ее назад. Этот шаг, пользуемый как упражнение дает устойиость и привычку к сгибанию и вытягиванию коленей и подъема ноги.
Жете (38-40 стр)
This step is derived from the Assemblé, and, to perform k, follow the same rule as for the Assemblé in the fifth position. The body being placed as directed for the deportment, the feet in the fifth position, balance the body entirely on the leg that is before, which will disengage the foot that is behind; bend on the leg that is before, and at same time raise the foot that is behind on the point, which will make the knee fold a little; keep the knee well turned outward; extend it by sliding the foot on the point, just to the second position; then raise yourself on the foot you stand upon, and at the same time slide the other foot from the second position, into the fifth position before; but, instead of falling on both feet, as in the Assemblé, fall entirely on the foot that is before, and at the same moment raise the foot that is behind, by folding the knee to the side, the point of the foot turned directly down, and kept near the floor, but without touching it. Keep the knees turned to the side, in order to preserve the outward position. The foot that is behind being now disengaged, slide it upon the point to the second position, bending st same time on the other leg, in order to repeat the step with the other foot, and so on alternately. In order to perform this step behind, observe the same rule as to perform it before. Balance the body entirely on the leg that is behind, which will disengage the foot that is before; bend on the leg that is behind, and at the same time raise the foot that is before to the point; slide it to the second position, gradually extending the knee and instep, as you bend on the other leg; then raise yourself on the point of the foot you test on, and st the same time slide the other foot from the second position into the fifth position behind; fall upon it, raising at the same moment the foot that is before, the point turned down, and the foot kept near the leg that is behind, the knees well turned outward. The foot that is before being now disengaged, slide it on the point to the second position, bending at the same time on the other leg, in order to do the same step with the other foot, and so on alternately.
Этот шаг происходит из ассамбле, и чтобы его выполнить, следуте тем же правилам, что и для ассамбле в пятой позиции. Тело должно быть выпрямлено для поддержания осанки, ноги в пятой позиции, центр тяжести всецело находиться над передней ногой, что освободит ногу сзади; присядте на передней ноге, одновременно поднимите заднюю на носок, для чего согните немного колено: следите за выворотностью колена: вытяните ее скользя носком, во вторую позицию: после чего поднимитесь на опорной ноге, и в то же время проскользите второй ногой из второй позиции в пятую спереди; но, вместо того, чтобы опуститься на обе ноги как в Ассамбле, полностью перенесите вес на ногу, оказавшуюся спереди, и в тот же момент поднимите заднюю ногу, откинув колено в сторону, а носок ноги развернув точно вниз, и оставив близко к полу, но без касания его. Сохраняйте колени вывороченными в сторону, чтобы сохранить позиции. Задняя нога теперь свободна, скользит носком во вторую позицию, а другая нога одновременно сгибается, чтобы повторить шаг с другой ноги, и т.д.Для того, чтобы выполнить этот шаг назад, пользуйтесь теми же правилами, что описаны. Поместите вес на ногу заднюю, что освободит переднюю, присядте на задней ноге, и поднимите переднюю на носок; скользите во вторую позицию, максимально вывернув колено и подъем, пока вы приседаете; затем поднимитесь на носочек ноги, на которой стоите, и в то же время скользите свободной ногой из второй позиции в пятую заднюю; опуститесь на нее, одновременно подняв переднюю ногу, вывернув носочек, чтобы он смотрел вниз, и держите ступню около задней ноги, при хорошо вывернутых коленях. Нога, находящаяся впереди, теперь освобождена, скользитее ее носочком во вторую позицию, приседая в то же время на другой, чтобы сделать тот же шаг с другой ного и т.д.
Насколько я знаю, так их танцуют в Киеве, Казани, СПб, и так же их показывал когда-то Ростик.
Думаю, все, кто был на классах Фабио, помнит вариант жете - жете де коте, который показывал он. Жете де коте также описано у Страти. (
http://memory.loc.gov/cgi-bin/query/r?ammem/musdi:@field(DOCID+@lit(M15449)) последние две скобки нужно дописать к ссылке вручную) Фабио, комментируя свое жете сказал, что он взял за основу жете-е-коте, слегка оптимизировав его, т.к. его система - это система для современных людей, которым тонкие подробности не интересны. Но в нашем обществе распространено Н других вариантов жете-ассамбле. К примеру, на балу на Блинкоме я видела учеников нескольких школ, которые сравнивали свои жете - причем у них было 4 разных варианта, и только в одном я узнала Фабиевский, вариантов "по Страти" не было.
Соответсвенно, у меня вопрос к уважаемым преподавателям: не могли бы вы указать источники тех вариантов жете-ассамбле, которые вы преподаете?
(Особенно, если вы базируетесь не на описании Страти и не на технике Фабио)