о том, что можно улучшить в статье.
Статья - под катом. Это не окончательный вариант, вдобавок он без примечаний, поэтому очень прошу: не копировать, никуда не выкладывать и пр.
Пусть живет (пока) только здесь
Е.В.Еремина-Соленикова
Л.П.Стуколкин
Одним из танцовщиков, работавших в 1850-х - 1880-х гг. в Императорских театрах, был Лев Петрович Стуколкин. Происходивший из семьи вольноотпущенных крестьян господ Щепотьевых мальчик родился в Санкт-Петербурге 19 февраля 1837 г. В 13-ти летнем возрасте, летом 1850 г. он поступил в Театральное училище, на балетное отделение, «казенным воспитанником» . После окончания Училища, Лев Стуколкин был принят на службу в балетную труппу Петербургских театров корифеем . Это случилось 24 марта 1857 г. Но по правилам того времени в «стаж» службы ему были засчитаны годы обучения, начиная с 16 лет; поэтому с точки зрения Театральной Дирекции Стуколкин служил с 19 февраля 1853 г.
Стуколкин танцевал много, но крупных сольных партий в его репертуаре почти не было - наиболее известной была, пожалуй, только партия Дровосека из балета «Сон в Летнюю ночь». Кроме того, он регулярно выступал как дублер в крупных партиях. Регулярно он был занят на выездных спектаклях.
Ныне уже сложно установить отношение к нему начальства - выговоров он не получал, а положительные отзывы о нем были высказаны всего лишь дважды: «с примерным усердием исполняет свои обязанности, почему и сделался полезным и даже необходимым артистом в балетах, при том же будет занят летом в Красном Селе» и «во время служения при театрах, он, Стуколкин, обязанности свои исполнял, при хорошем поведении, с примерным усердием» . Первый отзыв был написан на письме о выделении Стуколкину пособия на погашение долгов, второй - на аттестате на жительство, выданном после увольнения артиста. Так что оба можно считать просто типичными положительными характеристиками, соответствовавшими ситуации, в которой они были выданы.
Стуколкин регулярно просил о повышении до должности танцовщика 2-го разряда , но в долгожданной должности танцовщика-мимиста был утвержден только в 1880 г. Однако уже в 1884 г. Лев Петрович был уволен , с сохранением за ним звания «Артиста Императорских театров». В это время вышло новое положение о штатах, и Дирекция не имела права держать на работе пенсионеров, если они не отличались большим талантом или другими танцевальными заслугами. Одновременно с ним был уволен и другой танцовщик, позже ставший коллегой по преподаванию - А.Д.Чистяков .
Лев Петрович женился по меркам нашего времени достаточно рано - в 21 год. 5 сентября 1858 г. он обвенчался с Варварой Стрельской, которая всего на год была младше мужа.
Варвара Васильевна родилась в Москве, в семье оперного певца Василия Ивановича Стрельского (настоящая фамилия - Старов) и драматической актрисы Серафимы Ивановны Виноградовой. Впервые маленькая Варя вышла на сцену в три года, на подмостки ее вывел сам Михаил Сергеевич Щепкин. В петербургское театральное училища Варвара и ее брат Николай, позже ставший музыкантом, были определены в 1845 г. Девочка училась сначала балету, а затем драме (у П.Григорьева и В.Василько-Петрова). На сцене петербургских театров выступала еще во время учебы - как в балетах, так и в драматических спектаклях. В 1857 г., после окончания училища, поступила в Александринский театр, где и проработала до конца жизни, заслужив звание заслуженной артистки . Забегая вперед, скажу, что Варвара Васильевна надолго пережила мужа и умерла в 1915 году.
У Стуколкиных было много детей: Николай родился в 1859 г., Лидия - в 1863 г., Борис - в 1869 г., Александр прожил всего два с половиной года (он умер в 1873 г.), Мария - еще меньше - четыре с половиной месяца (она родилась и умерла в 1873 г.), последняя дочь, Наталья, родилась в 1884 г.
С самого начала службы у Л.П.Стуколкина была очень небольшая заработная плата, мизерная даже по меркам того времени: 220 руб. в год., причем поднимали ее очень редко и не на много: к 1864 г. танцовщик получал 260 руб., в 1864 - 350 руб., с 1868 г. - 400 руб., с 1880 г. - 500 р., и только в 1882 г. - 1000 р. в год. Эти деньги дополнялись поспектакльной платой, а с 1873 г. - еще и пенсией в 400 руб., но на жизнь всей большой семьи их не хватало . Основным кормильцем семьи была Варвара Васильевна, выпущенная из Училища на оклад 120 руб. в год, но уже через год получавшая 600 рублей, а в 1885 г. - 4000 рублей. Однако и ее денег не хватало: в личных делах артистов хранится множество просьб о выделении им материальной помощи . Самым тяжелым выдался 1873 г. Сам Стуколкин описывал положение семьи в письме к Министру Императорского Двора графу А.В.Адлербергу 2-му так: «Прослужив двадцать лет, я ни разу не осмеливался беспокоить особу Вашего Сиятельства просьбою о вспомоществовании, но обстоятельства жизни, каковы, почти одновременная смерть сестры, брата, рождение и смерть дочери, дают мне смелость обратиться к Вашему Сиятельству с глубокою просьбою не оставить милостивым пособием человека честно и добросовестно прослужившего двадцать лет, и обремененного большим семейством и единственную его опору. - При дороговизне какую мы испытываем в настоящее время, я с моим семейством дошел до крайняго положения и только милостивое внимание особы Вашего сиятельства может спасти меня и семейство от полнейшего разорения. Танцовщикъ Левъ Стуколкинъ. 1873 г. мая 8 дня» . На этом беды семейства не кончились: через четыре дня после письма у Стуколкиных умер маленький сын Александр. Кроме того, весь 1873 г. старый кредитор семейства, переяславский купеческий сын Моисей Финкельштейн требовал через управу Благочиния уплаты долга по векселям - 313 рублей, которых Л.П.Стуколкину, служившему в этот период «в благодарность», без жалования, взять было негде. К счастью для артиста, после того как Финкельштейн отверг расписку Варвары Стрельской-Стуколкиной об обязательном погашении долга частями, но в течении оставшихся месяцев 1873 г., и потребовал посадить и Стуколкина, и Стрельскую в долговую тюрьму, вмешались Дирекция Императорских театров и Министерство Императорского Двора, и помогли артистам погасить этот огромный для их достатка долг.
Однако, хоть призрак тюрьмы и отступил, нужда оставалась частой гостьей в семье артистов. С каждым годом все возрастали расходы на обучение детей, так что Стуколкину и Стрельской приходилось подавать все новые просьбы о материальной помощи в Дирекцию Императорских театров. Не удивительно, что Лев Петрович выступил одним из учредителей и главных деятелей похоронной кассы, созданной незадолго до его смерти при Дирекции Императорских театров. Касса была создана потому, что многие театральные деятели умирали в глубокой нищете, и родственникам не на что было их похоронить .
К несчастью артистов, их дети, особенно сыновья, выросли не самостоятельными людьми: от неорганизованности часто теряли виды на жительство; Борис дважды был под судом (один раз - привлекался вместе с братом Николаем за кражу); семьи детей жили вместе с родителями - и Варвара Стуколкина уже после смерти мужа, в 1905 году, указывала, что на ее иждивении находятся 17 человек . Кроме того, младшая дочь, Наталья, росла очень болезненной девушкой .
В такой ситуации родителям приходилось много работать. Вот как сам Стуколкин характеризует свою занятость в письме к Директору Императорских театров А.М.Борху: «Согласно желанию Вашего Сиятельства о возможном сокращении поспектакльной платы, я участвую во всех дивертисментах при русских операх, в самих операх и в балетах, таким образом я бываю занят до ста двадцати раз в год и исполняю возлагаемые на меня обязанности настолько добросовестно, на сколько возможно.»
Дополнительно к работе на сцене Императорских Театров Л.П. Стуколкин занимался постановкой балетных дивертисментов на частных сценах. Однако выступления артистов Императорских Театров «от себя» в частном порядке официально были запрещены, и крупных постановок ему осуществлять не удавалось .
Более успешны были поездки с гастролями и дивертисментами по России. Вначале Стуколкин гастролировал с женой (они вместе ездили в 1861 г. в Гельсингфорс и в 1863 г. в Нижний Новгород, позже Стрельская сопровождала его в 1870 г. в поездке в Витебск), позже один или с организованными им товариществами. География выступлений Л.П.Стуколкина была достаточно широкой: Гельсингфорс, Нижний Новгород, Рыбинск, Витебск, Смоленск, Вильно; причем в Рыбинск, Витебск и Смоленск артист возвращался неоднократно .
Работа с провинциальными театрами очень нравилась Стуколкину, приносила моральное и материальное удовлетворение. В 1868 году он даже хотел открыть отдел по ангажементу артистов и артисток для провинциальных театрах при конторе комиссионерства и агентства А.Я.Путята. Но его прошение было отклонено министром внутренних дел . В следующем году Стуколкин хотел перейти на постоянные гастроли по провинциальным театрам, но Дирекция не согласилась .
Впрочем, и в Петербурге артист находил возможности для дополнительных заработков. Чаще всего он подрабатывал уроками бальных танцев. Это была обыкновенная практика артистов балета, приносившая пусть небольшие, но очень необходимые средства . Свои уроки Стуколкин начал давать еще в начале артистической карьеры . Так, в 1860 г. он занимался с детьми баронессы фон дер Пален, где познакомился с великой русской балериной Е.И. Колосовой, тогда уже старухой (она приходилась ученицам Стуколкина прапрабабушкой) . Судя по отдельным замечаниям, помещенным в книге артиста о преподавании танцев, он консультировал провинциальных почитателей своего таланта о правильном исполнении танцев . После увольнения из Императорских Театров Л.П.Стуколкин вплотную занялся преподаванием танцев. Уже в первом издании своего руководства к изучению танцев, выпущенном в 1885 г. он именует себя «преподавателем в мужских и женских казенно-учебных заведениях». Но, к сожалению, сам артист не указывал, где он преподает; в его личном деле не сохранилось никаких упоминаний о преподавании , и даже в некрологах названия учреждений не упоминаются . Единственной зацепкой могут служить помещенные в третьем издании программы танцев, преподаваемых в учреждениях императрицы Марии и кадетских корпусах. Если Л.П.Стуколкин работал по этим программам, то он, несомненно, следовал опыту Т.А.Стуколкина - известного русского танцора и преподавателя «салонных» танцев, работавшего в Смольном, Екатерининском, Патриотическом, Елизаветинском институтах и Александровском лицее . А также сотрудничал со своим коллегой по Императорским театрам, А.Д.Чистяковым, который преподавал в кадетских корпусах и мужских и женских гимназиях (кстати, в учебнике Чистякова опубликована та же самая программа преподавания, что и у Стуколкина ). Преподаванием танцев Лев Петрович занимался очень активно: его жена писала «Муж мой … несет непосильный труд преподаванием уроков и конечно, точно также нуждается в восстановлении здоровья» . А в некрологах о нем говорится «Он принадлежал к числу лучших в Петербурге учителей бальных танцев». И даже не зная, где именно артист преподавал, мы все равно имеем представление о методах и принципах, применявшихся Л.П.Стуколкиным: он сам подробно их описал в своем учебнике. Артист очень много внимания придавал обучению детей - видимо, это были его любимые ученики, работу с ними он очень ценил. Предпочитал учить танцам в группах, а не индивидуально, что было оправдано в отношении кадрилей, полонеза, и многих других танцев. Стуколкин считал необходимым дать ученикам хотя бы азы хореографической техники, а не заниматься исключительно вызубриванием схем танца, как это практиковалось у многих учителей конца XIX века. По его мнению, базовые элементы - плие, батманы, глиссады настолько важны для умения танцевать и понимания па, что даже тем, кто до Стуколкина занимался у других учителей, артист предлагал пройти «краткий вводный курс», содержащий основы хореографии. В изложении своей методики преподавания артист подчеркивает , что очень важно все элементы занятия подавать в единой связке. Например, отрабатывая движение в колонне, показать ученикам марш; при работе над взаимодействием в парах, в качестве упражнения использовать вторую фигуру французской кадрили; а при изучении шассе показать пользу этого движения для польки и вальса в два па.
Другой очень важной частью танцевальной жизни Л.П.Стуколкина была организация и проведение танцевальных вечеров. Он, как правило, исполнял обязанности распорядителя, к которым подходил очень творчески.
Например, по окончании одного из летних сезонов на даче в Озерках, он раздал всем, кто приходил на его танцевальные вечера отпечатанные листовки со стихотворением собственного сочинения:
Позвольте мне при расставаньи
Благодарить всех милых дам
За благосклонное вниманье
К моим оконченным трудам.
Быть может, иногда случалось,
Что скучно было на балах,
Иль что-нибудь не удавалось,
Иль, может быть, я на словах
Кого обидел - то простите:
Ошибки с каждым могут быть.
А Вы, надеюсь, не хотите
Меня холодностью убить.
И так расстанемся друзьями;
Дай Бог, чтоб в будущем году
Пришлось опять встречаться с Вами
Здесь в Озерковском же саду.
Распорядитель был всегда очень важной персоной на балах и танцевальных вечерах: он определял программу, следил за порядком в танцах, помогал с подбором пары дамам, которых мало приглашали, а также искал визави парам для кадрилей. Кроме того, от искусства распорядителя зависело как именно будут танцеваться мазурка, котильон, последние фигуры кадрилей - т.к. именно он назначал фигуры, определял движения и последовательности, во многом импровизировал. Именно от мастерства распорядителя (или «кавалера-кондуктора, как его иногда называли на английский манер) зависело настроение общества и во многом успех вечера. Все эти моменты Стуколкин подробно рассматривает в своей книге, где целую главу посвящает советам распорядителям. Причем с его точки зрения, главная обязанность распорядителя - это организация именно самого танцевального процесса: формировать и объявлять программу, следить за порядком, расставлять танцующих в нужные построения - колонны, кадрили и прочие фигуры, следить за правильностью исполнения музыкантами танцев и за длительностью каждого танца (к примеру, при духовом оркестре рекомендуется не затягивать танец, т.к. долго играть на духовых инструментах тяжело). А также следить за настроением публики и менять программу в соответствии с этим настроением, к примеру, в начале ставить больше вальсов, чтобы «растанцевать» пришедших, т.к. в начале вечера всегда ощущается некоторая напряженность и неоживленность. Интересны советы распорядителям, как отвечать на просьбы найти визави. Как уже говорилось, многие танцоры считали подбор визави обязанностью распорядителя. В таких просьбах Стуколкин рекомендовал не отказывать, но отвечать в выражениях, которые не предполагают обязательного исполнения просьбы, например, «постараюсь», «как только услышу - сообщу». Кроме того, после подобного ответа «сам просивший, найдя себе vis-à-vis безъ вашего посредства, придет благодарить васъ за труд, о котором вы подчас позабыли и думать». Также артист подсказывает распорядителям некоторые приемы, которые могут облегчить их нелегкий труд, например, в большом собрании повесить на стене программу бала и надеть специальный значок, по которому все могут опознать распорядителя.
Также большую часть руководства составляют советы по подбору фигур для танцев. Во второй половине XIX века в Западной Европе и Америке балами руководили промптеры - эти люди не только распорядительствовали (следили за порядком, организацией бала), но и дирижировали танцами, объявляя их фигуры. А публика, привыкшая танцевать по указу промптера, не тратила время на запоминание танцев, но исполняла именно те варианты, которые были озвучены на балу. Это позволяло делать бал более интересным, а танцы - разнообразными. В России, к сожалению, подобной практики не было. Л.П.Стуколкин изучил западный опыт и писал: «Заграницею (во Франции, въ Германии) например, распорядитель самъ не танцуетъ, а только командуетъ, назначая танцующимъ каждое движение. И общество там такъ къ этому привыкло, что считаетъ страннымъ сделать то или другое движение раньше, чем скажет распорядитель. Танцующие с полной доверчивостью относятся къ указаниямъ распорядителя, и потому танецъ идетъ ровно, гладко, стройно, красиво. Вот къ чему должны стремиться гг. распорядители; они обязаны быть хозяевами развлечения, распоряжаться которыми имъ поручило общество».Но при этом Л.П.Стуколкин был против искажения и перестановки фигур в таких распространенных в русском обществе танцах как Французская кадриль и Лансье. Он осуждал тех, кто считал эти танцы устаревшими, требовал внести в них разнообразие; а также крайне негативно отзывался о кадрили-монстре, хоть и описывал этот новомодный танец. Работу распорядителя по подбору фигур артист видел прежде всего в составлении котильона и мазурки.
От описания биографии танцора мы постепенно перешли к анализу его книги. Впервые его книга, «Опытный распорядитель и преподаватель бальных танцев» увидело свет в 1885 году . И уже в первом издании мы встречаемся почти со всеми основными частями учебника: методикой преподавания, правилами для распорядителя, описаниями шагов и танцев. Учебник был достаточно подробный и содержал 177 страниц. По-видимому, идея этого учебника вынашивалась Стуколкиным уже давно: «Заметный упадок общественных танцевъ, этого эстетическаго, благороднаго и полезнаго в гигиеническом отношении препровождения времени между молодыми людьми, навелъ меня на мысль, предпринять издание «Общедоступнаго», толковаго руководства к изучению бальных танцевъ, съ скромною целью поднять это искусство и темъ возстановить въ молодежи охоту и жеание къ занятию более приятнымъ и полезнымъ развлечениемъ, чемъ карты, биллиардъ и т.п.» (с.2). Судя по всему, учебник оказался очень востребованным, в 1890 г. Стуколкин выпускает второе, исправленное и дополненное издание . В нем появляются несколько статей: о пользе преподавания танцев; краткий исторический очерк салонных танцев; характеристика национальных танцев. Книга получила хорошие отзывы, к примеру, Чистяков в своем руководстве пишет: «Лучшимъ из нихъ[самоучителей бальных танцев - Е.С.] надо считать книжку Л. Стуколкина «Преподаватель и распорядитель бальныхъ танцевъ; 2-е изд. СПБ, 1890». Руководство это содержитъ наиболее полное и подробное описание бальныхъ танцевъ, но въ немъ мало методическихъ указаний, столь ценныхъ для преподавателей.» В 1894 г. выходит третье издание книги - это является, наверное, самым лучшим показателем ценности и важности этого учебника - большинство самоучителей не выдерживало более одного издания . Сам автор начал третье издание словами: «Приступая къ третьему изданию своего руководства и, входя, такимъ образомъ, въ восьмую тысячу отпечатанныхъ экземпляровъ, я вправе думать, что сочинение мое принесло известную долю пользы, какъ учащимъ, такъ и учащимся. Вотъ это то отрадное, для авторскаго самолюбия, внимание , со стороны публики, и поощрает меня на дальнейшее исправление, указанных практикою, вкравшихся пробеов и, къ возможному дополнению, недосказанного въ предыдущих изданияхъ.» (с.3) Из дополнений, указанных Стуколкиным, основными были иллюстрации. Кроме того, появились описания еще нескольких народных танцев, новых фигур котильона, и сочиненной самим артистом кадриль-мазурки. Интересно то, что Стуколкин упоминает современные ему танцы, такие как па-де-катр или тирольен, но не дает их описания, в трех изданиях подряд ограничиваясь разбором французской кадрили, лансье, польки, вальса, мазурки, польки-мазурки и котильона. В 1901 г. выходит четвертое издание учебника. В этом не было бы ничего удивительного (особенно учитывая успех предыдущих трех изданий), если бы не одно «но»: Л.П.Стуколкин умер в 1895 г. Издание полностью повторяло текст третьего издания книги (вплоть до внутритекстовых сносок на страницы, не совпадающие со страницами нового издания, а также по инициативе издателя было дополнено описаниями новых танцев, вошедших в моду на рубеже веков - па-де-катра, па-де-патинера, шакона, помпадура, венгерки, па-д’эспаня, миньона. Все эти описания были составлены Н.Л.Гавликовским и опубликованы в его руководстве . Артист опубликовал в нем многие из танцев, популярных в Европе, но при перепечатке этих описаний в книге Стуколкина издатель назвал Гавликовского изобретателем этих танцев, кем он, на самом деле, не был.
Возвращаясь к тексту Стуколкина, хочется отметить, что это был не только интересный и многоплановый, но и очень хорошо продуманный учебник. Кроме разделов, необхдимых танцорам-современникам артиста (о шагах, о схемах танцев), здесь был материал для преподавателей и распорядителей, и эти главы помогали не только тем, кто учил и организовывал балы но и рядовые танцоры, прочитав их, могли лучше понять как вести себя на балу, чтобы получать больше удовольствия и меньше мешать другим.
А также - и это было новым для авторов самоучителей - у Стуколкина был помещен очерк истории бальных танцев. И это было не случайно. «Их было еще немного, тех, кто жаждал на балетных подмостках обновления. Артист и педагог Лев Петрович Стуколкин и любитель балета, сотрудничавший в «Московских ведомостях» Дмитрий Мухин изучали историю русского балета, писали статьи, надеясь, что знание прошлого поможет молодым деятелям театра найти свое место и в новом балете.» Артист полагал, что знание истории танца привлечет молодых людей, к которым прежде всего и была обращена книга, на танцевальные вечера и поможет оживить интерес к этому виду досуга. В очерке по истории автор прежде всего приводил примеры, связанные с известными историческими личностями, пытаясь аргументировать свое мнение о значении танцев. Впрочем, стоит отметить, что очерк по истории салонных танцев содержит много ошибок и неточностей.
Историческое исследование, помещенное в самоучителе, было не единственным трудом Л.П.Стуколкина по истории танца.
В Российском Государственном Историческом Архиве, в фонде Анатолия Евграфовича Молчанова, вице-президента Русского Театрального общества, редактора журнала «Ежегодник Императорских театров», хранится рукопись артиста «Исторический очерк Петербургского балета», видимо, отданная Л.П.Стуколкиным издателю на рецензию. На рукописи нет даты, но судя по упоминаниям о смерти А.В.Вальберг и издании Архива Дирекции Императорских театров, она была закончена после 1892 г. «Это было время роста общественно-художественных интересов и деятельности русских мастеров танца. В.Степанов создает оригинальную систему записи танца, Тимофей Стуколкин публикует мемуары в журнале «Артист», его однофамилец В.Стуколкин хлопочет об организации ссудной кассы для нуждающихся товарищей, Лев Иванов в своем дневнике робко делится своим опытом с молодым поколением артистов. В балетной школе выдвигается вопрос о необходимости повысить общую культуру будущих артистов.» Труд Л.П.Стуколкина был в этом смысле «в русле времени». Сам он называл свою работу справочником для артистов балета, и стремился собрать в этом справочнике максимальное количество сведений о русском балете: перечислял всех артистов с указанием лет жизни, сыгранных спектаклей и даже размера годовой платы; рассказывал о всех балетмейстерах, приводя цитаты из газет, где критики прошлых дней восхищались новыми постановками или ругали их; в меньшем количестве уделял время характеристике отдельных балетов, приводил подробные списки постановок. Кроме архивных данных и биографических справок, в книге были помещены обширные исторические очерки, которые не потеряли своего интереса и для наших современников, и читаются «на одном дыхании», как чудесный роман из жизни петербургского балетного театра.
Однако увидеть свет этой книге было не суждено. 20 мая 1895 г. Л.П.Стуколкин умер в Петербурге от туберкулеза («чахотки легких»). Не помогло и путешествие, предпринятое супругами Стуколкиными на Кавказ и к Азовскому морю, по совету докторов. Болезни легких, которые преследовали Льва Петровича всю жизнь, догнали его. Похоронен артист был на кладбище Александро-Невской Лавры, а театральная общественность почтила его память двумя некрологами.