Бодхи выложил свое видение истории котильона. Я у него в комментах - свое.
http://bodhij.livejournal.com/85434.htmlДублирую свое мнение здесь, но предлагаю обсуждать там, чтобы вся дискуссия шла в одном месте:
Я планировала выставить свое исследование книги 1828 г. а Конференцию, но вчерашний доклад Юры сподвигнул меня выложить тезисы раньше :)
Итак, что мы имеем:
ну, про котильоны 18 века я рассказывать не буду, о них итак все знают
из этого типа танцев во Франции на рубеже 18-19 и в первые десятилетия 19 появились многофигурные кадрили
Эти же старые котильоны мы знаем в Германии (по Беккеру), в России в 1825 г. (по Петровскому, с названием кадрили)
у Катфусса в 1800/2 гг. старые котильоны
Ханнелоре рассказывает о книге 1805 г., где припевы (может, и куплеты - я плохо знаю немецкий) были заменены кругами вальса
у Хелмке (1829), у Беккера (1820,23) - новые котильоны, танцы-игры на 12 пар
котильоны есть в Дании в 1823 г. На 16 пар. Текст не читала картинка похожа на Хелмке.
во Франции в 1823 г. есть какая-то брошюра
в России танцкниг до 1825 г. нет<
в 1825 г. описывается танец-игра
в 1828 г. есть целая книга о котильоне, причем в ней в котильон включены многие современные танцы и в этом же котильоне есть целая группа фигур для кадрильного сета, если сравнивать эти фигуры с фигурами кадрилей, описанных в Английских или испанских источниках - вполне типичные кадрильные фигуры, разницы особой нет
в России есть в нашем распоряжении бонус - мемуары - в которых котильон упоминается в 1817 году (да, там именно новый котильон, почему - в другом посте)
и мы НИЧЕГО не знаем про Австро-Венгрию
зато кто-то из американцев 19 века (я вспомнила, это не на ФСТ говорили, это Артур в каком-то учебнике откопал) говорит, что котильон появился на Венском конгрессе в 1815 году
с одной стороны, у нас есть примеры Стуколкина с историческим очерком и экосеза у Вольтера; с другой - в Америке прекрасно помнили, что кадрили - это потомки котильонов 18 века. Пэтому однозначно это утверждение (про венский конгресс) я бы пока не откидывала
Это - краткое описание источников.
Конечно, заманчиво однозначно возвести всю традицию котильонов нового типа к Германии - ибо там есть источники. Но отсутствие танцкниг (особенно отсутствие танцкниг в нашем распоряжении) - не показатель того, что в той или иной стране ничего не происходило. И вариант: все страны, где источников нет, скопировали уже готовую форму - тоже как минимум спорен. Если так рассуждать, то полонез окажется немецким танцем - так как первые доступные его описания (а не упоминания) напечатаны в немецких книгах. В качестве другого примера можно привести экосез: этот танец есть и в немецкой, и в русской традиции, но в Россию от попадает (кстати, откуда? этот вопрос пока открыт) на ранних этапах формирования, и в результате российская традиция экосезов отличается от окончательно сложившейся в Германии (хоть и не сильно). И еще один момент: Германия - это не государство, а набор земель. Эти земли, конечно, поставляли всей Европе принцесс, но все-таки для того, чтобы громадная и очень чванливая Империя рабски следовала немецкой танцевальной моде, в тот же год слизывая все новинки, нужны какие-то веские исторические основания.
Пока на мой взгляд, дело обстоит следующим образом: территорией с общими танцевальными тенденциями, имхо, были Австро-Венгрия, немецкие земли и Россия - тем более, что в период перед Наполеоном и наполеоновских войн, политически эти государства сблизились. На этой территории и зародился котильон. Пока мы не можем сказать где именно.
Видимо, процесс появления котильона из старых котильонов был во многом родственнен процессу появления кадрили из котильонов во Франции. Но вот об этом я точно до конференции подробно не напишу :)) Но на этот процесс повлияла не блестящая техника (как во Франции), а привычные для региона в целом танцевально-игровые традиции.
Да, в Беккере к.18 в. упоминаются целых 2 танцевальных игры. Но вот про танц. игры у нас есть материал по России. Причем можно предположить, что это вообще явление, регулярно в России возникавшее: сначала Петр с его гроссфатером и цепочечным танцем; гроссфатер потом доживает до н.19 в., правда, не понятно в каких формах. Затем во 2 пол. 18 в. у нас есть круглый полонез; стати, по структуре похожий на новый котильон - можно предположить по мемуарам, что полонез в данном случае танцевался как общий тур + соло всех пар, где не понятно, что они делали:
"По замечанию И.М.Дологорукова этим отличался особенно «круглый польский, который, кажется, был выдуман для интриг: он продолжался по нескольку часов, все в свою очередь, отделав, по условию фигуру, стояли на своих местах, и каждая пара о чем-нибудь перебирала; разумеется, что разговоры такие были не философские: тут скромная и благородная любовь искала торжества чувствительного и нежного" (цитата из статьи Вознесенского)
Новый котильон, в отличие от старого, кстати, тоже многочасовой и тоже хорошо подходит для любовных объяснений). Потом будут котильон, мазурка (изначально пришедшая из Польши как процессионно-фигурный, а не игровой танец), кадриль-монстр. Вобщем, поиграть в танцах в России любили всегда :)
Где (в каком именно городе/именнии) впервые под названием котильон появилась танцевальная игра - не суть важно. Из названий более вероятно, что это произошл не на территории России. Имхо, этот танец в целом - производное именно региона, и эта идея по региону быстро расходится (что более вероятно, чем скоростное за 2 года распространение готового танца). И на начальном этапе технические характеристики этого танца различались. Например, у Хелмке - это танец на 12 пар (в базе, в реальности могло быть и не совсем так), в России - количество пар не ограничено, но большое количество фигур рассчитаны на 4 пары; у немцев упор идет только на игру (поправьте меня, если не так), в России в котильон включаются все танцы, до которых дотянулись.